63RS0040-01-2023-005112-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29.05.2024года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чернышковой Л.В.,
при секретаре Маторкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-444/2024 по исковому заявлению Федотова Германа Петровича, выступающего также в защиту прав и законных интересов группы лиц, Алексеевой Валентины Ивановны, Арефьевой Елены Юрьевны, Болтовского Владимира Анатольевича, Будко Виолетты Юрьевны, Василевского Владимира Вильнельмовича, Герасимовой Любови Алексеевны, Егоровой Нэлли Васильевны, Ивашкина Геннадия Викторовича, Ильина Александра Алексеевича, Катазьева Валерия Николаевича, Кашавцевой Веры Эммануиловны, Корниловой Елены Руслановны, Макаровой Анны Федоровны, Малыгиной Галины Ивановны, Метлина Вячеслава Михайловича, Носовой Нины Николаевны, Панкова Александра Рэмовича, Рябцевой Татьяны Сергеевны, Сулеймановой Марии Поликарповны к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, ООО «Регион» о признании незаконными действий(бездействий) в части сноса гаражей, возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Федотов Г.П., выступающий также в защиту прав и законных интересов группы лиц, обратился в суд с исковым заявлением, к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, ООО «Регион» о признании незаконными действий (бездействий) в части сноса гаражей, возмещении материального ущерба, указав, что он и члены группы лиц, поименованных в исковом заявлении, до 10.12.2020 пользовались металлическими гаражами, расположенными в №.... Металлические гаражи были установлены Федотовым Г.П. и членами группы лиц в 70-80-ые годы 20-го века по разрешению администрации завода 4 ГПЗ (позже ПО «ГПЗ-4», ПО «ШАР»), в чьем ведении находился земельный участок, на котором были размещены гаражи, что подтверждается выкопировкой из ген. плана микрорайона, содержащей сведения о 15 гаражах, расположенных рядом со строительным двором ПО «ГПЗ-4», который был утвержден 15.04.1996 года. В связи с чем, полают, что выделение земельных участков под гаражи носило законный характер и не противоречило действующему на тот момент законодательству. Федотов Г.П. и члены группы следили за надлежащим состоянием гаражей и порядком на прилегающей территории, оплачивали налоги за строения и пользование землей. В 2020 году Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самара на указанном земельном участке было выявлено скопление самовольно установленных металлических гаражей и принято решение об их сносе. Полагают, что данное решение Администрации является нарушением требований Закона, а именно подп. 1 п. 5 ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 № 52-ФЗ « О введении в действие части первой ГК РФ», решение о сносе могло быть принято только судом. 18.11.2020 был составлен реестр самовольно установленных объектов, а на гаражи 18.11.2020 были наклеены уведомления об освобождении мест нахождения самовольно установленных гаражей. Однако указанный реестр не содержал сведений о владельцах гаражей, а асами объекты не были индивидуализированы. Между тем, по заказу Администрации района летом 2020 года была сделана аэрофотосъёмка гаражного массива группы лиц, где под номерами гаражей были обозначены фамилии их владельцев, в том числе истцов. Таким образом, Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара ещё до сноса гаражей были известны фамилии их владельцев, что давало возможность проведения с ними индивидуальной работы по приведению временных объектов в соответствие с нормативными требованиями. В нарушение п. 13 Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных объектов, в том числе, нестационарных объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, главой Октябрьского внутригородского района г.о. Самара не было издано постановление о демонтаже самовольно установленных объектов по гаражному массиву истцов, которое содержало бы информацию о типе и месте самовольно установленных объектов, подлежащих принудительному демонтажу, из владельцах и сроке в течение которого они должны быть демонтированы В связи с указанными обстоятельствами 26.11.2020 группой лиц-владельцев гаражей в Администрацию было подано обращение с просьбой отсрочить исполнение демонтажа гаражей в связи с невозможностью проведения этих мероприятий в условиях зимнего периода и самоизоляции во время пандемии короновируса до весны 2021 года. Однако заместителем председателя комиссии по демонтажу Кришталь М.А. в их просьбе было отказано, в связи с тем, что предоставление отсрочки действующим законодательством не предусмотрено. Срочность сноса гаражей не была обусловлена необходимостью, поскольку до настоящего времени на этой территории ничего не построено и образовался пустырь. Между тем, согласно указанному выше Порядку срок в течение которого должен быть демонтирован самовольно установленный объект составляет 3 месяца с момента издания вышеуказанного постановления Администрации. Поскольку такое постановление главой района издано не было, то его следует исчислять с момента выявления и внесения в реестр самовольно установленных объектов, то есть с 18.11.2020, следовательно, демонтаж гаражей должен был произойти до 18.02.2021. Демонтаж гаражей был назначен на 10.12.2020 и осуществлен в тот де день. При подготовке и осуществлении демонтажа гаражей истцов были нарушены п.п.15-16 Порядка, а именно, не была создана комиссия по демонтажу самовольно установленных объектов, гаражи истцов вскрывались не комиссионно, не составлялась опись имущества, находящегося в гаражах истцов с приложением документов фото и видео фиксации, не составлялись акты демонтажа объектов и акты приема-передачи имущества истцов специализированной организации. Незаконное поведение должностных лиц администрации района состоит в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения истцам материального ущерба. Именно незаконные действия администрации в виде не обращения в суд, отказа в предоставлении отсрочки демонтажа гаражей, не издания постановления, нарушения порядка фиксации нахождения имущества истцов и последующего контроля за их хранением повлекли причинение имущественного ущерба истцам. 07.08.2019 Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самара было заключено соглашение с ООО «Регион», согласно которому последнее на безвозмездной основе оказывает содействие администрации по организации и выполнению работ по демонтажу, вывозу и хранению объектов, вывозу и хранению находящегося в них имущества. Согласно данного соглашения ООО «Регион» обязалось демонтировать временные соображения, т.е. снимать их с места нахождения и транспортировать в места хранения в целях последующего хранения и выдачи их владельцам, обеспечить хранение демонтированных объектов и находящегося в них имущества( за исключением предметов и имущества, имеющего признаки токсичности, пожароопасности и иной опасности). 10.12.2020 работники ООО «Регион» разрезали на куски 69 металлических гаражей, в числе которых были и гаражи истцов, не обращая внимания на протесты собственников имущества. Просьбы отсрочить снос гаражей в связи с их продажей специализированным организациям, немотивированно отклонялись. В процессе этих действий личное имущество членов группы было утрачено. Металл был вывезен работниками ООО «Регион» на базу, а в последствие был присвоен ими. В процессе сноса гаражей их владельцы не устанавливались, имущество граждан не были индивидуализировано, т.е. не осмотрено и не описано, также как и металл от разрезанных гаражных объектов, что явилось условием для расхищения имущества истцов. Своими незаконными действиями ответчики причинили материальный ущерб согласно расчету, представленному членами группы лиц. При расчете материального ущерба в качестве основы стоимости металлического гаража было взято заключение лаборатории судебной экспертизы ФЛСЭ № 2023/256 от 02.06.2023 о рыночной стоимости имущества, согласно которого стоимость металлического гараж размерами 4мх6м составляет 96 000 руб. В связи с чем, просили признать действия и бездействия Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по не обращению в суд с иском о сносе гаражей, не изданию постановления о сносе гаражей, об отказе в даче отсрочки сноса гаражей, в неисполнении порядка демонтажа гаражей и сохранности имущества истцов незаконными; признать действия ООО «Регион» в неисполнении порядка демонтажа горжей и сохранности имущества истцов незаконными; взыскать с ответчиков солидарно в пользу истцов в возмещение материального ущерба денежную сумму в размере 96 000 руб. в пользу каждого за один гараж, а всего общую сумму в размере 2 112 000 руб.
В судебном заседании истец Федотов Г.П., выступающий также в защиту прав и законных интересов группы лиц, и его представитель -адвокат Жауров С.И. по доверенности и по ордеру, а также Арефьева Е.Ю., Будко В.Ю., Василевский В.В., Герасимова Л.А., Егорова Н.В., Ивашкин Г.В, Ильин А.А., Кашавцева В.Э., Корнилова Е.Р., Макарова А.Ф., Малыгина Г.И., Метлин В.М., Рябцева Т.С., Сулейманова М.П. заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить. Доводы представителя Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара считали незаконными и необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на отзыв и дополнительный отзыв ответчика. В процессе рассмотрения дела указали, что основания приобретения права пользования гаражами у всех истцов были разными(Арефьева Е.Ю. - договор купли-продажи, который зарегистрирован в установленном порядке не был, не сохранился, наследование после смерти матери Арефьевой В.В.; Будко В.Ю. - предоставление земельного участка под гараж отцу, как работнику завода 4 ГПЗ, на территории завода, документы о предоставлении и наследовании отсутствуют; Егорова Н.В.- предоставление земельного участка под гараж мужу Егорову И.Л., как работнику завода 4 ГПЗ, на территории завода, документы отсутствуют, наследование; Ивашкин Г.В. предоставление земельного участка под гараж отцу Ивашкину В.И. как работнику завода 4 ГПЗ, на территории завода, документы о предоставлении и наследовании отсутствуют; Федотов Г.П.- с разрешения администрации завода 4 ГПЗ, документы отсутствуют, Ильин А.А. –договор купли-продажи от 11.08.1999, в установленном порядке не зарегистрирован; Кашавцева В.Э.- предоставление земельного участка под гараж мужу как работнику завода 4 ГПЗ, документы о предоставлении и наследовании отсутствуют; Макарова А.Ф. –предоставление земельного участка под гараж работнику завода 4 ГПЗ, которым в последующем гараж был передан за долги без оформления каких-либо документов; Метлин В.М. - договор купли-продажи от 04.11.2003, в установленном порядке не зарегистрирован; Рябцева Т.С. - предоставление земельного участка под гараж с устного распоряжения Администрации района свекру Рябцеву Д.Н., наследование; Корнилова Е.Ю.- договор купли-продажи, который зарегистрирован в установленном порядке не был, не сохранился; Сулейманова М.П.- предоставление земельного участка под гараж мужу Сулейманову В.Ю., как работнику завода 4 ГПЗ, документы отсутствуют, наследование; Герасимова Л.А.- предоставление земельного участка под гараж мужу Герасимову В.Ф., как работнику завода 4 ГПЗ, документы отсутствуют, наследование; Малыгина Г.И.- договор купли-продажи, который зарегистрирован в установленном порядке не был, не сохранился; Кавтазьев В.Г.- договор купли-продажи, который зарегистрирован в установленном порядке не был, не сохранился; Панков А.Р. -предоставление земельного участка под гараж как работнику завода 4 ГПЗ, документы отсутствуют; Василевский В.В.- предоставление земельного участка под гараж отцу Василевскому В.И. как работнику завода 4 ГПЗ, документов о предоставлении и наследовании не имеется; Алексеева В.И.- наследование после мужа Алексеева В.И., Носова Н.В.- Н.Н.-наследование после смерти сына Носова А.В.). По вопросу оформления гаражей в собственность никто из истцов, кроме Василевского В.И., не обращался, последнему в оформлении было отказано.
Алексеева В.И., Носова Н.В., Панков А.Р., Егорова Н.В., Болтовский В.А. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самара – Дунаева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительном письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ООО «Регион» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил суду письменные пояснения, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, свидетельские показания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом.
В силу ст. 30 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
На основании пункта 3 части 2 статьи 13 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара осуществляют муниципальный земельный контроль в границах внутригородского района.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" предусмотрено, что органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара: осуществляют выявление, демонтаж, вывоз и хранение временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории внутригородского района, в установленном ими порядке.
В период 2020 года Порядок реализации указанных полномочий был определен Постановлением администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара 11.08.2017г. N 147 «Об утверждении Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара».
Согласно представленных суду материалов, 18.11.2020 сотрудниками Администрации Октябрьского внутригородского района округа Самара в соответствии с Порядком был осуществлен выезд по адресам: адрес были выявлены временные (некапитальные объекты), а именно, металлические гаражи в количестве 69 штук; на каждый гараж составлен акт подтверждения самовольно установленного временного (некапитального) территории Октябрьского внутригородского района г.о. Самара. Всего было составлено 69 актов (с № 3590 по № 3651).
Этого же числа в соответствии с п.п.9, 11 Порядка Администрацией района для владельцев вышеуказанных гаражей были размещены уведомления о сроках сноса на каждом гараже и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в разделе внутригородской район" во вкладке «Извещение для владельцев гаражей».
Выявленные самовольно установленные объекты поставлены на учет посредством включения сведений в Реестр самовольно установленных временных (некапитальных) объектов, выявленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара.
Реестр опубликован на официальном сайте Администрации городского округа Самара в разделе «Октябрьский внутригородской район» во вкладке «Реестр самовольно установленных объектов», что подтверждается скриншотом страницы с официального сайта.
Согласно размещенной информации на официальном сайте Администрации городского округа Самара в разделе «Октябрьский внутригородской район» во вкладке «Реестр самовольно установленных объектов» в реестр внесена запись, в том числе о вышеуказанных металлических гаражах.
Также в Реестре в графе «Дата демонтажа/Вид демонтажа» была определена дата принудительного демонтажа спорных металлических гаражей с 10.12.2020.
В течение семи рабочих дней после дня постановки на учет самовольно установленных объектов, направлен запрос в органы внутренних дел с целью оказания содействия в установлении владельцев самовольно установленных объектов, что подтверждается соответствующим письмом от 18.11.2020 № 12/00-05/4137 (п. 11 Порядка).
Для всех владельцев на каждом металлическом гараже в количестве 69 штук, расположенных в границах адрес путём расклейки непосредственно на каждый гараж, было размещено уведомление с просьбой демонтировать гаражи в добровольном порядке, что подтверждается фото фиксацией, и не отрицалось самими истцами в ходе судебного разбирательства.
В уведомлении об освобождении места размещения самовольно установленного объекта было указано, что объект в виде металлического гаража размещен без правоустанавливающих документов. Земельный участок, на котором установлен гараж, находится в муниципальной собственности (собственность не разграничена), в срок до 28.11.2020 необходимо добровольно демонтировать самовольно установленный гараж. В уведомлении также был указан контактный телефон.
Таким образом, в целях организации демонтажа незаконно размещенных объектов в виде металлических гаражей, Администрацией района были приняты действия по информированию населения, в том числе и истцов, о проведении соответствующих работ путем размещения информации на официальном сайте, а также непосредственно на объектах подлежащих демонтажу. Доказательств обратного суду не представлено.
Однако судом установлено, что к указанному выше сроку до 27.11.2020, гаражи истцами в добровольном порядке демонтированы не были.
Согласно Графика демонтажа металлических гаражей на территории Октябрьского внутригородского района, размещенного на официальном сайте, по адресам: ул. Артиллерийская, около домов адрес планировалось с 10.12.2020г.
На основании п. 14 Порядка, Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара для выполнения мероприятий по демонтажу объектов привлекла ООО «Регион», что подтверждается Соглашением о взаимодействии между Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа и ООО «Регион» от 07.08.2019г.
В соответствии с п. 15 Порядка за 1 рабочий день до вскрытия объекта Комиссией были уведомлены правоохранительные органы о дате, времени и месте вскрытия объекта, что подтверждается телефонограммой. Также были составлены соответствующие Акты с номерами № 3590, 3591, 3593, 3596,3600, 3601, 3606,3608, 3611, 3619,3622,3625,3629, 3632,3634,3639,3641, 3642,3643,3647,3648 демонтажа самовольно установленных временного (некапитального) объекта на территории внутригородского района городского округа Самара, акты о вывозе незаконно установленного временного (некапитального) объекта на каждый объект отдельно и соответствующие Акты с соответствующим номером приема - передачи на хранение имущества, обнаруженного в самовольно установленном временном (некапитальном) объекте на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара.
Вопреки доводам истцов, оснований для исключения указанных выше актов из числа доказательств по делу суд не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 1 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
В ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
Согласно приведенной норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доводы истцов о том, что акты, представленные ответчиком, были изготовлены позже дат, указанных в данных документах, являются голословными, материалами дела не подтверждены, сам по себе факт не предоставления Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа данных документов при проведении проверки, проведённой Прокуратурой г. Самары, при их последующем предоставлении в суд, не свидетельствует о порочности вышеуказанных документов.
Оценивая доводы истцов о том, что Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара в соответствии с п. 13 Порядка не было оформлено постановление о демонтаже самовольно установленного объекта, суд учитывает, что Постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 10.09.2019 № 275 "О внесении изменений в постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 11.08.2017 N 147 «Об утверждении Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара» в п.13 Порядка внесены изменения, а именно, пункт 13 изложен в следующей редакции: «При неисполнении требования о добровольном демонтаже самовольно установленного объекта демонтаж объекта производится в принудительном порядке». Таким образом, указание о необходимости подготовки Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара постановления о демонтаже самовольно установленного объекта было исключено.
В силу п. 3 постановления, оно вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Согласно представленных материалов Администрацией района Постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 10.09.2019 № 275 в целях опубликования было направлено в адрес МАУ г.о. Самара «Самарская газета», что подтверждается сопроводительным письмом от 11.09.2019 № 12/00-02/3393 и выкипировкой информации из газеты «Самарская газета» № 186 (6348) от 17.09.2019.
Для антикоррупционного заключения в адрес Прокуратуры Октябрьского района г. Самары направлено Постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 10.09.2019 № 275 "О внесении изменений в постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 11.08.2017 N 147 Об утверждении Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, что подтверждается сопроводительным письмом от 19.09.2019 № 12/00-02/3496.
С учётом ст.ст.23, 28 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» противоречия Конституции РФ и федеральному законодательству прокурором не выявлено.
Постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 10.09.2019 № 275 «О внесении изменений в постановление Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 11.08.2017 N 147 "Об утверждении Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара» на дату рассматриваемых правоотношений являлось действующим, в установленном порядке незаконным не признано.
Согласно представленных суду материалов, владельцами гаражей, в частности, Сулеймановой М.П., Федотовым Г.П., Герасимовым В.Ф., Ильиным А.А., Метлиным В.М., Малыгиным Г.И., Алексеевым В.И. 26.11.2020 в Администрацию Октябрьского внутригородского района г.о. Самара было подано заявление о предоставлении отсрочки демонтажа. При этом, судом установлено, и истцами в ходе судебного разбирательствами не отрицалось, что правоустанавливающие документы на гаражи, равно как и на земельные участки, представлены не были.
Согласно протокола № 1/11 от 30.11.2020 комиссией по демонтажу временных (некапитальных) объектов было принято решение, что основания для отсрочки демонтажа металлических гаражей отсутствуют, а действия владельцев установленных временных (некапитальных) объектов носят неправомерный характер и подпадают под ст. 7.1 КоАП РФ.
На поступившие обращения по вопросу отсрочки сноса металлических гаражей Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самара были даны ответы за подписью Председателя комиссии по демонтажу о том, что процедура предоставления отсрочки действующим законодательством не предусмотрена. Ответ направлен, в том числе и гр. Федотову Г.П.(№ 12/00-05/3629-обр. от 10.12.2020), действующему по данному делу в интересах группы лиц, дополнительно сообщено, что самовольный захват земельного участка образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что владельцы металлических гаражей были уведомлены о необходимости добровольно демонтировать самовольно установленные гаражи и освободить земельный участок в срок до 28.11.2020, а Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самара были приняты меры по информированию населения, включая истцов, о необходимости демонтажа гаражей.
Показания свидетеля Асеева Д.Г. в процессе рассмотрения дела о достигнутой изначально устной договоренности с Главой Администрации Октябрьского внутригородского района Кузнецовым А.В. о предоставлении отсрочки демонтажа гаражей до весны 2021 года и её последующей отмене, не свидетельствуют о незаконности действий ответчика, с учетом того, что каких-либо решений в указанной части в установленном порядке и надлежащей форме принято не было. Доказательств обратного суду не представлено.
Относительно доводов истцов о незаконности действий ответчиков в части неисполнения порядка демонтажа гаражей и сохранности имущества истцов, суд учитывает следующее.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к рассматриваемым отношениям применению не подлежат.
Согласно вышеуказанной норме закона орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со статьей 222 Кодекса в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, правоустанавливающих документов ни на сами объекты, ни на земельные участки, на которых они были возведены, истцами ни в Администрацию на дату юридически значимых событий, ни суду в ходе судебного разбирательства представлено в материалы дела не было, равно как и не было представлено документальных доказательств объективно и достоверно подтверждающих дату возведения спорных объектов, приобщенная к материалам дела выкопировка из генерального плана микрорайона от 1996 года к таковой относится не может, т.к. не содержит ни нумерации гаражей, ни фамилии их владельцев, ни данных об её утверждении.
Кроме того, представленная выкопировка содержит сведения только о 15 гаражах, в то время как по коллективному иску заявлено о возмещении стоимости 22 гаражей. На момент сноса по адресу адрес было расположено 20 гаражей, из которых 13 гаражей были демонтированы добровольно. Принудительный демонтаж самовольно установленных металлических гаражей проведен в отношении 21 объекта. Таким образом, все 22 гаража истцов из 69 самовольно установленных по адресам: адрес не могли находиться на земельном участке, который был предоставлен ГПЗ-4. Объективных данных о принадлежности истцам гаражей, отображенных на плане, не представлено. Представленная выкопировка не является допустимым доказательством, подтверждающим правомерность использования истцами земельных участков, на дату сноса гаражей.
В соответствии с п. 14 Порядка № 147 на основании информации, поступившей из Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, муниципальное бюджетное учреждение Октябрьского внутригородского района городского округа Самара "Перспектива" самостоятельно проводит мероприятия по демонтажу объекта или заключает в установленном порядке муниципальный контракт со специализированной организацией, имеющей необходимую технику, транспортные средства, грузоподъемные механизмы, площадки для хранения, на осуществление работ по демонтажу, вывозу и хранению самовольно установленного объекта, транспортировке и организации благоустройства места, на котором располагался демонтированный объект. Демонтаж производится в присутствии членов Комиссии.
Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара вправе по своему усмотрению для выполнения мероприятий по демонтажу объекта привлечь иную организацию в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Администрация района в рамках своих полномочий, в случае необходимости могла заключать Соглашения (договора) об оказании услуги с иными организациями на безвозмездной основе.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующую информацию Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара в адрес МБУ «Перспектива» не представляла, и поэтому у МБУ «Перспектива» не было обязанности самостоятельно проводить мероприятия по демонтажу данных гаражей.
В рамках реализации полномочий, определенных Порядком № 147, Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, было заключено Соглашение от 07.08.2019г. с ООО «Регион» на безвозмездной основе для реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение реализации полномочий Администрации в части организации демонтажа, вывоза и хранения объектов, находящегося в них имущества, а также проведение мероприятий по уборке территории, ранее занимаемой самовольно установленными Объектами(п. 1.2 Соглашения).
В соответствии с п. 16 Порядка после завершения мероприятий по демонтажу самовольно установленного объекта специализированная организация на основании Соглашения о взаимодействии между Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара и ООО «Регион» осуществила мероприятия по транспортировке, что подтверждается соответствующими Актами о вывозе и приеме на хранение незаконно временного (некапитального) объекта.
Доводы истцов о допущении при демонтаже гаражей их распила, со ссылкой в обоснование своих доводов также на показания свидетелей Кочетковой М.В., Асеева Д.Г. и материалы видеофиксации, необеспечение сохранности гаражей, и утрату тем самым возможности их возврата, не свидетельствуют об обоснованности требований истцов.
В соответствии с п. 17 Порядка самовольно установленный объект, описанное имущество вывозятся в места для хранения, определяемые исполнителем мероприятий по демонтажу объекта и подлежат возврату владельцу после возмещения им всех понесенных расходов по их сносу (демонтажу), перемещению и хранению самовольно установленного объекта, расходов по перемещению и хранению, транспортировке и организации благоустройства места, на котором располагался демонтированный объект.
Минимальный срок хранения демонтированного объекта, составных его элементов и находящегося в нем имущества составляет 3 месяца.
Согласно п. 18 Порядка владелец для возврата самовольно установленного объекта вправе обратиться в Администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара с соответствующим заявлением с приложением документов, подтверждающих права владения на объект (договор купли-продажи, иные документы, в том числе, подтверждающие факт приобретения материалов и составных частей, из которых изготовлен указанный объект).
Согласно п. 19 Порядка Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара в течение 30 дней с даты получения от владельца объекта заявления и документов, указанных в п.18 настоящего Порядка, принимает решение о возврате самовольно установленного объекта либо об отказе в возврате, о чем информирует заявителя заказным письмом.
Между тем, судом установлено, что истцы с соответствующими заявлениями в адрес Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара с приложением документов, подтверждающих права владения на указанные объекты и утраченное имущество, не обращались.
Согласно Акта об утилизации демонтированных гаражей ООО «Регион» № 127 от 26.08.2021г., последним была произведена утилизация металлических гаражей демонтированных по актам № 1-21 от 10.12.2020.
Таким образом, демонтаж и вывоз самовольно размещенных некапитальных гаражей был осуществлен ответчиками на законных основаниях, в соответствии представленными полномочиями, что опровергает доводы истцов о незаконном причинении последним ущерба путем незаконного сноса гаражей, поскольку ко всему прочему, достоверных доказательств принадлежности демонтированных гаражей истцам, суду не представлено.
При рассмотрении дел данной категории юридическое значение имеют и подлежат доказыванию следующие факты: причинение вреда; его размер; неправомерность действий (бездействия) ответчика; причинно-следственная связь между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом истца; вина ответчика.
Названные обстоятельства должны быть установлены в совокупности. Недоказанность одного из них дает основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
Отклоняя доводы истцов, суд исходит из того, что истцами не представлено суду достаточных доказательств в подтверждении того, что ущерб им был причинен неправомерными действиями ответчиков, а также причинно-следственной связи между данными обстоятельствами.
Действия Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по демонтажу некапитальных металлических гаражей, являлись правомерными, совершены в соответствии с требованиями «Порядка выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных построек, киосков, навесов, в том числе нестационарных торговых объектов, самовольно установленных на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара», утвержденных постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 11.08.2017г. № 147.
Истцами также не представлено доказательств, подтверждающих их право на спорные гаражи, правоустанавливающих документов на гаражи ни одним из истцов не было представлено ни на период демонтажа, ни суду в ходе судебного разбирательства.
Не представлено суду и доказательств того, что истцам были в установленном порядке предоставлены земельные участки для размещения гаражей.
Доводы истцов о наличии у них права на предоставление земельных участков под гаражами в силу Федерального закона N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судом отклоняются, ввиду того, что демонтаж спорных металлических гаражей был осуществлён до введения в действие указанного закона(вступил в силу с 01.09.2021). Кроме того, в установленном данным законом порядке земельный участок может быть предоставлен собственнику гаража при предоставлении в орган муниципальной власти документов, подтверждающих право собственности на такой гараж, однако такие правоустанавливающие документы у истцов отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконными действий(бездействий) ответчиков в части сноса гаражей, возмещении материального ущерба, и полагает в удовлетворении указанных требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федотова Германа Петровича, выступающего также в защиту прав и законных интересов группы лиц, Алексеевой Валентины Ивановны, Арефьевой Елены Юрьевны, Болтовского Владимира Анатольевича, Будко Виолетты Юрьевны, Василевского Владимира Вильнельмовича, Герасимовой Любови Алексеевны, Егоровой Нэлли Васильевны, Ивашкина Геннадия Викторовича, Ильина Александра Алексеевича, Катазьева Валерия Николаевича, Кашавцевой Веры Эммануиловны, Корниловой Елены Руслановны, Макаровой Анны Федоровны, Малыгиной Галины Ивановны, Метлина Вячеслава Михайловича, Носовой Нины Николаевны, Панкова Александра Рэмовича, Рябцевой Татьяны Сергеевны, Сулеймановой Марии Поликарповны к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, ООО «Регион» о признании незаконными действий(бездействий) в части сноса гаражей, возмещении материального ущерба, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 31.05.2024.
Судья Л.В. Чернышкова