Решение по делу № 2-184/2018 от 27.12.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2018 года                                            г. Петровск-Забайкальский

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,

    при секретаре Юнжаковой И.А.,

с участием истца Калашниковой Е.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашниковой Е. Г. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 6 о взысканиинедоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности,

установил:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 6 (далее - МДОУ ДС № 6) в должности младшего воспитателя. Размер её заработной платы составляет 10690,37 руб. и включает в себя: оклад, районный коэффициент 40 %, надбавку за работу в Читинской области 30 %, доплату за вредные условия труда, оплату за участие в образовательном процессе, оплата оплату за участие по оздоровлению детей, выслугу. Включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Читинской области в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает её трудовые права и не соответствует нормам конституции Российской Федерации и трудового законодательства. Общая сумма её начисленной заработной платы с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Читинской области должна составлять 13 260 руб. Следовательно, недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года составляет 10278,52 руб. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный период в указанном размере.

В порядке подготовки дела к слушанию определением суда в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский», в качестве третьего лица привлечен Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства.

В судебном заседании истец исковые требования уточнила, просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в сумме 10278, 52 руб., а так же обязать МДОУ ДС №6 с 1 января 2018 года производить начисление заработной платы не менее минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, требования к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не поддержала, просила их не рассматривать.

Определением суда администрация городского округа «Петровск-Забайкальский» освобождена от участия в деле в качестве соответчика, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Представитель ответчика МДОУ детский сад № 6, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований (в том числе о возложении обязанности) с приложением бухгалтерской справки.

Представитель администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.

Представитель Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда(статья 7, часть 2); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты трудапо своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135,146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального законаот 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным закономот 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты трудаработника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда всубъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Кроме того, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш от 07 декабря 2017 года № 38-П признаны взаимосвязанныеположения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно внесенным изменениям в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 1 января 2013 года, приказа о приеме № 23 от 1мая 2012 года истец принят на работу в МДОУ ДС № 6 на должность младшего воспитателя, ей установлена заработная плата, которая включает: должностной оклад, районный коэффициент 70%, компенсационные и стимулирующие выплаты.

В соответствии с расчетными листками, заработная плата истца за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года при полностью отработанной месячной норме рабочего временисоставила 10690,37 руб. ежемесячно и включала: оклад, доплату за вредные условия труда, надбавку за участие в образовательном процессе, доплату за участие по оздоровлению детского сада, районный коэффициент 40%, процентную надбавку за работу вЧитинской области 30 %, надбавку за выслугу лет.

Вместе, с тем исходя из вышеперечисленных норм закона заработная плата истца должна составлять по полной ставке не менее 13 260 руб. (7 800 (минимальный размер оплаты труда)*1,7 (40 % районный коэффициент+30 % надбавка за работу в особых климатических условиях).

Следовательно, размер недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года составляет 2569,63 рублей ежемесячно, всего 10278,52 руб. (13260-10690,37*4).

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем взыскания с ответчика МДОУ ДС № 6недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 10278,52 руб. и возложении МДОУ ДС №6 обязанности с 1 января2018 года при полной отработке нормы рабочего времени ежемесячно производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, до внесения изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что МДОУ детский сад № 6, является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета региона, с учетом финансового положения ответчика, характера спора полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Калашниковой Е. Г. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 6 о взысканиинедоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности удовлетворить.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 в пользу Калашниковой Е. Г. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 10278,52 руб.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с 1 января 2018 года производить оплату труда Калашниковой Е. Г. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями до внесения изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда в РФ» или до прекращения трудовых отношений.

Снизить до нуля размер государственной пошлины подлежащей взысканию в местный бюджет с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дняпринятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                     Балабанова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2018 года.

2-184/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калашникова Елена Геннадьевна
Ответчики
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 г. Петровск-Забайкальского
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Судья
Балабанова Н.В.
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее