УИД 26RS0002-01-2023-002474-84
Дело № 2-1914/2023
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 мая 2023 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гогжаевой К.С.,
с участием: прокурора Масленниковой О.С., Коростелева В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Ставрополя, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о понуждении к исполнению требований законодательства,
установил:
прокурор г. Ставрополя обратился в суд с требованием об обязании комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать пешеходные ограждения в необходимых местах по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка состояния улично-дорожной сети на предмет соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги ч. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ понимается как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частями 1 и 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных, условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами,
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены в числе прочих:
Государственным стандартом "ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), а также Государственным стандартом «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 52605-2006).
Проверкой, проведенной прокуратурой города с привлечением сотрудников ОГИБДД Управления МВД России по г. Ставрополю установлено, что на автомобильной дороге по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен> в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обеспечено содержание дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, поскольку в указанном месте отсутствуют пешеходные ограждения в необходимых местах.
Таким образом, на территории г. Ставрополя не обеспечивается надлежащее содержание и ремонт улично-дорожной сети. Вместе с тем, содержание дорог и улиц в указанном состоянии недопустимо и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих проезжую часть указанной улицы для передвижения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ставрополя Масленникова О.С. поддержала доводы, изложенные в иске.
Представитель комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Коростелев В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования просил оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав в совокупности все доказательства, представленные сторонами по делу, суд приходит к выводу о удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги понимается как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных, условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами,
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены в числе прочих Государственным стандартом "ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), а также Государственным стандартом «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что проверкой, проведенной прокуратурой города Ставрополя с привлечением сотрудников ОГИБДД Управления МВД России по г. Ставрополю выявлено, что на автомобильной дороге по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен> в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обеспечено содержание дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, поскольку в указанном месте отсутствуют пешеходные ограждения в необходимых местах.
Таким образом, на территории города Ставрополя не обеспечивается надлежащее содержание и ремонт улично-дорожной сети. Вместе с тем, содержание дорог и улиц в указанном состоянии недопустимо и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих проезжую часть указанной улицы для передвижения.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Устава г. Ставрополя к вопросам местного значения, относящимся к ведению г, Ставрополя относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог" и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах, населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим, нормам, и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных, дорог.
Статья 21 Закона № 196-ФЗ возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Исходя из анализа вышеизложенных правовых норм суд не может признать доводы ответчика о об отсутствии в его ведении денежных средств на устранение нарушений законодательства о безопасности дорожного движения состоятельными, также суд считает необходимым отметить постановление администрации г. Ставрополя от 11.05.2017 № 795 «Об утверждении Положения о комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя», согласно которому Комитет является отраслевым органом администрации г. Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации г. Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства.
Также п. 10 Положения о комитете, утвержденного постановлением главы г. Ставрополя от 11.05.2017 № 795 «Об утверждении положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя» закреплено, что к основным задачам комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя относятся: организация деятельности, по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах, города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя; осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя: осуществление деятельности но проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя.
Следовательно, одной из прямых обязанностей комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя является деятельность по обеспечению по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах, города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с приложением к Порядку ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен>, перечисленные адреса входят в перечень дорог общего пользования местного значения в границах г. Ставрополя, организацию работ по ремонту которых осуществляет комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя.
Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения.
На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, но срок исполнения решения суда считает необходимым определить в шесть месяцев.
Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое требование прокурора удовлетворить.
Обязать комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (ОГРН <номер обезличен>, ИНН <номер обезличен> в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать пешеходные ограждения в необходимых местах по адресу: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Н. Никитенко
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2023.
Судья Т.Н. Никитенко