Решение по делу № 33-8964/2023 от 20.07.2023

59RS0009-01-2022-000668-22

Судья Панова Н.А.

Дело № 2-28/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-8964/2023

08 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Ландышевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Александровского муниципального округа на решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Филинковой Т.Ю., представителя истца Лехановой К.В. (устное ходатайство, паспорт, диплом), представителя ответчика Уразовой Е.В. (паспорт, доверенность, диплом), судебная коллегия

установила:

Филинкова Татьяна Юрьевна обратилась в суд с иском к Администрации Александровского муниципального округа Пермского края о включении стажа работы в муниципальный стаж. В ходе судебного разбирательства истцом уточнялись исковые требования, с учетом уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ требований истец в окончательном варианте просила включить в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, стаж работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 по 26.02.2004, стаж работы в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 по 24.10.2011; возложить на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края обязанность назначить истцу пенсию за выслугу лет с 12.08.2022.

В обоснование требований указано, что 12.08.2022 истец обратилась в администрацию Александровского городского округа с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края «Об утверждении Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района» от 16.12.2010 года №262. Также в указанном письме Филинкова Т.Ю. просила включить в стаж муниципальной службы для целей назначении ей пенсии за выслугу лет в порядке пункта 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 года №580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» период работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в должности бухгалтера с 29.10.2003 по 27.02.2004. по результатам рассмотрения заявления Филинковой Т.Ю., администрацией Александровского муниципального округа принято решение от 24.08.2022 №5/3006 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет, так как Филинкова Т.Ю. вышла на страховую пенсию не с муниципальной службы и не имеет 25-летнего стажа муниципальной службы. Вопрос о включении в стаж муниципальной службы стажа работы в должности бухгалтера в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в период с 29.10.2003 по 26.02.2004 администрацией Александровского муниципального округа не рассмотрен и не разрешен. С решением администрации Александровского муниципального округа об отказе в назначении пенсии за выслугу лет истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным. В соответствии с частью 1 статьи 5 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Александровского муниципального района от 16.12.2010 года № 262 пенсия за выслугу лет устанавливается при стаже муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к настоящему Положению. В соответствии с Приложением 8 стаж муниципальной службы для назначения пении за выслугу лет в 2022 году должен быть равен 18 годам. Также пунктом 3 статьи 2 Положения о пенсии за выслугу лет установлено, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца. Филинкова Т.Ю. уволена 11.05.2021 из администрации Александровского муниципального района по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края (распоряжение от 29.04.2021 № 163-р (л); страховая пенсия ей назначена 09.08.2022. По состоянию на дату увольнения из Администрации Александровского муниципального района у Филинковой Т.Ю. имелся муниципальный стаж 18 лет и 65 дней. Соответственно, с 09.08.2022 у Филинковой Т.Ю. возникло право на назначение пенсии за выслугу лет. Письмом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 13.07.2022 была предоставлена информация о том, что Филинкова Т.Ю. 29.10.2003 была принята на должность бухгалтера (единственного в своей должности в штатном расписании для работы на всех участках бухгалтерии с функционалом главного (старшего) специалиста (бухгалтера) в Александровский филиал ОГУП «ЦТИ» на условиях срочного трудового договора на один год в прямом подчинении в своей должности руководителю АФ ОГУП «ЦТИ». В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 года №580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» стаж работы истца в должности бухгалтера ОАФ ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 по 26.02.2004 подлежал включению в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Весной 2021 года с заявлением Филинкова Т.Ю. обращалась в администрацию Александровского муниципального района о включении в стаж муниципальной службы периода работы в компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в должности заместителя главного бухгалтера с 04.05.2009 по 24.10.2011. Решение о включении указанного периода работы в стаж муниципальной службы комиссией не принято. Комиссия, созданная при Администрации Александровского муниципального района, безосновательно не включила в стаж муниципальной службы стаж работы истца в компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш., в то время как работа в указанной должности в полной мере соответствовала требованиям статьи 13 закона о стаже.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, добавила, что она была уволена по ликвидации из администрации Александровского муниципального района вместе с Щ., у которой на момент увольнения отсутствовал стаж муниципальной службы, страховая пенсия ей также не была назначена, осенью 2021 года Щ. после назначения ей страховой пенсии обратилась в администрацию, где ей была назначена пенсия за выслугу лет. Полагает, что и у нее, как у Щ. на август 2022 года возникло право на получение пенсии за выслугу лет. Также пояснила, что для назначения пенсии за выслугу по муниципальному стажу в связи с увольнением по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, не имеет правового значения была ли в дальнейшем трудоустроена истец или нет, поскольку условия назначения пенсии за выслугу лет соблюдены; пункт 3 статьи 2 Положения не содержит запрет на трудоустройство и не указывает на то, что при назначении муниципальной пенсии последним местом работы должна быть муниципальная должность при увольнении по ликвидации, пункт 1 (ликвидация) ч.1 ст.81 ТК РФ добавлен в Положение как гарантия и защита прав муниципального служащего в дальнейшем после увольнения, является преимущественным правом для уволенного по ликвидации муниципального служащего, а не для муниципального органа, который его уволил.

Представитель истца Леханова К.В., действующая на основании устного ходатайства, уточненные требования по указанным истцом доводам поддержала.

Представитель ответчика Уразова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что оснований для включения в стаж муниципальной службы спорных периодов не имеется, поскольку решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы 22.03.2021 Филинковой Т.Ю. было отказано во включении спорного периода работы в АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в должности заместителя главного бухгалтера с 04.05.2009 по 24.10.2011; относительно сведений о включении этой же комиссией 18.06.2018 указанного периода работы истца в муниципальный стаж пояснила, что при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в том же или другом структурном подразделении администрации района периоды работы, включенные на основании решения комиссии в стаж муниципальной службы, не сохраняются и подлежат пересмотру в порядке, установленном настоящим Положением и ч.3 ст.13 Закона ПК о стаже, и, поскольку у Филинковой Т.Ю. изменилась замещаемая должность (с должности заведующего отделом экономического развития назначена переводом на более высокую должность муниципальной службы – управляющий делами администрации района), стаж был пересмотрен. Истец же, обращаясь с требованиями о включении спорного периода с 04.05.2009 по 24.10.2011, фактически просит суд дать оценку тому, какие именно знания и опыт приобрела Филинкова Т.Ю., работая в указанной компании, и какие знания и опыт были ей необходимы в работе управляющего делами администрации Александровского муниципального района, то есть истец предлагает суду проверить целесообразность принятого комиссией решения. Относительно требований о зачете в муниципальный стаж периода работы с 29.10.2003 по 26.02.2004 в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» пояснила, что данный период также не может быть включен в муниципальный стаж, поскольку данная должность не относится к категории - главного (старшего) специалиста. Представитель ответчика ссылается на то, что Филинковой Т.Ю. для назначения пенсии за выслугу лет необходим 25-летний стаж муниципальной службы, поскольку на пенсию по старости она вышла не с муниципальной службы. Кроме того, указала, что ответчик не является работодателем для истца, место последней муниципальной службы -администрация Александровского муниципального района, ликвидирована, в связи с чем ответчик основывается только на тех документах, которые имеются у него в распоряжении, при этом не решает вопросы, относительно возможности рассмотрения вопросов о включении (не включении) периодов работы в стаж муниципальной службы.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (далее ГБУ «ЦТИ ПК») о времени и месте судебного заседания извещены, его представитель Давыдов А.Л., действующий на основании доверенности от 14.12.2021 года №53-д, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю) о времени и месте судебного заседания извещено, его представитель Петрова О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года №28 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве подтвердила факт назначения Филинковой Т.Ю. страховой пенсии по старости с 09.08.2022.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, приводя те же доводы, что и возражениях на иск.

В возражениях на жалобу истец просит оставить решение без изменения.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика настаивала на изложенных в апелляционной жалобе доводах.

Истец, представитель истца просили оставить решение без изменения, поддержав доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, 12.08.2022 года Филинкова Т.Ю. обратилась к администрации Александровского муниципального округа Пермского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, а также о включении периода работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ с 29.10.2003 по 27.02.2004 в стаж муниципальной службы (л.д.12,13).

Письмом №5/3006 от 24.08.2022 года администрацией Александровского муниципального округа Пермского края в назначении пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа муниципальной службы, поскольку на момент назначения страховой пенсии истец не являлась муниципальным служащим, вышла на пенсию по старости не с муниципальной службы (с 13.01.2022 года являлась помощником депутата Законодательного Собрания РФ) (л.д.14).

Не согласившись в решением ответчика, истец обратилась в суд с иском о включении в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, стажа работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 года по 26.02.2004 года, стажа работы в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 года по 24.10.2011 года, и возложении на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края назначить ей пенсию за выслугу лет с 12.08.2022 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», принятый Законодательным Собранием Пермского края 17.04.2008, определяет особенности организации и правового регулирования муниципальной службы в Пермском крае.

В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, определенных Федеральным законом и законом Пермского края. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него периодов трудовой деятельности устанавливается законом Пермского края (статья 15 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК).

В стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы (службы) в государственных органах и организациях СССР, РСФСР и Российской Федерации, в том числе периоды работы в качестве руководителя, его заместителя, главного (старшего) специалиста государственного (муниципального) предприятия, учреждения, организации. Главный (старший) специалист - работник предприятия, учреждения, организации, непосредственно подчиненный первому руководителю, единственный в своей должности на предприятии, учреждении, организации (пункт 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае").

В соответствии со статьей 13 Закона Пермской области от 09.08.1999 №580-86 в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются следующие виды деятельности: 1) в установленном законодательством Российской Федерации порядке периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, работы в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской Стороной совместно с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства; 2) время обучения государственных гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях с отрывом от работы в связи с направлением соответствующим государственным, муниципальным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки; 3) периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).

Закон Пермского края от 09.12.2009 № 545-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края», принятый Законодательным Собранием Пермского края 19.11.2009, определяет условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Пермском крае.

В соответствии со статьей 15 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 545-ПК условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, за счет средств местных бюджетов при наличии необходимого стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к настоящему Закону, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают минимальный гарантированный размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Закона, а также максимальный размер пенсии за выслугу лет, который не может превышать размера, предусмотренного частью 1 статьи 5 настоящего Закона.

Решением Законодательного Собрания Александровского муниципального района №262 от 16.12.2010 принято Положение «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края» (далее - Положение) (л.д.66-74).

Настоящее Положение определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Александровского муниципального района, аппарата Земского Собрания Александровского муниципального района, Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального района (далее - муниципальные служащие). Администрация Александровского муниципального района Пермского края является организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Александровском муниципальном районе (статья 1 Положения).

Лица, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении одновременно следующих условий (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи): наличие стажа муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края не менее 15 лет; замещение лицом должностей муниципальной службы Александровского муниципального района не менее 3 лет в суммарном исчислении (часть 1 статьи 2 Положения).

Согласно части 2 статьи 2 Положения муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности муниципальной службы они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Частью 3 статьи 2 Положения предусмотрено, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 77 (в случае истечения срока действия срочного трудового договора в связи и истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «руководитель» или «помощник (советник)»), пунктом 5 части 1 статьи 77 (в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования); пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81, пунктами 8 и 9 части 1 статьи 77, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, пунктом 3 части 1 статьи 19 (подпункты «а», «б», «в» пункта 2 части 1 статьи 14 и пункты 1,4 части 1 статьи 13) Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца.

Частью 4 статьи 2 Положения предусмотрено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии 25-летнего стажа муниципальной службы для женщин и 30-летнего стажа муниципальной службы для мужчин имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от последнего перед выходом на трудовую пенсию места работы и оснований увольнения с муниципальной службы (за исключением случаев увольнения с муниципальной службы, связанных с виновными действиями). Указанные лица имеют право на пенсию за выслугу лет при условии замещения должностей муниципальной службы и (или) муниципальных должностей Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края сроком не менее 3 лет в суммарном исчислении.

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Пермской области «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» (статья 3 Положения).

Согласно статьи 4 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовым пенсиям по старости или по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - трудовые пенсии). Лицу, получающему пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, пенсия за выслугу лет может быть установлена после перехода на трудовую пенсию.

Заявление об установлении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению подается в орган местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность муниципальной службы по последнему месту муниципальной службы. В случае ликвидации органа местного самоуправления заявление рассматривается администрацией Александровского муниципального района в порядке, предусмотренном настоящей статьей для рассмотрения заявления органом местного самоуправления (статья 7 Положения).

Согласно части 1 статьи 8 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии.

Приложением 8 к Положению предусмотрен стаж для назначения пенсии за выслугу лет в 2022 году – 18 лет (л.д.74).

Разрешая требования истца о включении в муниципальный стаж периода работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» с 29.10.2003 по 26.02.2004 суд первой инстанции установил, что Александровский филиал Областного государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермской области» создан на основании распоряжения губернатора Пермской области № 491-р от 28.08.2003, Положение о филиале утверждено приказом директора ОГУП «Центр технической инвентаризации Пермской области от 07.10.2003. В соответствии с пунктом 5.3 и 6.1 Положения о филиале, структура филиала и штатное расписание утверждается директором ОГУП «ЦТИ» по представлению директора филиала.

Как следует из материалов дела, истец была принята на должность бухгалтера Александровского филиала 29.10.2023, что подтверждается приказом о назначении, трудовым договором, записью в трудовой книжке (л.д. 17,18-20, 36 т.1), с 27.02.2004 – переведена на должность главного бухгалтера (л.д. 21, 36), уволена 22.04.2009.

Период работы в должности главного бухгалтера филиала, как следует из личного дела истца и не оспаривается ответчиком, включен администрацией Александровского муниципального района в стаж муниципальной службы, дающий право на получение, в том числе, пенсии за выслугу лет.

Согласно Справке ГБУ «ЦТИ ПК» (наименование работодателя после ряда последовательных переименований ОГУП «ЦТИ») от 13.07.2022, по состоянию на дату принятия Филинковой Т.Ю. на должность бухгалтера, эта должность являлась единственной в штатном расписании на всех участках бухгалтерии и имела функциональные обязанности главного (старшего) специалиста бухгалтера, находилась в прямом подчинении руководителю филиала. В дальнейшем должность была переименована в главного бухгалтера, после чего также была единственной в штатном расписании для работы на всех участках бухгалтерии и находилась в прямом подчинении директору филиала.

Данные Справки подтверждаются должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной директором Александровского филиала Ш. (л.д.29-30), штатным расписанием филиала по состоянию на 01.12.2003 года, в котором предусмотрена должность бухгалтера в количестве 1 единицы, штатным расписанием филиала по состоянию на 01.03.2004 года, в котором предусмотрена должность главного бухгалтера в количестве 1 единицы.

Указанные обстоятельства в судебном заседании также подтвердила свидетель Ш., занимающая должность директора филиала в рассматриваемые периоды времени.

В соответствии с положениями части 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» в стаж муниципальной службы включаются, в том числе, периоды работы (службы) в качестве руководителя, его заместителя, главного (старшего) специалиста государственного (муниципального) предприятия, учреждения, организации.

При этом абзац второй указанной части статьи 12 содержит разъяснение о том, что главным (старшим) специалистом признается работник предприятия, учреждения, организации, непосредственно подчиненный первому руководителю, единственный в своей должности на предприятии, учреждении, организации, что в полной мере соответствует должностному положению и обязанностям истца.

