Дело № 2-193/2023
№ 33-6930/2023
Учёт 129г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловой Н.А.
при рассмотрении в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданского дела по апелляционной жалобе представителя Гатиятуллиной И.Р. – Кадыровой А.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 января 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Гатиятуллиной Ильвиры Риязовны к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», о возложении обязанности включить в реестр, заключить договор социальной ипотеки оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Гатиятуллина И.Р. обратилась к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее Фонд) с иском о возложении обязанности включить в реестр специализированной организации и заключить договор социальной ипотеки.
В обоснование иска указано, что 17 ноября 2021 года Гатиятуллина И.Р. обратилась к главе Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением о постановке её семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки по категории «молодая семья»; распоряжением главы Администрации от 3 февраля 2022 года № 319р заявление истицы было удовлетворено. Вместе с тем 18 марта 2022 года Фонд отказал в постановке семьи истицы на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки со ссылкой на положения пункта 31 Порядка предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 2020 года № 587. Гатиятуллина И.Р. указывала, что названный Порядок был дополнен пунктом 31, ограничивающим повторную реализацию права на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки, лишь с 3 марта 2022 года, т.е. после подачи ею соответствующего заявления и признания права её семьи на участие в программе социальной ипотеки органом местного самоуправления. В этой связи Гатиятуллина И.Р. просила обязать Фонд включить её учётное дело в сводный реестр учётных дел и заключить с ней договор социальной ипотеки.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, приняв решение в приведённой выше формулировке.
Представитель Гатиятуллиной И.Р. подала на указанное решение апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в статье 122 названного Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 названного Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; 7) дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом; 8) дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также – суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В рамках настоящего дела Гатиятуллиной И.Р. не заявлено материально-правовых требований; дело связано с правоотношениями, не основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; указанное Гатиятуллиной И.Р. в качестве ответчика лицо реализует по отношению к ней административные полномочия.
При таких обстоятельствах с учётом приведённых положений закона и разъяснений по их применению дело должно быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Такой переход может быть произведён и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства и передачи дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан, против чего в суде апелляционной инстанции не возражала представитель Гатиятуллиной И.Р.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 31.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства, передать дело на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи