Дело №2-1287/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 октября 2020 года город Озёрск
Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гибадуллиной Ю.Р.
при секретаре Cтоцкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андриановой Н.Н. к Неску С.В. о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Андрианова Н.Н. обратилась в суд с иском к Неску С.В. о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей (л.д. 5-7). В обоснование исковых требований указала, что 06 апреля 2018 года в 11 часов 02 минуты Неску С.В. в сети интернет «Вконтакте» со страницы своего супруга отправляла сообщения истцу Андриановой Н.Н., содержащие оскорбительные высказывания, которые были выражены в нецензурной и неприличной форме, тем самым оскорбляющие и унижающие ее честь и достоинство. Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Обнинского судебного района Калужской области от 03 июля 2018 года по делу №5-200/2018 Неску С.В. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5,61 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
12 апреля 2018 года Неску С.В. в личных смс-сообщениях высказывала в адрес истца Андриановой Н.Н. нецензурные слова, выраженные в неприличной форме, тем самым оскорбляющие и унижающие честь и достоинство истца. Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Обнинского судебного района Калужской области от 03 июля 2018 года по делу №5-199/2018 Неску С.В. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5,61 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В судебное заседании истец Андрианова Н.Н. не явилась, представила заявление, в котором исковые требования поддержала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 45).
Ответчик Неску С.В. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 43), представила отзыв (л.д. 19), в котором против исковых требований возражала, указав, что истец Андрианова Н.Н. спровоцировала ее на оскорбительные выражения в ее адрес, при личной встрече высказывала в ее адрес нецензурные слова. Кроме того, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ находилась на госпитализации в Перинатальном центре ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница» с угрозой прерывания беременности. В настоящее время на 9 месяце беременности, не работает.
Огласив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Положениями ст. 29 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
При этом, осуществление указанных прав находится в неразрывном нормативном единстве с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и с положениями ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
Из системного толкования указанных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что права на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, что, в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается.
Как установлено судом, 06 апреля 2018 года в 11 часов 02 минуты Неску С.В. в сети интернет «Вконтакте» со страницы своего супруга в сообщениях высказывала в адрес Андриановой Н.Н. нецензурные слова, выраженные в неприличной форме, тем самым оскорбив ее, унизив ее честь и достоинство. Указанные обстоятельства установлены постановлением мирового судьи судебного участка №16 Обнинского судебного района Калужской области от 03 июля 2018 года по делу №5-200/2018 (л.д. 39). Указанным постановлением суда Неску С.В. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5,61 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Постановление вступило в законную силу 14 июля 2018 года, ответчиком Неску С.В. не обжаловалось.
Также 12 апреля 2018 года в 12-03 часов Неску С.В. путем телефонной переписки с телефона № на телефон Андриановой Н.Н. № в личных смс-сообщениях высказывала в адрес Андриановой Н.Н. нецензурные слова, выраженные в неприличной форме, тем самым оскорбляющие и унижающие честь и достоинство истца. Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Обнинского судебного района Калужской области от 03 июля 2018 года по делу №5-199/2018 Неску С.В. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5,61 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 40). Постановление вступило в законную силу 14 июля 2018 года, ответчиком Неску С.В. не обжаловалось.
На основаниичасти 4 статьи 1ГПК РФ, поаналогии счастью 4статьи 61ГПК РФ, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Согласночасти 2 статьи 61ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, установлено, что Неску С.В. умышленно, ввиду личных неприязненных отношений, высказывала в адрес Андриановой Н.Н. выражения в неприличной форме, давая отрицательную оценку ее личности, которые унижают честь и достоинство истца.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", судам разъяснено, что если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства; степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Из приведенных выше конституционных и правовых норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу ст.10 ГК РФ, не допускаются.
Учитывая, что допущенные ответчиком в отношении истца высказывания были осуществлены в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истца, это является основанием для возложения на ответчика обязанности по возмещению компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание, что ответчик Неску С.В. высказывала оскорбительные выражения в адрес истца Андриановой Н.Н. в личной переписке.
Поскольку вина ответчика Неску С.В. по факту оскорбления Андриановой Н.Н. была установлена вступившим в законную силу постановлением суда, которое является обязательным для суда по вопросу наличия вины Неску С.В., оскорбление (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности истца, имеющая обобщенный характер и унижающая честь и достоинство) ответчиком Неску С.В. противоречит общепринятым нормам морали и унижает честь и достоинство истца.
Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 года, согласно которым привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд, с учетом общепринятых норм и правил поведения, признает высказывания ответчика Неску С.В. субъективным мнением, выраженным по отношению к истцу в оскорбительной форме, выходящей за допустимые пределы осуществления ответчиком права на свободу выражения своих мнений и убеждений.
Указанные выражения унижают достоинство истца, что само по себе влечет нарушение прав истца, гарантированных Конституцией РФ (ст. 21) и гражданским законодательством (ст. 150 ГК РФ), и дает последнему право на компенсацию причиненного морального вреда в денежной форме.
Следовательно, истец Андрианова Н.Н. имеет право на компенсацию причиненного морального вреда.
В связи с указанным, принимая во внимание обстоятельства совершения ответчиком Неску С.В. в отношении истца Андриановой Н.Н. противоправных действий, в результате которых истцу был причинен моральный вред, личность истца, имущественное положение ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд находит обоснованной, адекватной понесенным страданиям, в отношении истца сумму компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей. С точки зрения суда, указанная сумма соответствует принципу справедливости, является соразмерной степени и глубине перенесенных истцом нравственных страданий, и в достаточной степени компенсирует причиненный ему моральный вред.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Андриановой Н.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Неску С.В. в пользу Андриановой Н.Н. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении иска Андриановой Н.Н. о взыскании компенсации морального вреда в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме через Озёрский городской суд.
Председательствующий Ю.Р. Гибадуллина
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2020 года
<>
<>
<>
<>
<>