При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для включения в муниципальный стаж периода работы истца в должности бухгалтера в Александровском филиале ОГУП «ЦТИ» (общей продолжительностью 3 месяца 29 дней) следует признать правильными. Изложенный в апелляционной жалобе довод ответчика о том, что этот спорный период не может быть включен в стаж муниципальной службы в связи с тем, что филиала не является самостоятельным юридическим лицом, т.е. не является предприятием, учреждением, организацией, следовательно, не попадает под действие статьи 11 Закона Пермской области от 09.08.1999 № 580-86, признан судебной коллегией несостоятельными, поскольку следующий за спорным периодом период работы главным бухгалтером Александровском филиале ОГУП «ЦТИ» включен ответчиком в стаж муниципальной службы в добровольном порядке. Кроме того, из буквального толкования положений части 11 статьи 12 Закона № 580-86 не следует, что согласно этой норме правом на включение в стаж муниципальной службы не могут воспользоваться сотрудники обособленных подразделений юридических лиц. По мнению судебной коллегии, из содержания действующей на момент принятия Закона №580-86 редакции статьи 48 Гражданского кодекса РФ следует, что термин «организация» это наиболее широкое, обобщенное понятие по сравнению с понятием «юридическое лицо», что свидетельствует о том, что филиал юридического лица может быть отнесен к организациям в целях применения статьи 12 указанного закона.

Оснований для отказа в удовлетворении требований о включении в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 года по 24.10.2011 года, у суда первой инстанции также не имелось.

Как следует из трудовой книжки в период с 04.05.2009 по 24.10.2011 года Филинкова Т.Ю. работала в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙМ А.Ш.» в должности заместителя главного бухгалтера (л.д.37).

02.03.2017 Филинкова Т.Ю. была принята в администрацию Александровского муниципального района Пермского края, 11.05.2021 с ней был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (л.д.51).

Распоряжением главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района Пермского края №178-р (л) от 18.06.2018 года (л.д.188 личного дела), на основании ст.13,16 закона Пермской области от 09.08.1999 №580-86 «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» Филинковой Т.Ю. в стаж муниципальной службы включен период работы с 04.05.2009 по 24.10.2011 года в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в должности заместителя главного бухгалтера (2 года 5 месяцев 22 дня), который в последующем был принят как стаж муниципальной службы, дающим право, в том числе на получение пенсии за выслугу лет (т. 2л.д. 46,оборот). Основанием для принятия распоряжения указано решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы. Сведений об отмене данного распоряжения в материалах дела не имеется, согласно пояснениям ответчика данное распоряжение отменено не было.

По состоянию на дату принятия указанного распоряжения истец работала в администрации Александровского муниципального района Пермского края в должности заведующей отделом экономического развития, что следует из ее трудовой книжки (л.д. 48, 49), следовательно, решение о включении периода работы в муниципальный стаж принято уполномоченным лицом в установленном порядке.

Согласно части 3 статье 13 Закона № 580-86 в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 16 того же закона установлено, что включение в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона, осуществляется комиссией государственного органа или органа местного самоуправления, порядок образования и работы которой устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления соответственно, на основании заявления государственного гражданского, муниципального служащего.

Решение комиссии является основанием для принятия решения представителем нанимателя (работодателем) о включении в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона.

Положений, указывающих на необходимость в случае перехода к иному работодателю, либо при переводе на другую должность муниципальной службы вновь обращаться за установлением продолжительности муниципального стажа и за включением в него периодов работы, Закон № 580-86 не содержит. Также данный закон не содержит положений, предусматривающих право нанимателя устанавливать срок, на который периоды работы включаются в муниципальный стаж, в связи с чем, исходя из принципа определенности применения законодательства, определяющего пенсионные права граждан, распоряжение Администрации Александровского муниципального района Пермского края в этой части является незаконным, следовательно, не подлежит применению при разрешении заявленных требований.

Суд обоснованно указал, что наличие в отношении истца действующего распоряжения относительно включения периоды работы в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в муниципальный стаж исключает правомерность последующего решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, принятого в 2021 году, в связи с переходом истца на иную должность муниципальной службы, об отказе во включении этого же периода работы в стаж муниципальной службы, так как действующим законодательством подобный порядок способа и оснований исчисления муниципального стажа не предусмотрен.

На дату увольнения 11.05.2021 стаж муниципальной службы Филинковой Т.Ю. без учета спорных периодов составлял 17 лет 10 месяцев 11 дней, что подтверждается информацией, предоставленной МКУ «Центр бухгалтерского учета Александровского муниципального района» от 19.08.2021 №643.

С учетом спорных периодов, продолжительность стажа муниципальной службы истца на момент увольнения из администрации Александровского муниципального района Пермского края в связи с ее ликвидацией составлял более 18 лет (17 лет 10 месяцев 11 дней + 2 года 5 месяцев 22 дня + 3 месяца 29 дней). Данное обстоятельство, исходя из положений части 2 статьи 2, статей 3, 4 Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края», с учетом того, что на момент увольнения истец замещала должность, относимую к высшим должностям муниципальной службы, свидетельствует о возникновении у истца права на назначение пенсии за выслугу лет при назначении страховой пенсии по старости, т.е. с 09.08.2022 (л.д. 55).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии, в связи с чем, дата, с которой на ответчика судом возложена обязанность назначить Филинковой Т.Ю. пенсию за выслугу лет определена как 12.08.2022, что является правильным.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда, не установлено.

Решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского муниципального округа без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.

59RS0009-01-2022-000668-22

Судья Панова Н.А.

Дело № 2-28/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-8964/2023

08 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Ландышевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Александровского муниципального округа на решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Филинковой Т.Ю., представителя истца Лехановой К.В. (устное ходатайство, паспорт, диплом), представителя ответчика Уразовой Е.В. (паспорт, доверенность, диплом), судебная коллегия

установила:

Филинкова Татьяна Юрьевна обратилась в суд с иском к Администрации Александровского муниципального округа Пермского края о включении стажа работы в муниципальный стаж. В ходе судебного разбирательства истцом уточнялись исковые требования, с учетом уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ требований истец в окончательном варианте просила включить в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, стаж работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 по 26.02.2004, стаж работы в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 по 24.10.2011; возложить на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края обязанность назначить истцу пенсию за выслугу лет с 12.08.2022.

В обоснование требований указано, что 12.08.2022 истец обратилась в администрацию Александровского городского округа с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края «Об утверждении Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района» от 16.12.2010 года №262. Также в указанном письме Филинкова Т.Ю. просила включить в стаж муниципальной службы для целей назначении ей пенсии за выслугу лет в порядке пункта 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 года №580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» период работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в должности бухгалтера с 29.10.2003 по 27.02.2004. по результатам рассмотрения заявления Филинковой Т.Ю., администрацией Александровского муниципального округа принято решение от 24.08.2022 №5/3006 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет, так как Филинкова Т.Ю. вышла на страховую пенсию не с муниципальной службы и не имеет 25-летнего стажа муниципальной службы. Вопрос о включении в стаж муниципальной службы стажа работы в должности бухгалтера в Александровском филиале ОГУП ЦТИ в период с 29.10.2003 по 26.02.2004 администрацией Александровского муниципального округа не рассмотрен и не разрешен. С решением администрации Александровского муниципального округа об отказе в назначении пенсии за выслугу лет истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным. В соответствии с частью 1 статьи 5 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Александровского муниципального района от 16.12.2010 года № 262 пенсия за выслугу лет устанавливается при стаже муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к настоящему Положению. В соответствии с Приложением 8 стаж муниципальной службы для назначения пении за выслугу лет в 2022 году должен быть равен 18 годам. Также пунктом 3 статьи 2 Положения о пенсии за выслугу лет установлено, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца. Филинкова Т.Ю. уволена 11.05.2021 из администрации Александровского муниципального района по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края (распоряжение от 29.04.2021 № 163-р (л); страховая пенсия ей назначена 09.08.2022. По состоянию на дату увольнения из Администрации Александровского муниципального района у Филинковой Т.Ю. имелся муниципальный стаж 18 лет и 65 дней. Соответственно, с 09.08.2022 у Филинковой Т.Ю. возникло право на назначение пенсии за выслугу лет. Письмом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 13.07.2022 была предоставлена информация о том, что Филинкова Т.Ю. 29.10.2003 была принята на должность бухгалтера (единственного в своей должности в штатном расписании для работы на всех участках бухгалтерии с функционалом главного (старшего) специалиста (бухгалтера) в Александровский филиал ОГУП «ЦТИ» на условиях срочного трудового договора на один год в прямом подчинении в своей должности руководителю АФ ОГУП «ЦТИ». В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 года №580-86 «О стаже государственной, гражданской, муниципальной службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» стаж работы истца в должности бухгалтера ОАФ ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 по 26.02.2004 подлежал включению в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Весной 2021 года с заявлением Филинкова Т.Ю. обращалась в администрацию Александровского муниципального района о включении в стаж муниципальной службы периода работы в компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в должности заместителя главного бухгалтера с 04.05.2009 по 24.10.2011. Решение о включении указанного периода работы в стаж муниципальной службы комиссией не принято. Комиссия, созданная при Администрации Александровского муниципального района, безосновательно не включила в стаж муниципальной службы стаж работы истца в компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш., в то время как работа в указанной должности в полной мере соответствовала требованиям статьи 13 закона о стаже.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, добавила, что она была уволена по ликвидации из администрации Александровского муниципального района вместе с Щ., у которой на момент увольнения отсутствовал стаж муниципальной службы, страховая пенсия ей также не была назначена, осенью 2021 года Щ. после назначения ей страховой пенсии обратилась в администрацию, где ей была назначена пенсия за выслугу лет. Полагает, что и у нее, как у Щ. на август 2022 года возникло право на получение пенсии за выслугу лет. Также пояснила, что для назначения пенсии за выслугу по муниципальному стажу в связи с увольнением по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, не имеет правового значения была ли в дальнейшем трудоустроена истец или нет, поскольку условия назначения пенсии за выслугу лет соблюдены; пункт 3 статьи 2 Положения не содержит запрет на трудоустройство и не указывает на то, что при назначении муниципальной пенсии последним местом работы должна быть муниципальная должность при увольнении по ликвидации, пункт 1 (ликвидация) ч.1 ст.81 ТК РФ добавлен в Положение как гарантия и защита прав муниципального служащего в дальнейшем после увольнения, является преимущественным правом для уволенного по ликвидации муниципального служащего, а не для муниципального органа, который его уволил.

Представитель истца Леханова К.В., действующая на основании устного ходатайства, уточненные требования по указанным истцом доводам поддержала.

Представитель ответчика Уразова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что оснований для включения в стаж муниципальной службы спорных периодов не имеется, поскольку решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы 22.03.2021 Филинковой Т.Ю. было отказано во включении спорного периода работы в АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в должности заместителя главного бухгалтера с 04.05.2009 по 24.10.2011; относительно сведений о включении этой же комиссией 18.06.2018 указанного периода работы истца в муниципальный стаж пояснила, что при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в том же или другом структурном подразделении администрации района периоды работы, включенные на основании решения комиссии в стаж муниципальной службы, не сохраняются и подлежат пересмотру в порядке, установленном настоящим Положением и ч.3 ст.13 Закона ПК о стаже, и, поскольку у Филинковой Т.Ю. изменилась замещаемая должность (с должности заведующего отделом экономического развития назначена переводом на более высокую должность муниципальной службы – управляющий делами администрации района), стаж был пересмотрен. Истец же, обращаясь с требованиями о включении спорного периода с 04.05.2009 по 24.10.2011, фактически просит суд дать оценку тому, какие именно знания и опыт приобрела Филинкова Т.Ю., работая в указанной компании, и какие знания и опыт были ей необходимы в работе управляющего делами администрации Александровского муниципального района, то есть истец предлагает суду проверить целесообразность принятого комиссией решения. Относительно требований о зачете в муниципальный стаж периода работы с 29.10.2003 по 26.02.2004 в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» пояснила, что данный период также не может быть включен в муниципальный стаж, поскольку данная должность не относится к категории - главного (старшего) специалиста. Представитель ответчика ссылается на то, что Филинковой Т.Ю. для назначения пенсии за выслугу лет необходим 25-летний стаж муниципальной службы, поскольку на пенсию по старости она вышла не с муниципальной службы. Кроме того, указала, что ответчик не является работодателем для истца, место последней муниципальной службы -администрация Александровского муниципального района, ликвидирована, в связи с чем ответчик основывается только на тех документах, которые имеются у него в распоряжении, при этом не решает вопросы, относительно возможности рассмотрения вопросов о включении (не включении) периодов работы в стаж муниципальной службы.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (далее ГБУ «ЦТИ ПК») о времени и месте судебного заседания извещены, его представитель Давыдов А.Л., действующий на основании доверенности от 14.12.2021 года №53-д, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю) о времени и месте судебного заседания извещено, его представитель Петрова О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года №28 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве подтвердила факт назначения Филинковой Т.Ю. страховой пенсии по старости с 09.08.2022.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, приводя те же доводы, что и возражениях на иск.

В возражениях на жалобу истец просит оставить решение без изменения.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика настаивала на изложенных в апелляционной жалобе доводах.

Истец, представитель истца просили оставить решение без изменения, поддержав доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, 12.08.2022 года Филинкова Т.Ю. обратилась к администрации Александровского муниципального округа Пермского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, а также о включении периода работы в Александровском филиале ОГУП ЦТИ с 29.10.2003 по 27.02.2004 в стаж муниципальной службы (л.д.12,13).

Письмом №5/3006 от 24.08.2022 года администрацией Александровского муниципального округа Пермского края в назначении пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа муниципальной службы, поскольку на момент назначения страховой пенсии истец не являлась муниципальным служащим, вышла на пенсию по старости не с муниципальной службы (с 13.01.2022 года являлась помощником депутата Законодательного Собрания РФ) (л.д.14).

Не согласившись в решением ответчика, истец обратилась в суд с иском о включении в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, стажа работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» в период с 29.10.2003 года по 26.02.2004 года, стажа работы в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 года по 24.10.2011 года, и возложении на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края назначить ей пенсию за выслугу лет с 12.08.2022 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», принятый Законодательным Собранием Пермского края 17.04.2008, определяет особенности организации и правового регулирования муниципальной службы в Пермском крае.

В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, определенных Федеральным законом и законом Пермского края. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него периодов трудовой деятельности устанавливается законом Пермского края (статья 15 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК).

В стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы (службы) в государственных органах и организациях СССР, РСФСР и Российской Федерации, в том числе периоды работы в качестве руководителя, его заместителя, главного (старшего) специалиста государственного (муниципального) предприятия, учреждения, организации. Главный (старший) специалист - работник предприятия, учреждения, организации, непосредственно подчиненный первому руководителю, единственный в своей должности на предприятии, учреждении, организации (пункт 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае").

В соответствии со статьей 13 Закона Пермской области от 09.08.1999 №580-86 в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются следующие виды деятельности: 1) в установленном законодательством Российской Федерации порядке периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, работы в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской Стороной совместно с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства; 2) время обучения государственных гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях с отрывом от работы в связи с направлением соответствующим государственным, муниципальным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки; 3) периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).

Закон Пермского края от 09.12.2009 № 545-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края», принятый Законодательным Собранием Пермского края 19.11.2009, определяет условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Пермском крае.

В соответствии со статьей 15 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 545-ПК условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, за счет средств местных бюджетов при наличии необходимого стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к настоящему Закону, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают минимальный гарантированный размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Закона, а также максимальный размер пенсии за выслугу лет, который не может превышать размера, предусмотренного частью 1 статьи 5 настоящего Закона.

Решением Законодательного Собрания Александровского муниципального района №262 от 16.12.2010 принято Положение «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края» (далее - Положение) (л.д.66-74).

Настоящее Положение определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Александровского муниципального района, аппарата Земского Собрания Александровского муниципального района, Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального района (далее - муниципальные служащие). Администрация Александровского муниципального района Пермского края является организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Александровском муниципальном районе (статья 1 Положения).

Лица, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении одновременно следующих условий (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи): наличие стажа муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края не менее 15 лет; замещение лицом должностей муниципальной службы Александровского муниципального района не менее 3 лет в суммарном исчислении (часть 1 статьи 2 Положения).

