УИД 50RS0026-01-2022-000476-19
Дело № 2-3232/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 г. | г.о. Люберцы Московской области |
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Баринова С.Н.,
при помощнике судьи Осипове В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А. В. к Министерству жилищной политики Московской области, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Соколов А.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищной политики Московской области, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о возложении на ответчиков обязанности восстановить нарушенное право истца путем обеспечения права участия в разработанном в 2018 году Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области механизме «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г. Балашиха Московской области» и предоставить истцу равнозначное жилое помещение, предусмотренное, договором инвестирования от ДД.ММ.ГГ №.
Иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГ между истцом и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор № об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома. Истец оплатил полную стоимость объекта строительства, предусмотренную данным договором, исполнив свою обязанность перед застройщиком. В свою очередь КТ «Социальная инициатива и компания» не выполнила своих обязательств - строительство было прекращено. КТ «Социальная инициатива и компания» было в последствии признано банкротом. ДД.ММ.ГГ Генеральной прокуратурой РФ истец признан потерпевшим. ДД.ММ.ГГ Министерством строительного комплекса Московской области истец признан пострадавшим и включен в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Истец считает, что ответственными за решение по механизму и порядку обеспечения его прав являются: Министерство жилищной политики МО и Администрация г.о. Люберцы Московской области. В ходе переписки с ответчиками, истцу стало известно о том, что в 2018 году, Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области, был разработан документ, в котором отражен механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области», в котором был указан и истец. Истец утверждает, что ответчики не известили его надлежащими образом и в надлежащее время с изданным документом, в связи с чем истец был исключен из предложенного механизма и на момент предъявления иска его права как участника долевого строительства не восстановлены.
Ответчики исковые требования не признали.
Соколов А.В. и его представитель, действующая на основании ордера, Дягтерева С.В., в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третьи лица, несовершеннолетние Азаров Е.Д., Азаров П.Д. в лице законного представителя Соколовой Е.В., действующей также в своих интересах и интересах несовершеннолетних Соколовой А.А. и Соколовой С.А., в судебное заседание не явились; от данных лиц в лице Соколовой Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Министерства жилищной политики Московской области, действующий на основании доверенности, Шумов И.Р., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, утверждая, что истец извещался относительно механизма обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области, однако в истец своего согласие на участие в данном механизме не дал. Механизм реализован путем реализации инвестиционного соглашения от ДД.ММ.ГГ между Администрацией г.о. Балашиха Московской области и ООО «Главстрой-СПб» в редакции дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГ №-ДА-9 – согласившиеся на участие в данном механизме пострадавшие участники долевого строительства включены в перечень на получение однокомнатных квартир или студий в зависимости от площади жилых помещений, являвшихся объектами долевого строительства, однако равнозначные помещения никому не предоставлялись. Учитывая, что механизм реализован в возможность включения в данный механизм истца отсутствует. Истцу предлагалось жилое помещение в рамках иного разработанного механизма, от участия в котором он отказался.
Представитель Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области Смольянинов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными, объяснив, что Администрация г.о. Люберцы не являлась стороной соглашения с ООО «Главстрой-СПБ».
Правительство Московской области и ООО «Главстрой-СПб», представителей для участия в деле не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От замены ответчика - Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области на Администрацию муниципального образования г.о. Балашиха Московской области истец отказался, привлечение ее в качестве третьего лица стороны не посчитали целесообразным.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между истцом и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор № об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГ Генеральной прокуратурой РФ истец признан потерпевшим. ДД.ММ.ГГ Министерством строительного комплекса Московской области истец признан пострадавшим и включен в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В 2018 году, Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области, был разработан документ, в котором отражен механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области», в котором был указан и истец.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что механизм обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области предполагал предоставление пострадавшим участникам долевого строительства именно равнозначных и равноценных объектов, законом такой обязанности на Министерство жилищной политики Московской области не возложено.
В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области (далее - Уполномоченный орган) в пределах своих полномочий, в том числе утверждать порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования (далее - Перечень), а также Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области (далее - Сводный перечень); ведет Сводный перечень; согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов.
В силу п. 8.1 ст. 4 названного закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.
Таким образом, для формирования органами местного самоуправления плана мероприятий, направленного на защиту прав и законных интересов пострадавших соинвесторов необходимо два условия: включение граждан в реестр пострадавших соинтевсторов и внесение объекта строительства в Перечень проблемных объектов.
Согласно статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1); государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ).
