Судья 1 инстанции Плындина О.И. |
38RS0029-01-2020-001444-37 |
Судья-докладчик Бутина Е.Г. |
№ 33а-8836/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2020 г. |
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1036/2020 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области к Орлову О.М. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе Орлова О.М. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3сентября2020 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что Орлов О.М. является собственником транспортных средств, в связи с чем ему начислен транспортный налог, направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налогов в установленный законодательством срок налоговым органом начислены пени и направлено требование об уплате налогов и пени. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Судебный приказ, выданный мировым судьей
9 августа 2019 г., отменен 13 февраля 2020 г.
На основании изложенного межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области (далее налоговый орган, инспекция) просила суд взыскать с Орлова О.М. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере (данные изъяты) руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере (данные изъяты)., по транспортному налогу за 2017 год в размере (данные изъяты) руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере
(данные изъяты) руб.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 3сентября 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Орлов О.М. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на пропуск процессуального срока, полагая, что ответчик должен был подать настоящий административный иск в течение 6 месяцев после истечения сроков для исполнения налоговых требований.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы, налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области Простакишиной О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Орлов О.М. в период 2016, 2017 гг. являлся собственником транспортных средств (данные изъяты), государственный регистрационный знак (номер изъят), (данные изъяты), государственный регистрационный знак (номер изъят).
В адрес административного ответчика через личный кабинет направлены налоговые уведомления: (номер изъят) от 6 июля 2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме (данные изъяты) руб. со сроком исполнения не позднее 1 декабря 2017 г.; (номер изъят) от 24 июня 2018 г. об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме (данные изъяты) руб. со сроком исполнения не позднее 3 декабря 2018 г.
Налогоплательщик не произвел уплату налогов за 2016-2017 годы, в связи с чем налоговым органом в соответствии с требованиями статей
69, 70 НК РФ в адрес Орлова О.М. направлены требования об уплате налогов (номер изъят) от 20 февраля 2018 г. со сроком исполнения до 10 апреля 2018 г.;
(номер изъят) от 1 февраля 2019 г. со сроком исполнения до 7 марта 2019 г. через личный кабинет налогоплательщика.
Добровольно задолженность по налогу и пени ответчиком не уплачены.
Выданный 9 августа 2019 г. мировым судьей судебного участка
(номер изъят) г. Шелехова и Шелеховского Иркутской области судебный приказ
(номер изъят) о взыскании с Орлова О.М. задолженности по транспортному налогу, пени отменен 13 февраля 2020 г. в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу и пени, в предусмотренный налоговым требованием срок административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов, административный ответчик обратился в суд в установленные законом сроки, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Орлова О.М. задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017 гг., а также пени.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока обращения в суд отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила
3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, срок исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов от 20 февраля 2018 г. (номер изъят) установлен до 10 апреля 2018 г.; срок исполнения по требованию от 1 февраля 2019 г. (номер изъят) установлен до
7 марта 2019 г.
Сумма, превышающая 3000 руб. наступила только по требованию
(номер изъят) от 1 февраля 2019 г. со сроком исполнения до 7 марта 2019 г., следовательно, срок обращения в суд истекал 7 сентября 2019 г.
С заявлением о вынесении в отношении Орлова О.М. судебного приказа налоговый орган обратился 6 августа 2019 г., т.е. с соблюдением шестимесячного срока.
Определением мирового судьи судебного участка (номер изъят) г. Шелехова и Шелеховского Иркутской области от 13 февраля 2020 г. судебный приказ
(номер изъят) от 9 августа 2019 г. отменен.
Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением 6 августа 2020 г., т.е. в установленные законом сроки.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3сентября2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий Судьи |
Н.И. Медведева Е.Г. Бутина Л.Л. Каракич |