56RS0018-01-2023-002885-66
Р Е Ш Е Н И Е
20 июня 2023 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Месяц О.К.,
при секретареКарамакановой Е.Ю.,
с участием: помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Обуховой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Центрального района г.Оренбурга на постановление государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № ... от 17 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ, в отношении руководителя обособленного подразделения «Центральное» общества с ограниченной ответственностью «Природа» Самойлова Константина Юрьевича,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № ... от 17 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ в отношении руководителя обособленного подразделения «Центральное» общества с ограниченной ответственностью «Природа» Самойлова К.Ю. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением государственной жилищной инспекции по Оренбургской области прокурор Центрального района г.Оренбурга обратился с протестом в котором просит постановление от 17 марта 2023 года отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга - Обухова Ю.С, доводы протеста поддержала в обоснование указала, что ООО «Природа» является региональным оператором, исполнителем по вывозу твердых коммунальных отходов.
Пунктом 11 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, (далее - далее СанПиН 2.1.3684-21) установлена кратность вывоза отходов при эксплуатации контейнерных площадок - при температуре плюс 5°С и выше - ежедневно, при температуре 4°С и ниже - не более 3 суток.
Согласно приложению № 1 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что кратность вывоза отходов при эксплуатации контейнерных площадок зависит от расстояния от объекта нормирования, так при расстоянии от объекта нормирования от 15 до 20 метров предусмотрен ежедневный вывоз мусора при любом температурном режиме.
Установлено, что контейнерная площадка, расположенная между многоквартирными домами (далее - МКД) ... располагается в 12 метрах от МКД № ... метрах от МКД № ...
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства вывоз мусора с вышеуказанной площадке должен производится ежедневно вне зависимости от температурного режима.
При проведении проверки установлено, что маршрутом № ... ООО «Природа» установлен ежедневный график вывоза отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: ...
По результатам проведенной проверки, прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Природа» по данным отчёта посещения геозон 09.01.2023, 10.01.2023, 12.01.2023 не производило вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной между МКД ... по ул. Луговой г.Оренбурга, что привело к нарушениям санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, по мнению прокуратуры, в ходе проверки установлен факт события административного правонарушения.
Доводы начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о том, что требования СанПиН 2.-1.3684-21 устанавливают требования по обращению с отходами на территории муниципального образования и не регулируют параметры качества коммунальной услуг, а также указывают лишь на срок временного накопления несортированных ТКО, а не на их вывоз, по мнению прокуратуры являются ошибочными.
Так, приложение № 1 СанПиН 2.1.3684-21 установлена именно кратность вывоза отходов с контейнерных площадок, которые расположены на расстоянии от объекта нормирования от 15 до 20 метров при любом температурном режиме.
В силу требований п. «а» ст. 31 Правил № ... исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В связи с вышеизложенным, в действиях руководителя обособленного подразделения «Центральное» Самойлова К.Ю., являющегося должностным лицом, не обеспечившим соблюдение требований жилищно-коммунального законодательства при обращении с отходами на территории г. Оренбурга, прокурором усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ - нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы протеста, пояснения помощника прокурора, опросив в качестве свидетеля должностное лицо Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Баронову Л.А., судья пришел к следующим выводам.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, для установления наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством (ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются, в том числе граждане и юридические лица
При этом ч. 4 ст. 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В силу п. 2 Правил № 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем признается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из требований пп. «ж» п. 4 Правил № 354, потребителю может быть представлена коммунальная услуга - обращение с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 4.1 Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом ХУ(1) Правил № 354 (п.п. 148.1-148.49).
В соответствии с п. 148.1 Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148.4-148.6 Правил № 354.
Также договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 п. 148.1 Правил № 354).
В силу пп. «в» п. 148.4 Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.
Исходя из п. 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления собственникам коммунальной услуги по обращению с ТКО, применяются Правила № 1156 в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - типовой договор) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации (п. 8.17 Правил № 1156).
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По смыслу положений Правил № 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение площадки накопления ТКО по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, которые ведутся органами местного самоуправления в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требованиями к его содержанию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
В силу п. 2 Правил № 1156 контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров (мусоросборников, предназначенных для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов) и бункеров (мусоросборников, предназначенных для складирования крупногабаритных отходов).
Согласно п. 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п. 11 Правил № 1156).
Таким образом, на регионального оператора возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом «а» п. 148.22 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены в Приложении № 1 к Правилам № 354 (п. 148.45 Правил № 354).
Пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 для коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены параметры качества: обеспечение исполнителем своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Из материалов дела следует, что прокуратурой на основании поступившего обращения жителя принято решение от 02.02.2023 № 17 о проведении проверки соблюдения ООО «Природа» требований жилищного законодательства по сбору и вывозу ТКО с места накопления, расположенного между многоквартирными домами № 83 и № 85 по ул. Луговой г. Оренбурга.
Установлен срок проведения проверки - с 02.02.2023 по 03.03.2023.
Указанное решение получено ООО «Природа» посредством электронной почты.
По результатам анализа отчета по посещению геозон, маршрута № ... прокуратурой установлено несоблюдение Обществом 09.01.2023, 10.01.2023, 12.01.2023 ежедневного режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу...
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Оренбург», размещенному на сайте администрации МО «город Оренбург» в сети «Интернет» (...), (далее также Реестр), место накопления ТКО по указанному адресу определено для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, расположенных по адресам: ... № ... Карагандинская, дома № ...
Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области является ООО «Природа» на основании протокола открытого конкурса от 19.04.2018 по отбору регионального оператора по обращению с ТКО, а также соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с ТКО от 28.04.2018, заключенного между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и ООО «Природа», согласно которому статус регионального оператора ООО «Природа» присвоен на 10 лет.
Поскольку зоной деятельности регионального оператора является территория Оренбургской области, следовательно, ООО «Природа» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в вышеуказанных многоквартирных и жилых домах.
Общество вступило в непосредственные отношения с указанными потребителями, получая от них плату за предоставленную им коммунальную услугу.
Таким образом, в ходе проверки прокуратурой установлено несоответствие периодичности фактического вывоза региональным оператором ООО «Природа» ТКО, с места (площадки) их накопления по адресу: ..., п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, что свидетельствует о предоставлении Обществом коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества.
Вывоз ТКО находится в зоне ответственности регионального оператора, в данном случае - ООО «Природа».
Место (площадка) накопления ТКО по вышеуказанному адресу включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «город Оренбург».
Из представленных отчетов по посещению геозон за период с 31.12.2022 по 18.01.2023, с 09.01.2023 по 12.01.2023 следует, что место накопления ТКО (площадку) посещали:
08.01.2023 ломовоз ...
11.01.2023 мусоровоз ... (задн.загрузка).
Сведения о посещении контейнерной площадки специализированным транспортом 09.01.2023, 10.01.2023, 12.01.2023 отсутствуют.
По информации Оренбургского ЦГМС - филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» среднесуточная температура воздуха в январе 2023 года составляла ниже - 20°С. Следовательно, в указанные даты Общество обязано было соблюдать режим предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, установленный для холодного времени года, а именно не реже одного раза в трое суток.
Доказательств того, что вывоз ТКО с указанного места (площадки) накопления в обозначенный период Обществом осуществлялся с нарушением установленной периодичности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, факт нарушения Обществом режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям вышеуказанных жилых домов не нашел своего подтверждения.
Оценив вышеприведенную совокупность доказательств Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области обоснованно пришла к выводу об отсутствии события административного правонарушения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ в отношении руководителя обособленного подразделения «Центральное» общества с ограниченной ответственностью «Природа» Самойлова К.Ю.
Довод протеста прокурора о нарушении Самойловым К.Ю. п. 11 санитарно- эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.13684-21), которыми установлена кратность вывоза отходов при эксплуатации контейнерных площадок: при температуре +5 °С и выше – ежедневно суд полагает несостоятельным ввиду следующего.
Отношения по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями данной коммунальной услуги регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами № 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом СанПиНы устанавливают санитарные требования по обращению с отходами на территории муниципального образования, но не регулируют (не устанавливают) параметры качества коммунальной услуги; указывают лишь на срок временного накопления несортированных ТКО, а не сроки их вывоза.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что постановление государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № ... от 17 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Самойлова К.Ю. является законным и обоснованным.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № ... от 17 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя обособленного подразделения «Центральное» общества с ограниченной ответственностью «Природа» Самойлова Константина Юрьевича оставить без изменения, протест прокурора Центрального района г.Оренбурга – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г.Оренбурга с момента получения копии решения.
Судья: подпись О.К.Месяц