В соответствии с вышеприведенными положениями уполномоченным органом на территории Московской области принят Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
Статьей 4 указанного Закона предусматривает, что решение о признании объекта проблемным принимается как мера, призванная обеспечить защиту прав пострадавших соинвесторов органами местного самоуправления. В случае, если граждане - участники строительства - не признаны пострадавшими соинвесторами с учетом пункта 7 статьи 3 данного Закона, признание объекта проблемным потребует обоснования, требующего согласования с Министерством строительного комплекса Московской области. Само по себе признание объекта проблемным не влечет за собой принятие органами местного самоуправления каких-либо действий по защите прав и законных интересов дольщиков. Планы завершения строительства объектов, по которым имеются нарушения по срокам передачи жилых помещений участникам долевого строительства, разрабатываются и реализуются без принятия решения о признании объекта проблемным.
Кроме того, Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" определяет пострадавшего соинвестора, как гражданина, включенного в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, за исключением случаев, когда Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилого помещения в многоквартирном доме такому гражданину.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 610-О рассматриваемые во взаимосвязи нормы Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", определяющие предмет регулирования данного Закона (часть 1 статьи 1) и закрепляющие понятия "застройщик", "проблемный объект" и "пострадавший соинвестор" для целей этого Закона (пункт 1, абзац первый пункта 2 и пункт 4 статьи 2), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 этого закона предусмотрено, что Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области на защиту прав пострадавших соинвесторов, в пределах своих полномочий: взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов; разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших соинвесторов; согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов; осуществляет контроль за сроками обеспечения прав граждан по проблемным объектам; разрабатывает проект плана-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и представляет его на утверждение Губернатору Московской области. разрабатывает проект плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", если такие многоквартирные дома не включены в реестр проблемных объектов, и представляет его на утверждение Губернатору Московской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Порядок формирования и утверждения планов мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов, с определением критериев исполнения мероприятий, утверждается Правительством Московской области.
Частью 1 статьи 4 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области N 142 "Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области" в целях исполнения положений Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-03 "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" утвержден порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования Московской области (далее - Порядок).
В силу п. 3.1 указанного Порядка основанием для исключения проблемного объекта из Перечня является одно из следующих обстоятельств: прекращение прав пострадавших соинвесторов в связи с погашением их требований при реализации конкурсного имущества застройщика (и/или инвестора) в рамках дела о банкротстве либо в связи с ликвидацией застройщика (и/или инвестора). Данное положение введено Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от N 186 "О внесении изменений в распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГ N 142 "Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области".
В связи с этим требования истца к Министерству жилищной политики Московской области о предоставлении равнозначного жилого помещения, предусмотренного, договором инвестирования от ДД.ММ.ГГ № удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
Кроме того, поскольку в силу статьи 17 (часть 3) Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет в качестве своего объективного предела воспрепятствование реализации прав и свобод других лиц, причинение вреда их конституционно гарантированным интересам, федеральный законодатель, создавая условия, обеспечивающие равную судебную защиту прав кредитора (взыскателя) и должника (ответчика), должен исходить из того, что возникающие коллизии их законных интересов во всяком случае не могут преодолеваться путем предоставления защиты одним правам в нарушение других, равноценных по своему конституционному значению. В этих случаях права и законные интересы участников гражданского оборота должны получать соразмерную (пропорциональную) защиту на основе баланса конституционных ценностей (постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ №-П).
Судебное решение должно быть действенным, что изначально предполагает выбор истцом адекватного, исполнимого способа защиты права, а от суда требует произвести проверку исполнимости заявленного требования, соблюдение правовых предписаний при формулировании резолютивной части решения и создание условий для реализации указанного в резолютивной части индивидуально-конкретного правового предписания.
Учитывая, что в разработанный в 2018 году Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г. Балашиха Московской области» реализован, в подтверждение чего Министерством жилищной политики Московской области представлены дополнительные соглашения к Инвестиционному соглашению от ДД.ММ.ГГ, датированные до ДД.ММ.ГГ с приложениями – перечнями квартир для обманутых дольщиков ЖК «Столичный», суд считает требования истца неисполнимыми, при этом считает необходимым также отметить, что истец не лишен права требовать включения его в иной механизм реализации прав лиц, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, учете его при разработке соответствующего проекта.
Поскольку Администрация муниципального образования г.о. Люберцы Московской области не являлась стороной соглашения с ООО «Главстрой-СПБ», суд считает данный муниципальный орган ненадлежащим ответчиком в рамках заявленных истцом требований.
Таким образом исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Соколова А. В., паспорт гражданина Российской Федерации серии № к Министерству жилищной политики Московской области, ИНН5024190060, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, ИНН 5027036758, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
«решение изготовлено в окончательной форме 15 июля 2022 г.»
Судья | С.Н. Баринов |