Решение по делу № 2-3232/2022 от 18.01.2022

УИД 50RS0026-01-2022-000476-19

Дело № 2-3232/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2022 г. г.о. Люберцы Московской области

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Баринова С.Н.,

при помощнике судьи Осипове В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А. В. к Министерству жилищной политики Московской области, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Соколов А.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищной политики Московской области, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о возложении на ответчиков обязанности восстановить нарушенное право истца путем обеспечения права участия в разработанном в 2018 году Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области механизме «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г. Балашиха Московской области» и предоставить истцу равнозначное жилое помещение, предусмотренное, договором инвестирования от ДД.ММ.ГГ .

Иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГ между истцом и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома. Истец оплатил полную стоимость объекта строительства, предусмотренную данным договором, исполнив свою обязанность перед застройщиком. В свою очередь КТ «Социальная инициатива и компания» не выполнила своих обязательств - строительство было прекращено. КТ «Социальная инициатива и компания» было в последствии признано банкротом. ДД.ММ.ГГ Генеральной прокуратурой РФ истец признан потерпевшим. ДД.ММ.ГГ Министерством строительного комплекса Московской области истец признан пострадавшим и включен в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Истец считает, что ответственными за решение по механизму и порядку обеспечения его прав являются: Министерство жилищной политики МО и Администрация г.о. Люберцы Московской области. В ходе переписки с ответчиками, истцу стало известно о том, что в 2018 году, Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области, был разработан документ, в котором отражен механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области», в котором был указан и истец. Истец утверждает, что ответчики не известили его надлежащими образом и в надлежащее время с изданным документом, в связи с чем истец был исключен из предложенного механизма и на момент предъявления иска его права как участника долевого строительства не восстановлены.

Ответчики исковые требования не признали.

Соколов А.В. и его представитель, действующая на основании ордера, Дягтерева С.В., в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Третьи лица, несовершеннолетние Азаров Е.Д., Азаров П.Д. в лице законного представителя Соколовой Е.В., действующей также в своих интересах и интересах несовершеннолетних Соколовой А.А. и Соколовой С.А., в судебное заседание не явились; от данных лиц в лице Соколовой Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства жилищной политики Московской области, действующий на основании доверенности, Шумов И.Р., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, утверждая, что истец извещался относительно механизма обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области, однако в истец своего согласие на участие в данном механизме не дал. Механизм реализован путем реализации инвестиционного соглашения от ДД.ММ.ГГ между Администрацией г.о. Балашиха Московской области и ООО «Главстрой-СПб» в редакции дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГ -ДА-9 – согласившиеся на участие в данном механизме пострадавшие участники долевого строительства включены в перечень на получение однокомнатных квартир или студий в зависимости от площади жилых помещений, являвшихся объектами долевого строительства, однако равнозначные помещения никому не предоставлялись. Учитывая, что механизм реализован в возможность включения в данный механизм истца отсутствует. Истцу предлагалось жилое помещение в рамках иного разработанного механизма, от участия в котором он отказался.

Представитель Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области Смольянинов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными, объяснив, что Администрация г.о. Люберцы не являлась стороной соглашения с ООО «Главстрой-СПБ».

Правительство Московской области и ООО «Главстрой-СПб», представителей для участия в деле не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

От замены ответчика - Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области на Администрацию муниципального образования г.о. Балашиха Московской области истец отказался, привлечение ее в качестве третьего лица стороны не посчитали целесообразным.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между истцом и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГ Генеральной прокуратурой РФ истец признан потерпевшим. ДД.ММ.ГГ Министерством строительного комплекса Московской области истец признан пострадавшим и включен в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В 2018 году, Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области, был разработан документ, в котором отражен механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области», в котором был указан и истец.

Между тем, суд приходит к выводу о том, что механизм обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г.о. Балашиха Московской области предполагал предоставление пострадавшим участникам долевого строительства именно равнозначных и равноценных объектов, законом такой обязанности на Министерство жилищной политики Московской области не возложено.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области (далее - Уполномоченный орган) в пределах своих полномочий, в том числе утверждать порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования (далее - Перечень), а также Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области (далее - Сводный перечень); ведет Сводный перечень; согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов.

В силу п. 8.1 ст. 4 названного закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.

Таким образом, для формирования органами местного самоуправления плана мероприятий, направленного на защиту прав и законных интересов пострадавших соинвесторов необходимо два условия: включение граждан в реестр пострадавших соинтевсторов и внесение объекта строительства в Перечень проблемных объектов.

Согласно статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1); государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ).

В соответствии с вышеприведенными положениями уполномоченным органом на территории Московской области принят Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

Статьей 4 указанного Закона предусматривает, что решение о признании объекта проблемным принимается как мера, призванная обеспечить защиту прав пострадавших соинвесторов органами местного самоуправления. В случае, если граждане - участники строительства - не признаны пострадавшими соинвесторами с учетом пункта 7 статьи 3 данного Закона, признание объекта проблемным потребует обоснования, требующего согласования с Министерством строительного комплекса Московской области. Само по себе признание объекта проблемным не влечет за собой принятие органами местного самоуправления каких-либо действий по защите прав и законных интересов дольщиков. Планы завершения строительства объектов, по которым имеются нарушения по срокам передачи жилых помещений участникам долевого строительства, разрабатываются и реализуются без принятия решения о признании объекта проблемным.

Кроме того, Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" определяет пострадавшего соинвестора, как гражданина, включенного в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, за исключением случаев, когда Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилого помещения в многоквартирном доме такому гражданину.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 610-О рассматриваемые во взаимосвязи нормы Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", определяющие предмет регулирования данного Закона (часть 1 статьи 1) и закрепляющие понятия "застройщик", "проблемный объект" и "пострадавший соинвестор" для целей этого Закона (пункт 1, абзац первый пункта 2 и пункт 4 статьи 2), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьей 3 этого закона предусмотрено, что Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области на защиту прав пострадавших соинвесторов, в пределах своих полномочий: взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов; разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших соинвесторов; согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов; осуществляет контроль за сроками обеспечения прав граждан по проблемным объектам; разрабатывает проект плана-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и представляет его на утверждение Губернатору Московской области. разрабатывает проект плана-графика реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", если такие многоквартирные дома не включены в реестр проблемных объектов, и представляет его на утверждение Губернатору Московской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Порядок формирования и утверждения планов мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов, с определением критериев исполнения мероприятий, утверждается Правительством Московской области.

Частью 1 статьи 4 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;

2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;

3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;

4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;

6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;

8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;

8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;

9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области N 142 "Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области" в целях исполнения положений Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/2010-03 "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" утвержден порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования Московской области (далее - Порядок).

В силу п. 3.1 указанного Порядка основанием для исключения проблемного объекта из Перечня является одно из следующих обстоятельств: прекращение прав пострадавших соинвесторов в связи с погашением их требований при реализации конкурсного имущества застройщика (и/или инвестора) в рамках дела о банкротстве либо в связи с ликвидацией застройщика (и/или инвестора). Данное положение введено Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от N 186 "О внесении изменений в распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГ N 142 "Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области".

В связи с этим требования истца к Министерству жилищной политики Московской области о предоставлении равнозначного жилого помещения, предусмотренного, договором инвестирования от ДД.ММ.ГГ удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.

Кроме того, поскольку в силу статьи 17 (часть 3) Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет в качестве своего объективного предела воспрепятствование реализации прав и свобод других лиц, причинение вреда их конституционно гарантированным интересам, федеральный законодатель, создавая условия, обеспечивающие равную судебную защиту прав кредитора (взыскателя) и должника (ответчика), должен исходить из того, что возникающие коллизии их законных интересов во всяком случае не могут преодолеваться путем предоставления защиты одним правам в нарушение других, равноценных по своему конституционному значению. В этих случаях права и законные интересы участников гражданского оборота должны получать соразмерную (пропорциональную) защиту на основе баланса конституционных ценностей (постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ -П).

Судебное решение должно быть действенным, что изначально предполагает выбор истцом адекватного, исполнимого способа защиты права, а от суда требует произвести проверку исполнимости заявленного требования, соблюдение правовых предписаний при формулировании резолютивной части решения и создание условий для реализации указанного в резолютивной части индивидуально-конкретного правового предписания.

Учитывая, что в разработанный в 2018 году Правительством Московской области и Министерством жилищной политики Московской области механизм «обеспечения прав 39 граждан путем предоставления жилых помещений привлеченным инвестором-застройщиком ООО «Главстрой-СПб» в планируемых к строительству многоквартирных жилых домах ЖК «Столичный» на территории г. Балашиха Московской области» реализован, в подтверждение чего Министерством жилищной политики Московской области представлены дополнительные соглашения к Инвестиционному соглашению от ДД.ММ.ГГ, датированные до ДД.ММ.ГГ с приложениями – перечнями квартир для обманутых дольщиков ЖК «Столичный», суд считает требования истца неисполнимыми, при этом считает необходимым также отметить, что истец не лишен права требовать включения его в иной механизм реализации прав лиц, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, учете его при разработке соответствующего проекта.

Поскольку Администрация муниципального образования г.о. Люберцы Московской области не являлась стороной соглашения с ООО «Главстрой-СПБ», суд считает данный муниципальный орган ненадлежащим ответчиком в рамках заявленных истцом требований.

Таким образом исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Соколова А. В., паспорт гражданина Российской Федерации серии к Министерству жилищной политики Московской области, ИНН5024190060, Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, ИНН 5027036758, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

«решение изготовлено в окончательной форме 15 июля 2022 г.»

Судья С.Н. Баринов

2-3232/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколов Андрей Валентинович
Ответчики
Министерство жилищной политики Мос обл
Администрация муниципального образования г.о. Люберцы Московской области
Другие
Правительство Московской области
Информация скрыта
Соколова Екатерина Владимировна
ОАО "Главстрой-СПб специализировнный застройщик"
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Баринов Сергей Николаевич
Дело на странице суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2022Предварительное судебное заседание
01.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Предварительное судебное заседание
13.05.2022Предварительное судебное заседание
13.05.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Дело оформлено
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее