Решение по делу № 2-1742/2018 от 04.04.2018

К делу № 2-1742/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июня 2018 года                                                                          г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.,

с участием представителя ответчика по доверенности Седых И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Майкопского гарнизона в интересах Харченко И.В. к Военному комиссариату Республики Адыгея о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Майкопского гарнизона обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности. В обоснование требований указано, что в военную прокуратуру Майкопского гарнизона поступило обращение гражданки Харченко И.В., обжалующей действия должностных лиц военного комиссариата Республики Адыгея, обусловленные невыплатой ей повышения к пенсии. Проведенной проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Республики Адыгея законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Харченко И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего Харченко И.В., являвшегося участником боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах». Однако, при назначении Харченко И.В. пенсии военным комиссариатом Республики Адыгея не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в размере 32% расчетного размера пенсии. В обоснование принятого решения военным комиссариатом Республики Адыгея в письме от 29.03.2018 приведено, что указанные повышения носят личностный характер и устанавливаются только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий). Доводы военного комиссара Республики Адыгея о том, что право на повышение пенсии по п. «г» ст. 45 Закона имеют только те лица, которые сами являются участниками боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», не обоснованы. Просит суд обязать ответчика назначить и ежемесячно выплачивать Харченко И.В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации № 4468-1, как вдове участника боевых действий, в размере 32% с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика выплатить Харченко И.В. разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 331,52 руб.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика указала, что с исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям. Пенсия истцу была назначена на основании п. «а» ст. 36 Закона Российской Федерации №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». В соответствии с пунктом «г» ст. 45 Закона № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-»ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона № 4468-1. В соответствии со ст. 46 Закона № 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 указанного Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. Таким образом, законодателем однозначно определено, повышение получающим пенсию по случаю потери кормильца устанавливаются индивидуально каждому нетрудоспособному, которые имеют свое индивидуальное право на получение данного повышения, установленного ст. 45 Закона № 4468-1. Истец такого индивидуального права на повышение пенсии не имеет, поскольку не причислена ни к одной из категорий, определенных ст. 45 указанного закона. Таким образом, пенсия с учетом ее повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона № 4468-1 повышается лицам, имеющим статус «Участник Великой отечественной войны», «Ветеран боевых действий». Данным статусом обладает непосредственно лицо, которому этот статус установлен и неразрывно связан с личностью его обладателя.

Согласно ч. 3 ст. 1112 ГК РФ, права, неразрывно связанные с личностью наследователя, в состав наследства не входят. Следовательно, статус, «Ветеран боевых действий» не передается по наследству и не может распространяться на его иждивенцев. За весь период получения пенсии по потере кормильца исчисление пенсии было произведено верно. Никакой задолженности по выплате пенсии перед истцом военный комиссариат Республики Адыгея не имеет.

Истец требует взыскать недополученную сумму пенсии с 1 апреля 2017 г. В соответствии со ст. 55 Закона № 4468-1, перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 указанного закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г. (с изменениями и дополнениями)) говорится, что учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсий. Из приведенных положений пункта «б» части 1 статьи 55 Закона №4468-1 следует, что перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.

В соответствии со ст. 54 Закона № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в ч. 1 ст. 54 названного Закона.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1609 военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях в том числе, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.

В данном случае, пенсионным органом, уполномоченным рассматривать заявление истца о выплате ей пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии со статьей 45 Закона № 4468-1, является военный комиссариат Республики Адыгея, но никак не военная прокуратура Майкопского гарнизона. Истец же в военный комиссариат Республики Адыгея с указанным заявлением не обращалась. Истец 28 марта 2018 г. обратилась в военную прокуратуру Майкопского гарнизона, которая не является пенсионным органом, с заявлением о восстановлении нарушенных прав и обязании военного комиссариата сделать перерасчет пенсии. Таким образом, признание судом права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст. 45 Закона означало бы, что у истца возникает право на ее получение с учетом повышения только за период не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Но указанную дату установить невозможно ввиду того, что истец вообще не обращалась с указанным заявлением в пенсионный орган - военный комиссариат Республики Адыгея. Следовательно, требования истца необоснованны и незаконны. Просит в исковых требованиях военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов Харченко И.В. о признании права на повышение пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии отказать за необоснованностью.

Определением от 04.06.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны РФ.

В письменных возражениях относительно исковых требований представитель третьего лица - Министерства обороны указал, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. В соответствии по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, означается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении; условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Согласно ст. 29 Закона №4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

По ст. 31 Закона № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 45 Закона 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Харченко К.В. ни к одной из указанных категорий лиц не относится. Предусмотренные ст. 45 данного Закона повышения пенсии по случаю потери кормильца имеют исключительно адресное предназначение и устанавливаются только к пенсиям, назначенным лицам, которым с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы установлен соответствующий статус (ветеран боевых действий).

Поскольку данный статус носит личностный характер, то в случае гибели (смерти) лица, обладавшего определенным статусом, он не передается членам его семьи по наследству и не может служить основание для установления соответствующего повышения к назначенной им пенсии по случаю потери- кормильца, за исключением случаев, когда члены семьи погибшего (умершего) кормильца сами имеют определенный статус, предусмотренной статьей 45.

Кроме того,ст.46 настоящего Закона определено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренных ст.45 этого Закона устанавливаются к пенсий, по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии, то есть для повышения пенсии по случаю потери кормильца член семьи погибшего (умершего) сам должен обладать соответствующим статусом, предусмотренным ст. 45 Закона. Иное применение данных норм нарушит основной принцип государственной системы социальной защиты граждан, а именно предоставление дополнительных мер социальной поддержки имеющим соответствующие заслуги перед государством. Таким, образом, считаем, что у Харченко И.В. отсутствует право на повышение пенсии по потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, назначенной по случаю потери кормильца. Просит в заявленных требованиях военному прокурору Майкопского гарнизона, действующего в интересах Харченко И.В., отказать.

В судебное заседание истец, надлежаще извещенный о дате и времени судебного разбирательства, не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, в суд не явился, в возражениях на иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что не противоречит правилам ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В обоснование иска в интересах Харченко И.В. прокурор указал на то, проведенной проверкой исполнения должностными лицами ответчика законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Харченко И.В. получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего военнослужащего Харченко И.В., являвшегося участником боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах». Однако, при назначении Харченко И.В. пенсии ответчиком не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в размере 32% расчетного размера пенсии.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон N 4468-1), который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 43 Закона N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 44 Закона N 4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

В соответствии с пунктом «г» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-»ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона № 4468-1.

П.п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона N 4468-1 предусмотрено, что перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.

В случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона N 4468-I).

В соответствии со ст. 54 Закона № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

По смыслу приведенных норм, перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. Следовательно, такое повышение производится с момента обращения лица, получающих указанную пенсию, в соответствующий орган с заявлением о перерасчете пенсии. Разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается пенсионеру со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Вместе с тем, Харченко И.В., в чьих интересах обратился в суд с заявлением процессуальный истец, не обращалась в Военный комиссариат Республики Адыгея с заявлением о признании за ней права на получение повышенного размера пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона N 4468-1 и перерасчете пенсии в соответствии с указанной нормой, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Военного прокурора Майкопского гарнизона в интересах Харченко И.В. к Военному комиссариату Республики Адыгея о возложении обязанности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018 г.

Председательствующий                подпись            П.Ю. Агафонов

2-1742/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Майкопского гарнизона в защиту интересов Харченко И.В.
Харченко И.В.
Ответчики
Военный комиссариат РА
Другие
Седых И.А.
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
04.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
29.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее