Дело № 2 –526/2023
УИД 33RS0010-01-2023-000951-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Антипенко Р.П.,
при секретаре судебного заседания Мочалиной В.Д.,
с участием Логинова С.В., старшего помощника прокурора Киржачского района Филиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Дачному потребительскому кооперативу «Заповедный край-3» о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Киржачского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием об обязании Дачного потребительского кооператива «Заповедный край-3» (далее – ДПК «Заповедный край-3», Кооператив) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указано, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, ответчик не обеспечивает регулярный вывоз мусора с территории Кооператива, поскольку не заключил договор на вывоз мусора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные нарушения могут нанести вред окружающей среде.
Старший помощник прокурора Киржачского района Филина В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Председатель ДПК «Заповедный край-3» Логинов С.В., представляя интересы ответчика и по доверенности третьего лица Дачного некоммерческого товарищества «Заповедный парк» (далее – ДНТ «Заповедный парк»), в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении иска, поскольку Кооператив находится в стадии ликвидации, счетов нет, членские взносы не взымаются, хозяйственная деятельность не ведется. ДНТ «Заповедный парк» принадлежат земли общего пользования и хозяйственную деятельность ведет именно указанное юридическое лицо, а также межу ДНТ «Заповедный парк» и ООО «Хартия» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Третье лицо ООО «Хартия» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Представитель третьего лица по доверенности Малышева Т.В. в судебном заседании 01.08.2023 года просила суд удовлетворить заявленные прокурором требования.
Согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена заблаговременно на интернет-сайте Киржачского районного суда Владимирской области.
Суд определил рассмотреть дело при установленной явке на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопление которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч. 3 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 1.5 Постановления департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 08.02.2018 № 13/01-25 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области» (далее по тексту - Правила) региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, устава регионального оператора, при наличии действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности, которую юридическое лицо будет осуществлять самостоятельно (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности).
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.4 Правил региональный оператор в границах зон своей деятельности осуществляет следующие функции:
- заключает договоры с собственниками отходов, управляющими компаниями, ТСЖ, гражданами на накопление и транспортирование ТКО в соответствии с территориальной схемой;
- принимает отходы в объеме и в местах, определенных территориальной схемой и договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, организует их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Владимирской области и требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации с последующим размещением отходов на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
22.01.2019 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды области (далее - Департамент природопользования) утвержден и согласован с Минприроды России План мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории области региональными операторами.
По результатам конкурсного отбора, проведенного департаментом природопользования, деятельность в сфере обращения с ТКО в эксплуатационной зоне № 1 (Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Собинский и Юрьев - Польский районы) осуществляет ООО «Хартия».
18.09.2019 года между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и ООО «Хартия» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «Хартия» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на основании действующей лицензии №, выданной 17.12.2021года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, бессрочного срока действия.
Сообщением ООО «Хартия» от 14.06.2023 года подтверждается, что ДПК «Заповедный край-3» заявку на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора не подавало (л.д.7-8).
Между ДНТ «Заповедный парк» и ООО «Хартия» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях утилизации ТКО из ДНТ «Заповедный парк» по адресу: <адрес>, что подтверждается Приложением №1 к указанному договору (далее - Договор) (л.д.33-36).
ДНТ «Заповедный парк» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 84648 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (далее – Земельный участок)(л.д.29-30, 31, 32)
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 1156) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Между тем, суд установил и материалами дела подтверждается, что между ДНТ «Заповедный парк» и ООО «Хартия» заключен Договор, в связи с чем вывоз твердых коммунальных отходов с Земельного участка осуществляется в соответствии с договором заключенным с региональным оператором.
Наличие у ответчика какого-либо имущества либо осуществление деятельности по иным адресам, в которых Кооператив может являться собственником твердых коммунальных отходов, материалами дела не подтверждается, а указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес Кооператива в жилом помещении: <адрес>, выводы суда не опровергает. Доказательства обратного суду не представлены.
Следовательно, ответчиком не допущены факты несоблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, выраженные в необеспечении регулярного вывоза принадлежащего Кооперативу мусора, а доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и нарушения прав жителей Киржачского района на благоприятную окружающую среду суду не представлены.
На основании вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Дачному потребительскому кооперативу «Заповедный край-3» (ИНН 3316014319, ОГРН 1073316001461) о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Р.П.Антипенко