Дело № 2-153/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 17 апреля 2023 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Е.,
с участием представителя ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустиковой Т.Г, действующей на основании Устава, приказа о назначении директором,
представителя третьего лица администрации Ординского муниципального округа Пермского края Чиж Н.М, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» (далее- МП «Теплоплюс») о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издан Приказ от 19.07.2007г. № 224 «О санитарно- эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Данный приказ утверждает: порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1); порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2); Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3). Проанализировав реестр санитарно-эпидемиологических заключений, установлено, что на подземный источник водоснабжения в <адрес> (скважины № 1 и № 2) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. Таким образом, водоснабжение населения <адрес> Ординского муниципального округа осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не соответствует нормам действующего законодательства.
Представитель истца Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустикова Т.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями в части возложения обязанности получить санитарно- эпидемиологическое заключение на скважину согласилась. Пояснила, что для скважины в с.Опачевка был разработан проект границ зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, в ДД.ММ.ГГГГ году. На него получено санитарно- эпидемиологическое заключение. Однако, для того, чтобы получить санитарно- эпидемиологическое заключение на использование водного объекта- скважины, необходимо сначала выполнить мероприятия, указанные в проекте границ зон санитарной охраны, в частности, обеспечить водозабор охраной и оборудовать твердое покрытие дорожек, довести качество воды до требований СанПиН путем установки опресняющей системы, отобрать пробы воды после подготовки. И если обеспечить охраной и оборудовать твердое покрытие на дорожках для предприятия обойдется около <данные изъяты> тыс. руб., то установка опресняющей системы стоит <данные изъяты> тыс. руб. Таких денежных средств у предприятия нет. МП «Теплоплюс» является убыточным, в большей части финансируется из местного бюджета. В бюджете выделение таких сумм также не предусмотрено. Единственным возможным выходом является участие муниципального района в целевой программе на уровне субъекта РФ. Но в настоящее время такой программы не принято. Контроль качества вод для получения заключения на использование скважины может быть осуществлен только после того, как будет установлена система опреснения воды. Чтобы выполнить все эти мероприятия понадобится более шести лет. В настоящее время, с целью контроля качества воды, подаваемой населению, производятся отборы проб воды на соответствие их действующим нормам.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Чиж Н.М. пояснила, что обеспечение водоснабжением населения отнесено Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу воды населению, является МП «Теплоплюс». Все скважины, из которых осуществляется водоснабжение населения, переданы в хозяйственное ведение предприятию. Действительно, санитарно- эпидемиологическое заключение на скважину в <адрес> не получено. Однако, его получение в настоящее время невозможно, поскольку для выполнения требований необходимы денежные средства в сумме 5 770 тыс. рублей на установку опресняющего оборудования. Возможно, что район будет участвовать в программе, и будут выделены денежные средства, но в настоящее время возможности изыскать такие денежные средства нет.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, к числу которых относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 2 федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. ст. 10, 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, в силу части 1 указанной нормы, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Гигиенические нормативы по качеству и безопасности питьевой и горячей воды установлены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено:
Эксплуатация объекта водоснабжения- водопроводной башни - осуществляется на основании распоряжения администрации Ординского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года №- о передаче имущества в хозяйственное ведение МП «Теплополюс» (л.д. 67).
Согласно пояснениям представителя ответчика, МП «Теплоплюс» осуществляет деятельность по оказанию услуги по водоснабжению населения, в том числе, оказывает услуги по водоснабжению в <адрес> Ординского района.
Из санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении проекта границ зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважин № 1 и № 2 <адрес> Ординского муниципального района Пермского края, следует, что подземная вода, отбираемая водозаборными скважинами, безопасна в эпидемиологическом отношении, её качество соответствует нормативным требованиям, за исключением жесткости, сухого остатка, содержания сульфатов. В связи с этим, для получения санитарно- эпидемиологического заключения на использование скважин № 1 и 2 в <адрес> необходимо выполнить следующие мероприятия: обеспечить водозабор охраной и оборудовать твердое покрытие дорожек; довести качество отбираемой воды до требований СанПиН 2.1.3685-21 путем установки опресняющей системы для снижения сухого остатка, жесткости, содержания сульфатов и стронция в воде, утвердить программу производственного контроля за качеством воды. Кроме этого, необходимо отобрать пробы воды после водоподготовки в зимний, весенний, летний и осенний сезоны (л.д. 51-56).
Согласно письму Администрации Ординского муниципального округа на подземный источник водоснабжения в с<адрес> (скважины № 1 и № 2) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважин) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (л.д.8), что подтверждается также показаниями представителя ответчика и представителя администрации Ординского муниципального округа.
Как следует из информации, предоставленной МП «Теплоплюс», для выполнения всех мероприятий, необходимых для получения санитарно- эпидемиологического заключения, требуется более 6 млн. рублей. При этом, самым дорогостоящим мероприятием является установка опресняющей системы для снижения сухого остатка (л.д.49).
Согласно бухгалтерской отчетности за ДД.ММ.ГГГГ, МП «Теплоплюс» является убыточным предприятием, убыток за год составляет <данные изъяты> млн. рублей. Собственно деятельность по водоснабжению населения Ординского муниципального округа также является убыточной (л.д. 66, 67).
Таким образом, судом установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважин № 1 и 2 в с.Опачевка) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях отсутствует, что свидетельствует о допущенном в деятельности ответчика нарушении требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Скважины переданы в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс», в связи с чем, оно обязано обеспечить население водой, качество которой соответствует обязательным нормативам и правилам, в том числе санитарно-эпидемиологическим.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Истец просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно изученным в судебном заседании доказательствам, в данный срок ответчик уложиться не сможет по объективным причинам- отсутствие необходимых для установки опресняющего оборудования денежных средств. Кроме этого, мероприятия по отбору проб воды, которые должны проводиться в течение года, могут быть осуществлены только после установки опресняющей системы. В связи с изложенным, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Возложить на Муниципальное предприятие Ординского округа «Теплоплюс» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (скважин № 1 и № 2 <адрес> Ординского муниципального округа), в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3. ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
.
Верно: судья
.