Согласно части 2 статьи 2 Положения муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности муниципальной службы они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Частью 3 статьи 2 Положения предусмотрено, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 77 (в случае истечения срока действия срочного трудового договора в связи и истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «руководитель» или «помощник (советник)»), пунктом 5 части 1 статьи 77 (в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования); пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81, пунктами 8 и 9 части 1 статьи 77, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, пунктом 3 части 1 статьи 19 (подпункты «а», «б», «в» пункта 2 части 1 статьи 14 и пункты 1,4 части 1 статьи 13) Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца.

Частью 4 статьи 2 Положения предусмотрено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии 25-летнего стажа муниципальной службы для женщин и 30-летнего стажа муниципальной службы для мужчин имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от последнего перед выходом на трудовую пенсию места работы и оснований увольнения с муниципальной службы (за исключением случаев увольнения с муниципальной службы, связанных с виновными действиями). Указанные лица имеют право на пенсию за выслугу лет при условии замещения должностей муниципальной службы и (или) муниципальных должностей Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края сроком не менее 3 лет в суммарном исчислении.

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Пермской области «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» (статья 3 Положения).

Согласно статьи 4 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовым пенсиям по старости или по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - трудовые пенсии). Лицу, получающему пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, пенсия за выслугу лет может быть установлена после перехода на трудовую пенсию.

Заявление об установлении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению подается в орган местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность муниципальной службы по последнему месту муниципальной службы. В случае ликвидации органа местного самоуправления заявление рассматривается администрацией Александровского муниципального района в порядке, предусмотренном настоящей статьей для рассмотрения заявления органом местного самоуправления (статья 7 Положения).

Согласно части 1 статьи 8 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии.

Приложением 8 к Положению предусмотрен стаж для назначения пенсии за выслугу лет в 2022 году – 18 лет (л.д.74).

Разрешая требования истца о включении в муниципальный стаж периода работы в должности бухгалтера Александровского филиала ОГУП «ЦТИ» с 29.10.2003 по 26.02.2004 суд первой инстанции установил, что Александровский филиал Областного государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермской области» создан на основании распоряжения губернатора Пермской области № 491-р от 28.08.2003, Положение о филиале утверждено приказом директора ОГУП «Центр технической инвентаризации Пермской области от 07.10.2003. В соответствии с пунктом 5.3 и 6.1 Положения о филиале, структура филиала и штатное расписание утверждается директором ОГУП «ЦТИ» по представлению директора филиала.

Как следует из материалов дела, истец была принята на должность бухгалтера Александровского филиала 29.10.2023, что подтверждается приказом о назначении, трудовым договором, записью в трудовой книжке (л.д. 17,18-20, 36 т.1), с 27.02.2004 – переведена на должность главного бухгалтера (л.д. 21, 36), уволена 22.04.2009.

Период работы в должности главного бухгалтера филиала, как следует из личного дела истца и не оспаривается ответчиком, включен администрацией Александровского муниципального района в стаж муниципальной службы, дающий право на получение, в том числе, пенсии за выслугу лет.

Согласно Справке ГБУ «ЦТИ ПК» (наименование работодателя после ряда последовательных переименований ОГУП «ЦТИ») от 13.07.2022, по состоянию на дату принятия Филинковой Т.Ю. на должность бухгалтера, эта должность являлась единственной в штатном расписании на всех участках бухгалтерии и имела функциональные обязанности главного (старшего) специалиста бухгалтера, находилась в прямом подчинении руководителю филиала. В дальнейшем должность была переименована в главного бухгалтера, после чего также была единственной в штатном расписании для работы на всех участках бухгалтерии и находилась в прямом подчинении директору филиала.

Данные Справки подтверждаются должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной директором Александровского филиала Ш. (л.д.29-30), штатным расписанием филиала по состоянию на 01.12.2003 года, в котором предусмотрена должность бухгалтера в количестве 1 единицы, штатным расписанием филиала по состоянию на 01.03.2004 года, в котором предусмотрена должность главного бухгалтера в количестве 1 единицы.

Указанные обстоятельства в судебном заседании также подтвердила свидетель Ш., занимающая должность директора филиала в рассматриваемые периоды времени.

В соответствии с положениями части 11 статьи 12 Закона Пермской области от 09.08.1999 № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае» в стаж муниципальной службы включаются, в том числе, периоды работы (службы) в качестве руководителя, его заместителя, главного (старшего) специалиста государственного (муниципального) предприятия, учреждения, организации.

При этом абзац второй указанной части статьи 12 содержит разъяснение о том, что главным (старшим) специалистом признается работник предприятия, учреждения, организации, непосредственно подчиненный первому руководителю, единственный в своей должности на предприятии, учреждении, организации, что в полной мере соответствует должностному положению и обязанностям истца.

При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для включения в муниципальный стаж периода работы истца в должности бухгалтера в Александровском филиале ОГУП «ЦТИ» (общей продолжительностью 3 месяца 29 дней) следует признать правильными. Изложенный в апелляционной жалобе довод ответчика о том, что этот спорный период не может быть включен в стаж муниципальной службы в связи с тем, что филиала не является самостоятельным юридическим лицом, т.е. не является предприятием, учреждением, организацией, следовательно, не попадает под действие статьи 11 Закона Пермской области от 09.08.1999 № 580-86, признан судебной коллегией несостоятельными, поскольку следующий за спорным периодом период работы главным бухгалтером Александровском филиале ОГУП «ЦТИ» включен ответчиком в стаж муниципальной службы в добровольном порядке. Кроме того, из буквального толкования положений части 11 статьи 12 Закона № 580-86 не следует, что согласно этой норме правом на включение в стаж муниципальной службы не могут воспользоваться сотрудники обособленных подразделений юридических лиц. По мнению судебной коллегии, из содержания действующей на момент принятия Закона №580-86 редакции статьи 48 Гражданского кодекса РФ следует, что термин «организация» это наиболее широкое, обобщенное понятие по сравнению с понятием «юридическое лицо», что свидетельствует о том, что филиал юридического лица может быть отнесен к организациям в целях применения статьи 12 указанного закона.

Оснований для отказа в удовлетворении требований о включении в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности заместителя главного бухгалтера компании АО ЭНКА ИНШААТ BE САНАЙИ А.Ш. в период с 04.05.2009 года по 24.10.2011 года, у суда первой инстанции также не имелось.

Как следует из трудовой книжки в период с 04.05.2009 по 24.10.2011 года Филинкова Т.Ю. работала в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙМ А.Ш.» в должности заместителя главного бухгалтера (л.д.37).

02.03.2017 Филинкова Т.Ю. была принята в администрацию Александровского муниципального района Пермского края, 11.05.2021 с ней был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (л.д.51).

Распоряжением главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района Пермского края №178-р (л) от 18.06.2018 года (л.д.188 личного дела), на основании ст.13,16 закона Пермской области от 09.08.1999 №580-86 «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области» Филинковой Т.Ю. в стаж муниципальной службы включен период работы с 04.05.2009 по 24.10.2011 года в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в должности заместителя главного бухгалтера (2 года 5 месяцев 22 дня), который в последующем был принят как стаж муниципальной службы, дающим право, в том числе на получение пенсии за выслугу лет (т. 2л.д. 46,оборот). Основанием для принятия распоряжения указано решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы. Сведений об отмене данного распоряжения в материалах дела не имеется, согласно пояснениям ответчика данное распоряжение отменено не было.

По состоянию на дату принятия указанного распоряжения истец работала в администрации Александровского муниципального района Пермского края в должности заведующей отделом экономического развития, что следует из ее трудовой книжки (л.д. 48, 49), следовательно, решение о включении периода работы в муниципальный стаж принято уполномоченным лицом в установленном порядке.

Согласно части 3 статье 13 Закона № 580-86 в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 16 того же закона установлено, что включение в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона, осуществляется комиссией государственного органа или органа местного самоуправления, порядок образования и работы которой устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления соответственно, на основании заявления государственного гражданского, муниципального служащего.

Решение комиссии является основанием для принятия решения представителем нанимателя (работодателем) о включении в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона.

Положений, указывающих на необходимость в случае перехода к иному работодателю, либо при переводе на другую должность муниципальной службы вновь обращаться за установлением продолжительности муниципального стажа и за включением в него периодов работы, Закон № 580-86 не содержит. Также данный закон не содержит положений, предусматривающих право нанимателя устанавливать срок, на который периоды работы включаются в муниципальный стаж, в связи с чем, исходя из принципа определенности применения законодательства, определяющего пенсионные права граждан, распоряжение Администрации Александровского муниципального района Пермского края в этой части является незаконным, следовательно, не подлежит применению при разрешении заявленных требований.

Суд обоснованно указал, что наличие в отношении истца действующего распоряжения относительно включения периоды работы в АО «ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в муниципальный стаж исключает правомерность последующего решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, принятого в 2021 году, в связи с переходом истца на иную должность муниципальной службы, об отказе во включении этого же периода работы в стаж муниципальной службы, так как действующим законодательством подобный порядок способа и оснований исчисления муниципального стажа не предусмотрен.

На дату увольнения 11.05.2021 стаж муниципальной службы Филинковой Т.Ю. без учета спорных периодов составлял 17 лет 10 месяцев 11 дней, что подтверждается информацией, предоставленной МКУ «Центр бухгалтерского учета Александровского муниципального района» от 19.08.2021 №643.

С учетом спорных периодов, продолжительность стажа муниципальной службы истца на момент увольнения из администрации Александровского муниципального района Пермского края в связи с ее ликвидацией составлял более 18 лет (17 лет 10 месяцев 11 дней + 2 года 5 месяцев 22 дня + 3 месяца 29 дней). Данное обстоятельство, исходя из положений части 2 статьи 2, статей 3, 4 Положения «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края», с учетом того, что на момент увольнения истец замещала должность, относимую к высшим должностям муниципальной службы, свидетельствует о возникновении у истца права на назначение пенсии за выслугу лет при назначении страховой пенсии по старости, т.е. с 09.08.2022 (л.д. 55).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии, в связи с чем, дата, с которой на ответчика судом возложена обязанность назначить Филинковой Т.Ю. пенсию за выслугу лет определена как 12.08.2022, что является правильным.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда, не установлено.

Решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Александровского городского суда Пермского края от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского муниципального округа без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.

33-8964/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Филинкова Татьяна Юрьевна
Ответчики
администрация Александровского муниципального округа
Другие
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Лиханова Кристина Валерьевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Заривчацкая Татьяна Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.07.2023Передача дела судье
08.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Передано в экспедицию
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее