Решение по делу № 33-232/2023 (33-10789/2022;) от 01.12.2022

Судья Алферьевская С.А.                                                 по делу № 33-232/2023

Судья-докладчик Васильева И.Л.                                           (№ 33-10789/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2023 года                                                                               г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Солодковой У.С., Черемных Н.К.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                    № 2-283/2022 (38RS0032-01-2021-007499-62) по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания в форме выговора, признании незаконным указанное в распоряжении основание увольнения, обязании изменить формулировку увольнения

по апелляционному представлению прокурора Иркутской области

    на решение Кировского районного суда г. Иркутска от                                       21 января 2022 года

    УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований указано, что прокуратурой области в марте 2021 года проверено соблюдение законодательства о противодействии коррупции должностными лицами министерства природных ресурсов и экологии области, осуществляющими полномочия в области организации охраны атмосферного воздуха. Проверке подвергнуты сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Иркутской области Анбросенко И.В. Распоряжением министерства от 14 июля 2020 г. № 96-мр-л Анбросенко И.В. назначен на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, распоряжением министерства от 30 декабря 2020 г. № 186-мр-л - на должность заместителя министра - начальника управления природных ресурсов министерства, распоряжением министерства от 14 апреля 2021 г. № 43-мр-л - заместителем министра - начальником управления региональной экологической политики министерства. Установлено, что Анбросенко И.В., на момент проверки замещавший должность заместителя министра природных ресурсов и экологии - начальника управления природных ресурсов министерства, 13 июля 2020 г. как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в кадровое подразделение министерства сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребенка за 2019 год. Проверка прокуратуры показала, что Анбросенко И.В., замещая должности государственной гражданской службы области, нахождение на которых влечет за собой обозначенный запрет, владел и пользовался иностранными финансовыми инструментами. При этом, должности первого заместителя, заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области относятся к высшей группе должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители». Названные должности включены в Перечень должностей государственной гражданской службы Иркутской области, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовым инструментами. В этой связи, 05 марта 2021 г. прокурором области в адрес министра природных ресурсов и экологии внесено представление, в котором указано на грубое нарушение законодательства о противодействии коррупции заместителем министра и необходимость провести в отношении Анбросенко И.В. проверку. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, его требования удовлетворены. В соответствии с распоряжением министерства от 26 марта 2021 г. № 176-мр в период с 26 марта 2021 г. по 23 июня 2021 г. отделом финансовой и кадровой работы министерства проведена проверка соблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов Анбросенко И.В. Проверка завершена составлением доклада от 23 июня 2021 г. о результатах названной проверки. В докладе указано, что факт нарушения Анбросенко И.В. запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами подтвержден. Решением президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 04 августа 2021 г. по результатам рассмотрения материалов проверки и доклада министерства, рекомендовано министру природных ресурсов и экологии области применить к Анбросенко И.В. меры юридической ответственности. Распоряжением министерства от 20 августа 2021 г. № 172-мр-к к Анбросенко И.В. применено дисциплинарное взыскание в форме выговора. Анбросенко И.В. на основании распоряжения министерства от 06 сентября 2021 г. № 125-мр-л освобожден от замещаемой должности заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства по инициативе гражданского служащего. Мера ответственности в виде выговора не соответствует тяжести совершенного Анбросенко И.В. коррупционного правонарушения, избрана без учета результатов проверки, проведенной кадровым подразделением министерства в отношении Анбросенко И.В., рекомендаций президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. Министром природных ресурсов и экологии Иркутской области при наличии доклада кадрового подразделения от 23 июня 2021 г. об установлении факта несоблюдения служащим Анбросенко И.В. запрета, регламентированного федеральными законами, решения президиума от 04 августа 2021 г. о необходимости применения к Анбросенко И.В. в этой связи меры ответственности, требования закона об увольнении Анбросенко И.В. в связи с утратой доверия проигнорированы, неправомерно приняты решения о применении к нему дисциплинарного взыскания в форме выговора и увольнении по инициативе государственного гражданского служащего. Тем самым Анбросенко И.В. избежал предусмотренной законом ответственности за коррупционное правонарушение, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти.

Прокурор Иркутской области просил суд признать незаконным распоряжение министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 20 августа 2021 г. № 172-мр-к «О применении дисциплинарного взыскания» о применении к Анбросенко И.В., заместителю министра - начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, дисциплинарного взыскания в форме выговора за несоблюдение в течение трех лет предшествовавших поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; признать незаконным указанное в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 6 сентября 2021 г. № 125-мр-л «Об увольнении Анбросенко И.В.» основание увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Анбросенко И.В. с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе государственного гражданского служащего; обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области изменить формулировку увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Анбросенко И.В. в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 6 сентября 2021 г. № 125-мр-л «Об увольнении Анбросенко И.В.» на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от                                       21 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при принятии решения, судом нарушены нормы материального права. Полагает, что основания для изменения формулировки увольнения Анбросенко И.В. имелись, поскольку он замещая должности государственной гражданской службы области, нахождение на которых влечет за собой запрет владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, владел и пользовался такими активами. При этом, суд не дал оценку тому обстоятельству, что срок отчуждения иностранных финансовых инструментов, установленный частью 3 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ, является пресекательным и его нарушение влечет применение мер ответственности к лицу, его допустившему. Продолжительность времени такого нарушения законом не предусмотрена и правового значения не имеет. Более того, истцом опровергнут довод ответчика об отсутствии у Анбросенко И.В. фактической возможности исполнить обязанность по продаже иностранных финансовых активов. Данному обстоятельству, как и тому факту, что отчуждать данные активы служащий начал лишь после вмешательства прокуратуры судом оценка не дана. Считает, что вывод суда о том, что ответчиком учтены тяжесть совершенного Анбросенко И.В. дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, не соответствует нормативно-правовому регулированию спорных отношений и противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Так же неправомерен вывод суда о том, что он не может вместо представителя нанимателя избрать новое основание увольнения гражданского служащего. Отмечает, что к заявленным исковым требованиям нормы трудового законодательства не применимы, неурегулированных разногласий между работодателем и работником нет. Данный иск прокурора направлен на пресечение коррупции и устранение причиненных ею правовых последствий.

В письменных возражениях на апелляционное представление представитель ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2022 года отменено, исковые требования прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился Анбросенко И.В., о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, об отложении дела не просил, конверт с извещением возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения».

Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционное представление в отсутствие не явившегося участника процесса.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., объяснения участвующего прокурора Альбрехт О.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика Эрро Е.А., возражавшей против доводов апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 14 июля 2020 г. № 96-мр-л Анбросенко И.В. принят на государственную гражданскую службу Иркутской области и назначен с 14 июля 2020 г. на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»).

С 1 января 2021 г. Анбросенко И.В. назначен на должность заместителя министра – начальника управления природных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»), при этом освобожден от должности первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 14 апреля 2021 г. № 43-мр-л Анбросенко И.В. с 14 апреля 2021 г. назначен на должность заместителя министра – начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»), при этом освобожден от должности заместителя министра – начальника управления природных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

13 июля 2020 г. с целью поступления на государственную гражданскую службу Иркутской области Анбросенко И.В. как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в отдел финансового, кадрового и документационного обеспечения министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в отношении себя, своей супруги Анбросенко Е.К. и своего несовершеннолетнего ребенка Анбросенко К.И. по состоянию на 01 июня 2020 г.

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя (раздел 5.2) Анбросенко И.В. указал сведения о владении облигациями Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии), облигациями Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарными расписками на облигации BNY Mellon, инвестиционными паями Blackrock Fund Advisors, инвестиционными паями Vanguard Group Inс.

5 марта 2021 г. прокуратурой Иркутской области в адрес министра природных ресурсов и экологии Иркутской области внесено представление № "номер" об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что Анбросенко И.В., в настоящее время замещающий должность заместителя министра природных ресурсов и экологии – начальника управления природных ресурсов министерства, 13 июля 2020 г. как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в кадровое подразделение сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребенка за 2019 год. В них отражены сведения о владении им облигациями Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии), облигациями Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарными расписками на облигации BNY Mellon, инвестиционными паями Blackrock Fund Advisors, инвестиционными паями Vanguard Group Inс. Облигации Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарные расписки на облигации BNY Mellon, инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паиVanguard Group Inс. являются иностранными финансовыми инструментами. Анбросенко И.В. 14 июля 2020 г. назначен на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, которая в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 05.06.2015 № 133-уг включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Иркутской области, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Установленный ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» трехмесячный срок для отчуждения заместителем министра иностранных финансовых активов истек 14 октября 2020 г. Между тем в личном деле служащего сведения об исполнении им требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ отсутствуют и в ходе прокурорской проверки не представлены. В представлении прокурор Иркутской области потребовал от министра природных ресурсов и экологии Иркутской области принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона.

Во исполнение представления министерством принято решение, в том числе назначить проведение антикоррупционной проверки в отношении Анбросенко И.В. и обеспечить ее проведение в порядке, установленном законодательством, в срок до 12 июля 2021 г.

Такая проверка отделом проведена, по ее результатам 23 июня 2021 г. составлен доклад, из которого следует, что иностранные финансовые инструменты облигации Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паи Vanguard Group Inс. отчуждены Анбросенко И.В., однако допущено нарушение установленного законодательством трехмесячного срока. Сведений о периодах приобретения и отчуждения депозитарных расписок на облигации BNY Mellon в ходе проверки не получено. Факты нарушения Анбросенко И.В. запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами подтверждаются. Предложено доклад и материалы проверки направить в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Иркутской области.

Согласно протоколу № 3 от 4 августа 2021 г. на заседании президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, указано, что министерством проведена проверка соблюдения заместителем министра природных ресурсов и экологии Иркутской области – начальником управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Анбросенко И.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в ходе которой установлено, что Анбросенко И.В.: - облигации Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии) приобретены 22 марта 2018 года, проданы 8 февраля 2021 года; - облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк) приобретены 18 сентября 2018 года, проданы 4 декабря 2020 года; - инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, Vanguard Group Inс. приобретены 5 декабря 2019 года, проданы 28 декабря 2020 года. Относительно даты приобретения и продажи депозитарных расписок на облигации BNY Mellon информация в ходе проверки не получена. Ответ на направленный в ходе проверки в АО «Сбер управление активами» запрос не поступил. Согласно ответу специалиста ПАО Сбербанк за период с 1 января 2020 г. по текущее время операции с депозитарными расписками на облигации BNY Mellon по брокерскому счету не совершались.

Проверкой установлено, что иностранные финансовые инструменты облигации Коммерцбанк АГ (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паи Vanguard Group Inс. отчуждены Анбросенко И.В., однако допущено нарушение установленного законодательством трехмесячного срока. Сведений о периодах приобретения и отчуждения депозитарных расписок на облигации BNY Mellon в ходе проверки не получено.

Проверкой установлен факт нарушения Анбросенко И.В. запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

По результатам заседания президиумом принято единогласное решение рекомендовать министру природных ресурсов и экологии Иркутской области применить к заместителю министра природных ресурсов и экологии Иркутской области – начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Анбросенко И.В. меры юридической ответственности.

Распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 20 августа 2021 г. № 172-мр-к во исполнение протокола № 3 заседания президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 4 августа 2021 г. к Анбросенко И.В., заместителю министра – начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, применено дисциплинарное взыскание в форме выговора за несоблюдение в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления указанной проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

20 августа 2021 г. Анбросенко Н.В. обратился к министру природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы по собственному желанию с 6 сентября 2021 г.

На основании данного заявления распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 6 сентября 2021 г. № 125-мр-л расторгнут служебный контракт, Анбросенко И.В. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Иркутской области заместителя министра – начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, уволен с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего.

Суд первой инстанции разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 10 Федерального закона от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статей 37, 59.1, 59.2, 59.3, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в пунктах 60, 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из того, что при принятии решения о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора, увольнении Анбросенко И.В. по собственному желанию, работодателем приняты во внимание все необходимые обстоятельства, примененное дисциплинарное взыскание соразмерно проступку, решение министра природных ресурсов и экологии Иркутской области не противоречит действующему законодательству, формулировка основания увольнения Анбросенко И.В. с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего, указанная в распоряжении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 6 сентября 2021 г. №125-мр-л, является правильной, соответствует Федеральному закону №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Иркутской области, направленных на изменение указанного в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 6 сентября 2021 г. № 125-мр-л основания увольнения Анбросенко И.В. по инициативе государственного гражданского служащего, на иное основание - увольнение в связи с утратой доверия, часть 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в отсутствие на то как волеизъявления государственного гражданского служащего Анбросенко И.В., так и волеизъявления представителя нанимателя, и по истечении уже более двух месяцев с момента расторжения служебного контракта.

    Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

    Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 6 апреля 2020 года № 14-П разъяснено, что согласно пункту 1.1. части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Специфика государственной гражданской службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, установление которого осуществляется федеральным законодателем, имеющим право посредством специального правового регулирования определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования указанного закона.

В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее по тексту – Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги; доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам замещающим должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица.

В силу статьи 10 Федерального закона от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ несоблюдение лицом, замещающим (занимающим) государственную должность Российской Федерации, запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, запреты и обязанности, в том числе, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1).

Согласно части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

В силу подпункта 6 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии со статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №9-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1); при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2); взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3).

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (часть 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работником в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (часть 4 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, иными федеральными законами.

Трудовые отношения у Анбросенко И.В. имелись с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области на основании срочного служебного контракта.

Согласно части 2 статьи 391 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что непосредственно в судах рассматриваются споры об изменении даты и формулировки причины увольнения и только по заявлению работника.

Часть 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого Кодекса или иного федерального закона.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части 5 статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

Таким образом, с учетом этих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, суд правомочен изменить формулировку основания увольнения и причины увольнения в случае признания их неправильными или не соответствующими закону, но не вправе изменять само основание увольнения, право выбора которого принадлежит работодателю, то есть суд не может вместо работодателя избрать новое основание увольнения работника.

Как следует из материалов дела распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от    6 сентября 2021 г.

№-125 мр-л расторгнут служебный контракт, Анбросенко И.В. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Иркутской области заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, уволен с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») на основании личного заявления.

С иском о разрешении индивидуального трудового спора работник Анбросенко И.В. не обращался.

Фактически прокурором ставится вопрос о разрешении трудового спора. При этом на правоотношения сторон безусловно распространяются нормы Трудового кодекса РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», так как правоотношения между министерством и Анбросенко И.В. являлись именно трудовыми, связанными с выполнением трудовой функции при прохождении государственной гражданской службы.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что формулировка основания увольнения Анбросенко И.В. с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего, указанная в распоряжении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 06.09.2021 № 125-мр-л, является правильной, соответствует Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и желанию гражданского служащего Анбросенко И.В., изложенному в письменном заявлении от 20.08.2021.

В соответствии с ч. 17 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переродом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Требования прокурора Иркутской области направлены на изменение указанного в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 06.09.2021 № 125-мр-л основания увольнения Анбросенко И.В. по инициативе государственного гражданского служащего, на иное основание - увольнение в связи с утратой доверия, ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в отсутствие на то как волеизъявления государственного гражданского служащего Анбросенко И.В., так и волеизъявления представителя нанимателя.

Судебная коллегия считает, что прокурором пропущен срок, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ для обращения в суд для разрешения трудового спора, поскольку прокурору стало известно о произведенном увольнении Анбросенко И.В. 21 сентября 2021 г., исковое заявление в суд поступило 10 ноября 2021 г., то есть по истечении одного месяца.

Довод апелляционного представления о невозможности применения при рассмотрении данного дела исковой давности в связи с толкованием гл. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не связан с обжалуемым судебным решением, так как судом при вынесении решения нормы об исковой давности не применялись.

Судом первой инстанции правильно применены нормы трудового законодательства и положения статей 59.2, 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в том числе и с учетом положений закона о сроках привлечения служащего к дисциплинарной ответственности, необходимости учета характера совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт законным, поскольку выводы, изложенные в нём, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января               2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                       И.Л. Васильева

Судьи                                                                                                У.С. Солодкова

                                                                                                           Н.К. Черемных

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 19 января 2023 г.

33-232/2023 (33-10789/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Иркутской области
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области
Другие
Анбросенко Игорь Валерьевич
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
01.12.2022Передача дела судье
19.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2023Передано в экспедицию
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее