Дело № 2-214/18
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горнозаводск 19 июня 2018 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе судьи Морозова Л.А.,
при секретаре Маркеловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске гражданское дело по иску заместителя главного государственного санитарного врача по Чусовскому, Горнозаводскому и Гремячинскому муниципальным районам, Лысьвенскому городскому округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Бисерского сельского поселения о возложении обязанности прекратить нарушения требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель главного государственного санитарного врача по Чусовскому, Горнозаводскому и Гремячинскому муниципальным районам, Лысьвенскому городскому округу Пермского края Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Администрацию Бисерского сельского поселения Горнозаводского муниципального района Пермского края в срок до 01 октября 2020 года: обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения – скважины по ул.Ермакова в п.Старый Бисер; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии стребованиями п.п. 4, 5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источник водоснабжения – скважину по ул.Ермакова в п.Старый Бисер в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями п.п.3 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст.14Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В обоснование иска указала, что Администрация Бисерского сельского поселения имеет на балансе источник водоснабжения – скважину по ул.Ермакова в п.Старый Бисер, на которой отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения – скважину по ул.Ермакова в п.Старый Бисер и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения. Отсутствие данных санитарно-эпидемиологичесих заключений является нарушением требований п.п. 3, 4, 5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Допущенные нарушения могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в п.Старый Бисер, может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.34), просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал (л.д.38).
Представитель администрации Бисерского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.36), о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, что следует из его ходатайства. (л.д.41)
Суд, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно Преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.1 данного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст.11 данного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст.18 данного закона,
1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ст.39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (п.1) Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (п.3)
Согласно п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.1.4 данных СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО являются санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены.
Согласно п.1.11 данных СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п.1.13 данных СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает: организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно п.3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
Согласно п.3.7 данных СП 3.1./3.2.3146-13, разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Судом установлено, что в п.Старый Бисер имеется четыре скважины, являющиеся собственностью администрации Бисерского сельского поселения. На данные скважины отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения – скважину и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения. (л.д.23, 24-25)
Поскольку использование источника водоснабжения – скважины, расположенной по ул.Ермакова в п.Старый Бисер Горнозаводского района Пермского края, допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, следовательно, требование истца об обязании администрации Бисерского сельского поселения обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения – скважины по ул.Ермакова в п.Старый Бисер, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данного источника водоснабжения, подлежит удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить администрации Бисерского сельского поселения срок для исполнения решения до 01 октября 2020 года, в целях его надлежащего исполнения.
Руководствуясь ст.198, ст.235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Бисерского сельского поселения:
- обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения – скважины по ул.Ермакова в п.Старый Бисер,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с требованиями п.п.4, п.п.5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источника водоснабжения – скважину по ул.Ермакова в п.Старый Бисер в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями п.п.3 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Установить срок для исполнения данной обязанности до 01 октября 2020 года.
Заявление об отмене решения может быть подано ответчиком в Горнозаводский районный суд в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2018 года.