УИД 32RS0027-01-2022-001555-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2022 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Любимовой Е.И.
при секретаре Радченко В.А.
с участием представителя истца Геращенковой К.С., представителя Брянской городской администрации Селезневой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Палеева Юрия Витальевича к Брянской городской администрации о признании права на получение жилищного сертификата, включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец Палеев Ю.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование указал, что начиная с <дата>, непрерывно служил в органах внутренних дел и органах уголовно - исполнительной системы. <дата> в соответствии с приказом за №...-лс на основании ст. 58 п. «3» Положения о службе в органах внутренних дел РФ был уволен в звании <данные изъяты> по ограниченному состоянию здоровья.
На момент увольнения, выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 05 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 28 лет 05 месяцев.
При прохождении службы, и до настоящего времени, не имел и не имеет собственного, или служебного жилья в связи с чем, снимает квартиру по договору найма. В период службы, съемное жилье оплачивалось за счет средств федерального бюджета, а после увольнения со службы съемное жилье оплачивает сам.
В настоящий момент до сих пор на основании договора найма жилого помещения, снимает комнату в квартире, <адрес>, а ранее <адрес>.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 01.06.2014г ему было отказано в удовлетворении иска к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Брянской городской администрации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки нуждающихся с предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Вместе с тем, после увольнения со службы истец был принят на жилищный учет Советской районной администрацией г.Брянска, состоит в общей очереди на получение жилья под номером 1456 (на 01.01.2019).
Однако, истец считает, что имеет право на включение в списки граждан на получение жилищного сертификата.
На основании изложенного, просит суд признать за истцом Палеевым Ю.В. право на получение государственного жилищного сертификата, включить Палеева Ю.В. в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, уволенных с военной службы, с последующим предоставлением государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, указав на то, что истец длительное время не может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, после увольнения со службы поставлен на жилищный учет, считает, что то обстоятельство, что до 01.03.2005 года истец не был поставлен на жилищный учет по месту службы не является основанием для невключения его в списки лиц, имеющих право на обеспечение жилищным сертификатом. Просила иск удовлетворить.
Представитель Брянской городской администрации иск не признала, пояснила, что истец поставлен на жилищный учет после 2005 года, состоит в общей очереди, в период прохождения службы по вопросу обеспечения жилым помещением в УФСИН он не обращался, на жилищном учете по месту службы не состоял, после 2005 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Палеев Ю.В. поставлен на такой учет. На данный момент номер очереди-1000. Оснований для решения вопроса о получении Палеевым Ю.В. жилищного сертификата в соответствии с действующим Законодательством не имеется, поскольку на жилищном учете по месту службы он не состоял, к иным категориям граждан, имеющим право на обеспечение сертификатом истец не относится. Полагала, что доводы истца уже являлись предметом исследования при рассмотрении иных дел, оснований для удовлетворения таких требований установлено не было, а с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав прошло более 3-х лет.
Иные лица в суд не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель УФСИН России по Брянской области ранее в судебном заседании иск не признала, указав на то, что истец уже обращался с заявленными требованиями, в иске было отказано. Пояснила, что до 2005 года УФСИН осуществляло жилищный учет в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец до 2005 года по такому вопросу в УФСИН не обращался, по обращению в 2006 году ему было отказано, полномочия по ведению жилищного учета перешли к органам местного самоуправления. В настоящее время только два сотрудника значатся на жилищном учете, которые были поставлены на учет до 2005 года и жильем на данный момент не обеспечены.
Представитель Советской районной администрации г.Брянска ранее в суде полагал, что оснований в удовлетворении иска не имеется, поддержав позицию представителя Брянской городской администрации.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.30 действовавшего до 01.03.2005 года Жилищного кодекса РСФСР, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии с п.1 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В п.2 ст.6 ФЗ № 189 «О введении в действие жилищного кодекса РФ» говорится о гражданах, вставших на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а именно, что они сохраняют право состоять на учете, нуждающихся до утраты оснований нахождения в указанной очереди.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В настоящее время действует утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации и ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (утв. Приказом Минстроя России от 14.09.2021 N 667/пр).
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным постановлением N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, согласно пп.а п.5 которых право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с подпунктом а пункта 18 Правил, выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Согласно п. 19 Правил, для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих права на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (п. 21 Правил).
Из подпункта "а" пункта 22 Правил следует, что основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных Правил.
Таким образом, для получения государственного жилищного сертификата Палеев Ю.В. должен соответствовать требованиям вышеуказанных правил, то есть пп.а п. 5 Правил и являться участником ведомственной целевой программы.
Установлено, что Палеев Ю.В. в соответствии с поданным им заявлением в Советскую районную администрацию города Брянска, с 09.12.2011года поставлен на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди составом семьи 1 человек. Истец состоит на указанном жилищном учете по настоящее время, номер в очереди 1000.
Установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел и органах уголовно - исполнительной системы. <дата> в соответствии с приказом за №...-лс на основании ст. 58 п. «3» Положения о службе в органах внутренних дел РФ был уволен в звании <данные изъяты> по ограниченному состоянию здоровья. На момент увольнения, выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 05 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 28 лет 05 месяцев.
Между тем, истец, как установлено, в период службы на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы не состоял, обращался по данному вопросу в УФСИН по Брянской области после введения в действие Жилищного кодекса РФ и передачи полномочий по осуществлению жилищного учета органам местного самоуправления.
Из представленных суду сведений, следует, что 17.04.2006г от Палеева Ю.В. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области подавался рапорт о постановке на жилищный учет. Данное обращение было рассмотрено с вынесением решения об отказе в его удовлетворении 17 мая 2006г.
Сведений об оспаривании данного решения жилищно- бытовой комиссии не имеется.
Более ранних обращений Палеева Ю.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г не имеется.
После постановки истца на учет в Советскую районную администрацию г.Брянска (после увольнения со службы), в 2013году вопрос о постановке истца на учет для обеспечения жилым помещением рассматривался Комиссией по жилищно- бытовым вопросам по заявлению истца от 17.10.2013г.
При проверке доводов обращения, было также установлено, что первое обращение истца по вопросу постановки на жилищный учет имело место 17.04.2006г, указано, что Палеев Ю.В. утратил право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области.
После чего доводы истца о наличии у него права на включение в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, являлись предметом судебной проверки.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 01.07.2014г Палееву Ю.В. отказано в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Брянской городской администрации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением единовременной выплаты на приобретение жилья было отказано.
Судом в полной мере был исследован вопрос о наличии у истца права на включение в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением единовременной выплаты на приобретение жилья с учетом федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отельные законодательные акты РФ», с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Оснований для включения истца в списки таких граждан не установлено.
В настоящем иске истец предъявляет требования только к Брянской городской администрации, указывая на то, что он, как признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, проходивший службу в органах внутренних дел, имеющий необходимый стаж службы и уволенный в соответствии с приказом за №...-лс на основании ст. 58 п. «3» Положения о службе в органах внутренних дел РФ в звании <данные изъяты> по ограниченному состоянию здоровья, соответствует всем критериям и имеет право на получение жилищного сертификата и включение в соответствующие списки граждан.
Суд полагает доводы истца основанными на неверном толковании правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, поскольку п.п. а п. 5 Правил определенно, что помимо наличия необходимого стажа службы, факта увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, истец должен был быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходил службу.
Истец на учет по месту службы в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в период службы поставлен не был до 01.03.2005г., а на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства был поставлен уже после увольнения.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Истец связывает свое право на получение жилищного сертификата со своим статусом, как проходившим службу в органах внутренних дел, указывает на то, что на протяжении всего периода службы в органах внутренних дел не был обеспечен жильем, однако, самостоятельно распорядившись своими правами, истец в установленном законом порядке свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не реализовал, до 01.03.2005г по месту службы по данному вопросу не обращался, а после того, как полномочия по ведению жилищного учета были переданы в органы местного самоуправления, обратился с заявлением о постановке на жилищный учет уже после увольнения со службы.
В материалах учетного дела истца не имеется сведений о том, что истец отнесен к категориям граждан, поименованным в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", как в действующей редакции, так и ранее действовавших редакциях Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Таких сведений не представлено и при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Истец обращался с заявлением в Советскую районную администрацию г.Брянска о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в соответствии с Постановлением № 153 по категории, граждане уволенные со службы из органов уголовно- исполнительной системы. Данное обращение имело место 07.02.2017г. На обращение истцу был дан ответ об отказе во включение в состав участников подпрограммы 20.03.2017г.
11.01.2019г была дан ответ Палееву Ю.В. Брянской городской администрацией на его обращение, в котором также истец проинформирован по вопросу постановки его на очередь для выдачи жилищного сертификата, разъяснены правила и порядок получения сертификатов, указаны категории граждан, которым органы исполнительной власти субъектов осуществляют выдачу жилищных сертификатов, разъяснено о необходимости обращения по данному вопросу по месту прежней службы в УФСИН России по Брянской области.
Таким образом, в ходе проверок доводов истца, как во внесудебном порядке, так и в процессе судебных разбирательств, право истца на включение получение жилищного сертификата и включение в соответствующий список граждан, не установлено.
Кроме того, следует учесть, что с настоящим иском истец обратился только 21.03.2022г., в то время как о нарушении своих прав истец узнал фактически в мае 2006г. (как установлено решением суда по делу № 2-1594/2019), ответ Советской районной администрации г.Брянска был дан истцу 20.03.2017г., Брянской городской администрацией 11.01.2019г.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах, довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности при обращении с заявленными требованиями является обоснованным.
Проанализировав все представленные доказательства, проверив доводы сторон с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд считает заявленные исковые требования Палеева Ю.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Палеева Юрия Витальевича к Брянской городской администрации о признании права на получение жилищного сертификата, включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилищного сертификата –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Любимова
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2022г.