Судья первой инстанции: Стародуб П.И. УИД 91RS 0022-01-2020-003179-86
№ 2-224/2021
№ 33-764/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: Хмарук Н.С.,
судей: Лозового С.В., Романовой Л.В.,
при секретаре: Рыжкине Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Абдишева Л.С к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала и признании права на распоряжение данными средствами, третьи лица Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 октября 2021 года
у с т а н о в и л а:
В октябре 2020 года Абдишева Л.С. обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (меж-районное) о признании отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала незаконным и возложении на ответчика обязанности направить средства материнского капитала на компенсацию затрат за реконструкцию жилого дома, указав, что истцом был получен сертификат на материнский капитал. Принадлежащий истице жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был ими реконструирован, в результате чего существенно изменились его конструктивные и технические характеристики, значительно увеличилась площадь дома до 100,8 кв.м, тем самым были улучшены жилищные условия. Право собственности зарегистри-ровано в упрощенном порядке, получено свидетельство о государственной регистрации права. Истец обратилась к ответчику с заявлением о направлении средств в размере 420 266,78 рублей на улучшение жилищных условий и компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, однако решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 04 сентября 2020 года в удовлетворении заявления было отказано, в связи с тем, что истцом не представлен акт освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта. Истец полагает, что указанный отказ является незаконным и нарушает ее право на распоряжение средствами материнского капитала. В связи с чем, обращаясь в суд, просит признать незаконным и отменить решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 04 сентября 2020 года, обязать ответчика направить средства материнского капитала в заявленной истцом сумме, на компенсацию затрат, понесенных ею в связи со строительством и объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома площадью 100,8 кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, путем их перечисления на банковский счет.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 30 ноября 2020 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Определением суда от 27 октября 2021 года по ходатайству представителя истца в порядке процессуального правопреемства, в связи с реорганизацией ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) заменено на правопреемника ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 октября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просила его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылался на то, что органы Пенсионного фонда не уполномочены устанавливать факт увеличения площади жилого помещения, подвергшегося реконструкции.
Акт освидетельствования является обязательным документом, необходимым для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по данному направлению. В соответствии с подпунктом 2.2.1. Приказа службы государственного строительного надзора Республики Крым от 13.07.2017 № 100-«П» «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», органом исполнительной власти Республики Крым, предоставляющим государственную услугу по выдаче акта освидетельствования, является Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя иск Абдишевой Л.С., суд первой инстанции исходил из того, что установленные в ходе рассмотрения данного гражданского дела обстоятельства свидетельствуют об улучшении истцом жилищных условий ее семьи путем реконструкции приобретенного домовладения, в результате которой образован новый объект недвижимости, общая площадь домовладения была увеличена с 40,5 кв.м. до 91,30 кв.м., то есть более учетной нормы обеспечения жилым помещением. Жилое помещение после реконструкции соответствует техническим, санитарным правилам и нормам. Направление средств материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию жилого помещения, в данном случае, в полной мере соответствует целевому назначению этих средств.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, ввиду следующего.
С ДД.ММ.ГГГГ Абдишева Л.С. состоит в зарегистрированном браке с Абдишевым Э.Э., от брака имеет несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т. 1, л.д. 94,97-100).
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела жилой дом с надворными строениями и сооружениями по адресу: Украина, АР Крым, <адрес>.
Жилой дом состоял из жилого дома литер «А», веранды литер «а», летней кухни литер «Б», уборной литер «У», общей площадью жилого <адрес>,5 кв.м, жилой - 25,5 кв.м (т. 1 л.д. 55 -59, 101-106).
ДД.ММ.ГГГГ истице выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № (т.1 л.д. 6).
После приобретения дома, истицей произведена реконструкция принадлежащего ей вышеуказанного жилого дома, что подтверждается техническим паспортом, материалами инвентарного дела (л.д. 68-71).
В соответствии с техническим паспортом, построен новый объект недвижимого имущества Литер «Г» общей площадью 100,8 кв.м, жилой - 58,7 кв.м.
Право собственности Абдишевой Л.С. зарегистрировано в ЕГРН в упрощенном порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-89, 188-196).
05 августа 2020 года Абдишева Л.С. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала для улучшения жилищных условий и просила направить средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, а именно на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства в размере 420 266,78 рублей (т.1 л.д. 111-112).
Решением органа пенсионного обеспечения от 04 сентября 2020 года Абдишевой Л.С. отказано в удовлетворении ее заявления на основании п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», поскольку с заявлением не был представлен акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д. 110).
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
Как предусмотрено пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструк-цию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении соответствующих документов, засвидетельствованных в установленном законом порядке.
В силу п. 1.2. указанной нормы закона часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законода-тельством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил направления средств (части средств) (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее – Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года №862, определено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
Согласно п. 10 (1) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10(3) Правил предусмотрено, что для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет: а) документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 (4) Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 года, независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившими сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10 (1) настоящих Правил, лицо получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
- копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на объект индивидуального жилищного строительства, возникших не ранее 1 января 2007 года, либо выписку из Единого реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства, независимо от даты возникновения права собственности на объект жилищного строительства, подвергшийся реконструкции;
- письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению с течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала – в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, первого, второго, третьего и последующих детей).
Согласно п. 2 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объект жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 686, - акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
Пунктом 3 указанных Правил, определено, что уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта.
По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если: в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме; в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил).
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Пунктом 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 22 июня 2006 года по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал установлено, что при разрешении споров, касающихся направления гражданами средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством приобретения жилого помещения, судами не устанавливалось, отвечает ли помещение, приобретаемое владельцем сертификата, требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям, а также, имеет ли место в указанном случае фактическое улучшение жилищных условий.
В целях проверки размеров и технического состояния реконструиро-ванного жилого дома, суд первой инстанции определением от 15 февраля 2021 года по ходатайству истца назначил судебную строительно-техническую экспертизу (т. 1, л.д. 151 -152).
Согласно выводам судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенные строительные работы в приобретенном объекте недвижимости – жилой дом (лит. «А, а»), общей площадью 40,50 кв.м., площадью застройки 46,30 кв.м., высота – 2,85 м., объем – 132 куб.м., фундамент: бут, материал стен: ракушка (Т=0,40), полы: бетон, материал крыши: асбестоцементный шифер, определяющие признаки реконструкции, перепланировки и переоборудования, образован новый объект недвижи-мости – жилой дом с навесом (лит. «Г»), общей площадью 91,30 кв.м., кадастровый №, (количество этажей -1, год завершения строительства – 2018), высота здания – 3,67 м., площадь основания 112,20 кв.м., (навес – 18,70 кв.м.), объем – 381 куб.м., с линейными наружными размерами 14,05 м*9,32 м, состоящий из помещений: № – кухня – столовая, площадью 24,30 кв.м., № – жилая комната, площадью 18,40 кв.м, № – жилая комната, площадью 16,00 кв.м, № – жилая комната, площадью 24,30 квм.м, № – санузел, площадью 8,30 кв.м, расположенный в пределах земельного участка, площадью 2499+/-17 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>.
Стоимость строительно-монтажных работ и материалов, по рекон-струкции жилого дома (лит. «А,а»), площадью 40,50 кв.м, в том числе сноса постройки лит. «а», в результате которых образован новый объект недвижимости - жилой дом (лит. «Г»), общей площадью 91,30 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, определенная с использованием Программного комплекса «ГРАНД-Смета», составила 3 063 777,37 руб.
Выполненные строительные работы в приобретённом объекте недвижимости – жилой дом (лит. «А,а») общей площадью 40,50 кв.м., определяющие признаки реконструкции, перепланировки и переобору-дования, в результате которых образован новый объект недвижимости – жилой дом (лит. «Г»), общей площадью 91,30 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, соответствуют техническим, санитарным, противопожарным и иным требованиям, предъявляемым к объектам индивидуального жилищного строительства, а также установ-ленным предельным параметрам разрешенного строительства, согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Яркополенское сельское поселение Кировского района Республики Крым.
В результате выполненных строительных работ по реконструкции перепланировки и переоборудования исследуемого жилого дома, несущие конструкции здания и эксплуатационные качества в целом сохранены,
санитарные и противопожарные нормы не ухудшены, дальнейшая, безопасная для жизни и здоровья людей, эксплуатация объекта обеспечена, с технической точки зрения не создают угрозу жизни и здоровью граждан, права третьих лиц, не нарушают (т.2, л.д. 2-106).
Поскольку акт освидетельствования отсутствовал, проведение судебной экспертизы было необходимым для установления фактических обстоятельств дела.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59 - 61, 67, 79 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, принимая во внимание экспертное заключение, увеличение площади жилого помещения с 40,5 кв.м. до 91,30 кв.м., то есть более учетной нормы обеспечения жилым помещением, суд первой инстанций пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку в ходе рассмотрения дела, судом установлено, что представленные в материалы дела доказательства, свидетельствуют об улучшении истцом жилищных условий ее семьи путем реконструкции приобретенного объекта невидимости и увеличения площади домовладения более учетной нормы обеспечения жилым помещением. Жилое помещение после реконструкции соответствует техническим, санитарным правилам и нормам. Направление средств материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию жилого помещения, в данном случае, в полной мере соответствует целевому назначению этих средств.
Таким образом, вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установ-ленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 октября 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи