Дело №
УИД (26RS0№-58)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кононова И.О., при секретаре ФИО2, с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков Отдела МВД России по Кировскому городскому округу, ГУ МВД России по <адрес> - ФИО8, действующей на основании доверенности, заинтересованного лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу МВД России по Кировскому городскому округу <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в возврате транспортного средства, обязании принять решение о возврате транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу МВД России по Кировскому городскому округу <адрес> о признании незаконным решения об отказе в возврате транспортного средства, обязании принять решение о возврате транспортного средства.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика было привлечено ГУ МВД России по <адрес> и в качестве заинтересованного лица ФИО7
Из поданного административного искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ на КПМ <адрес> в отношении её мужа ФИО7 ИДПС ОМВД России по Кировскому городскому округу ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, так как он управлял транспортным средством BMW 320 г/н №, не имея при себе регистрационных документов на транспортное средство. ИДПС ФИО3 также сообщил о том, что государственный учет транспортного средства BMW 320 г/н № прекращен, в связи, с чем он произвел изъятие ПТС на данное транспортное средство и произвел его задержание, поместив на специализированную стоянку.
ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО4 был заключен договор купли-продажи транспортного средства, согласно которого ФИО4 передал в собственность, а она приняла транспортное средство BMW 320 г/н №, идентификационный номер WBAAD31090154892.
Согласно условиям данного договора, вышеуказанное транспортное средство было фактически передано ФИО4 после получения им от ФИО1 денежных средств в сумме 100 000 рублей, в счет оплаты стоимости данного автомобиля.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пункт 1 ст.223 ГК РФ предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, с момента фактической передачи ей транспортного средства по договору купли-продажи она является законным собственником.
ДД.ММ.ГГГГ она представила в ОГИБДД ОМВД России по Кировскому городскому округу документы, подтверждающие оплату административного штрафа по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, однако в выдаче транспортного средства ей было отказано, в связи с отсутствием регистрационных документов и рекомендовано обратиться в РЭО ГИБДД <адрес> для постановки его на регистрационный учет, после чего ей будет возвращено транспортное средство.
ДД.ММ.ГГГГ ею было направлено письменное заявление в ОМВД России по Кировскому городскому округу с просьбой о выдаче транспортного средства BMW 320 г/н №, идентификационный номер WBAAD31090154892, путем перевозки его посредством эвакуатора, к которому были приложены копия паспорта ФИО1, копия договора купли-продажи транспортного средства BMW 320 г/н №, идентификационный номер WBAAD31090154892 от ДД.ММ.ГГГГ, копия квитанции об оплате административного штрафа по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по Кировскому городскому округу на данное заявление поступил ответ за подписью начальника ФИО5, за №, из которого следует, что в соответствии с п.10 ст.27.13 КоАП РФ, перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законом субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания. Также разъяснено право на обжалование принятого решения.
С учётом того, что поданное заявление содержало только одно требование - о выдаче транспортного средства и до настоящего времени транспортное средство её не выдано, считает, что ей было отказано в удовлетворении её заявления.
Решение начальника ОМВД России по Кировскому городскому округу <адрес> об отказе в возврате ей транспортного средства считает незаконным.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ч.3 ст.27.13).
Возврат ранее задержанного транспортного средства осуществляется владельцем, на основании решения должностного лица, после устранения причины задержания и оплаты расходов, связанных с задержанием транспортного средства.
Основанием для задержания её транспортного средства послужило выявление должностным лицом ГИБДД административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ.
Обращаясь в ОМВД России по Кировскому городскому округу с заявлением о выдаче транспортного средства ею были представлены копия паспорта, копия договора купли-продажи транспортного средства BMW 320 г/н №, идентификационный номер WBAAD31090154892 от ДД.ММ.ГГГГ, копия квитанции об оплате административного штрафа по ч.1 ст.12.3 КОАП РФ.
Отсутствие необходимых для управления транспортным средством документов (свидетельства о регистрации транспортного средства, ПТС, изъятый ИДПС ФИО9), не может служить основанием для отказа в выдаче транспортного средства, так как эти документы необходимы водителю для управления транспортным средством (п.2.1.1. ПДД РФ) в то время, когда в заявлении ею указывалось, что перевозка транспортного средства после его возврата будет осуществляться посредством услуг эвакуатора, то есть транспортное средство не будет участвовать в процессе перевозки людей и грузов.
Более того, представление необходимых для управления транспортным средством документов – свидетельства о регистрации транспортного средства невозможно, так как при приобретении транспортного средства оно отсутствовало, а в настоящее время государственный учет вышеуказанного транспортного средства, прекращён.
После приобретения транспортного средства она им не пользовалась, так как не было необходимости, в связи, с чем не обращалась в регистрационные органы ГИБДД, для внесения в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных со сменой владельца транспортного средства.
Для того чтобы возобновить государственный учет транспортного средства ей необходимо предоставить его для осмотра в регистрационный орган ГИБДД.
В связи с тем, что в настоящее время, данное транспортное средство исключено из процесса дорожного движения, в связи с отсутствием регистрационных документов, необходимых для участия в дорожном движении, его доставление в регистрационный орган для осмотра возможен способом, исключающим самостоятельное передвижения, в том числе посредством услуг эвакуатора.
Обращаясь в ОГИБДД ОМВД России по Кировскому городскому округу с требованием о возврате транспортного средства, ею указывалось о том, что транспортное средство будет перемещено посредством услуг эвакуатора, то есть оно не будет участвовать в дорожном движении, однако ей было отказано.
Считает, что такие действия (бездействия) должностных лиц ОМВД России по Кировскому городскому округу нарушают её гражданские права распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению (ст.35 Конституции РФ, ст.209 ГК РФ).
Связи с простоем её транспортного средства на специализированной стоянке с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она может понести существенные материальные затраты, связанные с оплатой стоимости хранения транспортного средства, в связи с чем, в случае удовлетворения её заявления, просит суд принять решение о немедленном его исполнении.
На основании изложенного просит признать незаконным решение начальника ОМВД России по Кировскому городскому округу <адрес> об отказе в возврате ей транспортного средства BMW 320, идентификационный номер WBAAD31090154892; обязать должностных лиц ОМВД России по Кировскому городскому округу <адрес> принять решение о возврате принадлежащего ей транспортного средства BMW 320, идентификационный номер WBAAD31090154892.
В судебном заседании административный истец ФИО1, заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Отдела МВД России по Кировскому городскому округу, ГУ МВД России по <адрес> - ФИО8, действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью, в судебном заседании административный иск не признала в полном объеме, при этом пояснив, что действия сотрудников ОМВД России по Кировскому городскому округу являются законными, основанными на требованиях действующего законодательства, данный автомобиль будет возвращен незамедлительно после устранения причин его задержания.
Заинтересованное лицо ФИО7, в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Суд, выслушав процессуальных участников, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании, а также на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, судом установлено следующее.
Административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ФИО4 является собственником транспортного средства - автомобиля марки BMW 320 г/н №, идентификационный номер WBAAD31090154892.
ДД.ММ.ГГГГ на КПМ <адрес> инспектором ДПС ОМВД России по Кировскому городскому округу ФИО3 в отношении мужа административного истца – ФИО7 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ за управление транспортным средством марки BMW 320, государственный регистрационный знак А320ВС26, водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство.
На основании протокола о задержании транспортного средства автомобиль административного истца был помещен на специализированную стоянку.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направила административному ответчику письменное заявление с просьбой о выдаче транспортного средства, путем перевозки его посредством эвакуатора, к которому были приложены копия паспорт ФИО1, копия договора купли-продажи транспортного средства и квитанция об оплате административного штрафа по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ.
На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ Отделом МВД России по Кировскому городскому округу ФИО1 направлен ответ о возможности возврата транспортного средства после устранения причины его задержания, в соответствии с требованиями ч.10 ст.27.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании административного искового заявления, а также пояснений административных истца и ответчика, данных ими в судебном заседании.
Частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ установлено, что управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, влечет привлечение к административной ответственности.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в от дельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Согласно требований пп.3 п.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства
На основании п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Из приведенных выше положений закона следует, что управление транспортным средством без регистрационных документов, в частности без свидетельства о регистрации транспортного средства, не допускается.
В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности, частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (ч.ч.3, 4, 5, 6, 7, 8 ст. 27.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Сведений о том, что административный истец ФИО1 предпринимала попытки надлежащим образом оформить переход права собственности на данный автомобиль в установленный законом срок в материалах дела отсутствуют. Как пояснил в судебном заседании заинтересованное лицо ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ они с ФИО1 приобрели данный автомобиль и в связи с тем, что он находился в технически неисправном состоянии, передали его на станцию технического обслуживания для осуществления ремонта лакокрасочного покрытия и тд. Вместе с тем, материалы дела в том числе и договор купли-продажи от 10.02.2019г. не содержат сведений о техническом состоянии автомобиля, вместе с тем, данные обстоятельства в любом случае не являются уважительной причиной пропуска срока регистрации данного автомобиля.
Также в судебном заседании не нашло своего подтверждения и устранение административным истцом оснований послуживших к задержанию транспортного средства.
Как следует из представленной информации МРЭО ГИБДД <адрес> ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно информационной базы ФИС-М ГИБДД, регистрация транспортного средства BMW 320, государственный регистрационный знак А320ВС26, была прекращена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием сведений о смерти физического лица, являющегося собственником транспортного средства, до принятия решения о перерегистрации автомобиля на одного из наследников, либо продажи третьему лицу, на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
Судом в судебном заседании установлено, что свидетельство о регистрации транспортного средства BMW 320, государственный регистрационный знак А320ВС26, отсутствие которого послужило основанием для задержания вышеуказанного транспортного средства, у ФИО1 отсутствует.
Таким образом, на момент обращения 15.09.20202 года ФИО1 в Отдел МВД России по Кировскому городскому округу с заявлением о возврате задержанного транспортного средства причина задержания устранена не была, в связи, с чем у должностного лица отсутствовали законные основания для выдачи задержанного транспортного средства BMW 320, государственный регистрационный знак А320ВС26.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение административным истцом обязательного условия возврата задержанного транспортного средства в виде устранения причины задержания, свидетельствует об отсутствии оснований для его возврата, в связи, с чем отказ в выдаче задержанного транспортного средства является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░