Судья Васильева Л.В. №33-6533/2022
24RS0048-01-2021-015971-47
2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Славской Л.А.,
судей Русанова Р.А., Полянской Е.Н.
с участием прокурора Шадриной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Пашниной П.А. к министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда
по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Красноярска Кергер Е.В.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 09 марта 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Пашниной П.А. к министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. материальный ущерб в размере 2 752 рубля».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах Пашниной П.А., обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что результате проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска по обращению Пашниной П.А. проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части обеспечения лекарственными препаратами было установлено, что Пашнина П.А. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ КГП № с диагнозом «<данные изъяты>». В связи с указанными заболеванием Пашнина П.А. нуждается в постоянной терапии препаратами «<данные изъяты>» и <данные изъяты>», рецепты на которые выписываются ей ежемесячно врачом-терапевтом КГБУЗ КГП №. Участковым врачом-терапевтом КГБУЗ КГП № Пашниной П.А. выданы рецепты: 19.07.2021 года на лекарственный препарат «<данные изъяты>», после чего 21.07.2021 года Пашнина П.А. с указанным рецептом обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки». В связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты> в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Вместе с тем, до 17.08.2021 года Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, в связи с чем вынуждена была приобрести его за счет собственных средств, потратив на покупку препарата 1080 рублей. Пашнина П.А. была обеспечена лекарством только 30.09.2021 года (то есть спустя 2 месяца и 9 дней).
Кроме того, 03.09.2021 года Пашниной П.А. был выдан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>», с которым 07.09.2021года она обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки». В связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Вместе с тем, до 19.09.2021 года Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, в связи с чем вынуждена была приобрести его за счет собственных средств, потратив на его покупку 1120 рублей. Пашнина П.А. была обеспечена лекарством только 06.10.2021 года, то есть спустя практически 1 месяц.
Также, 03.09.2021 года Пашниной П.А. был выдан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>», с которым <дата> она обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки», но в связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Вместе с тем, до 19.09.2021 года Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, в связи с чем вынуждена была приобрести его за счет собственных средств, потратив на покупку препарата 552 рубля. Пашнина П.А. была обеспечена лекарством только 08.10.2021 года (то есть спустя практически 1 месяц).
Всего Пашниной П.А. истрачено на приобретение лекарств 2752 рубля.
В соответствии с информацией главного врача КГБУЗ КГП № от 07.10.2021 года, неполучение Пашниной П.А. необходимого лечения повлекло <данные изъяты>.
Прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств «<данные изъяты> и «<данные изъяты>» в сумме 2752 рубля, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Советского района г. Красноярска просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, данное требование удовлетворить. Указывает, что судом при разрешении вопроса о взыскании компенсации морального вреда не было учтено, что Пашнина П.А. по выписанным ей рецептам не обеспечивалась лекарственными средствами более месяца вместо положенных 10 дней, была вынуждена приобретать их самостоятельно, в связи с чем испытывала моральные страдания, переживания, связанные с несвоевременным приемом жизненно необходимых ей лекарственных средств, и имея затрудненное материальное положение, вынуждена была изыскивать денежные средства для покупки лекарств. Ввиду переживаний у нее <данные изъяты>, тогда как на фоне проводимой <данные изъяты> не отмечалось.
В возражениях на апелляционное представление представитель Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционного представления прокурора по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Шадрину Е.А., поддержавшую апелляционное представление, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, не ходатайствовавших об отложении заседания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу ст. 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена Постановлением Правительства РФ №2299 от 28.12.2020 года.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 года в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 года №2406-р и лекарственный препарат с МНН <данные изъяты> входит в указанный перечень, а также включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Лекарственный препарат с МНН <данные изъяты>» в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 года №2406-р не включен и также не входит в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пашнина П.А. состоит на диспансерном учете у невролога в КГБУЗ КГП № с диагнозом «<данные изъяты>. В связи с указанным заболеванием Пашнина П.А. нуждается в постоянной терапии препаратами «<данные изъяты> и «<данные изъяты>», рецепты на которые выписываются ей ежемесячно врачом-терапевтом КГБУЗ КГП №№.
Участковым врачом-терапевтом КГБУЗ КГП № Пашниной П.А. выданы рецепты: серии № № от 19.07.2021 года на лекарственный препарат «<данные изъяты>»; серии № от 03.09.2021 года на лекарственный препарат «<данные изъяты>»; серии № от 03.09.2021 года на лекарственный препарат «<данные изъяты>».
21 июля 2021 года Пашнина П.А. с рецептом серии № от 19.07.2021 года обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки». В связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.
Поскольку до 17 августа 2021 года Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, она вынуждена была приобрести его за счет собственных средств. Согласно представленному кассовому чеку и товарному чеку № от 17.08.2021 года ООО «Миг», покупка препарата <данные изъяты>» (торговое наименование с действующим веществом <данные изъяты>») произведена в аптеке по ул. Ястынская, д. 6 за 1080 рублей.
07 сентября 2021 года Пашнина П.А. с рецептом серии № от 03.09.2021 года обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки». В связи с отсутствием лекарственного препарата <данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.
Поскольку до <дата> Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, она вынуждена была приобрести его за счет собственных средств. Согласно представленному кассовому чеку и товарному чеку № от 19.09.2021 года ООО «Миг», покупка 2 упаковок (в связи с отсутствием требуемой дозировки) препарата <данные изъяты>» (торговое наименование с действующим веществом «<данные изъяты>) произведена в аптеке по ул. Ястынская, д. 6 за 1120 рублей.
07сентября 2021 года Пашнина П.А. с рецептом серии № от 03.09.2021 года обратилась в аптеку №83 АО «Губернские аптеки». В связи с отсутствием лекарственного препарата «<данные изъяты>» в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.
Поскольку до 19 сентября 2021 года Пашнина П.А. так и не была обеспечена необходимым лекарственным средством, она вынуждена была приобрести его за счет собственных средств. Согласно представленному кассовому чеку и товарному чеку № № от 19.09.2021 года ООО «Миг», покупка препарата «<данные изъяты>» произведена в аптеке по <адрес> за 552 рубля.
22 июля 2021 года и 09 сентября 2021 года АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства Здравоохранения Красноярского края письмо с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отложенном спросе, в том числе на лекарственный препарат «<данные изъяты>
25 ноября 2020 года в целях организации дополнительного обеспечения в 2021 году отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями министерством был заключен договор №1 с АО «Губернские аптеки» о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинским изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости (далее - Договор о предоставлении субсидии). Данный механизм также используется в случае необходимости обеспечения федеральных льготников, если они не могут быть обеспечены препаратами за счет средств федерального бюджета.
Согласно разделу 1 Договора о предоставлении субсидии АО «Губернские аптеки» предоставляется субсидия в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат.
В соответствии с пунктом 8 Порядка расходования средств, условием предоставления получателю субсидии на возмещение затрат является фактическое наличие у получателя недополученных доходов и (или) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению льготополучателей препаратами, изделиями и питанием по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости.
Пунктом 15 Порядка расходования средств предусмотрено, что для перечисления субсидии на возмещение затрат получатель представляет в министерство отчет для расчета объема субсидии на возмещение затрат за предыдущий месяц по установленной форме с приложением реестра рецептов на лекарственные препараты, отпущенные аптечной организацией льготополучателям.
Пунктом 3.3.6 Договора о предоставлении субсидий от 25.11.2020 года предусмотрено, что получатель (АО «Губернские аптеки») обязуется осуществлять отпуск товара по льготным рецептам в счет средств субсидий при отсутствии товара, закупленного министерством по государственным контрактам, или невозможности его оперативной закупки министерством по государственным контрактам (при возникновении внепланового спроса) для своевременного обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 и со статьей 44 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с условиями договора, получатель осуществляет закуп товара за счет субсидии при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье в случае получения от Министерства уведомления об указанных выше обстоятельствах. В течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления Министерства Получатель направляет по письменное извещение в адрес Министерства о сроках поставки закупленного товара либо о невозможности поставки.
27 августа 2021 года в адрес АО «Губернские аптеки» поступило письмо министерства здравоохранения Красноярского края исх. №71/03-34/12913, согласно которому министерство здравоохранения края предлагает АО «Губернские аптеки» произвести закуп лекарственных препаратов за счет собственных средств в рамках выделенных субсидий. Согласно данному письму АО «Губернские аптеки» необходимо было закупить, лекарственный препарат с МНН «<данные изъяты>» в количестве 600 упаковок.
23 сентября 2021 года в адрес АО «Губернские аптеки» поступило письмо министерства здравоохранения Красноярского края исх. № 71/03-34/14009 от 21.09.2021 года, согласно которому Министерство здравоохранения Красноярского края предлагает АО «Губернские аптеки» произвести закуп лекарственных препаратов за счет собственных средств в рамках выделенных субсидий. Согласно данному письму АО «Губернские аптеки» необходимо было закупить, лекарственный препарат с МНН «<данные изъяты>» в количестве 2300 упаковок.
Льготополучатель Пашнина П.А. была оповещена о возможности получения препарата.
Согласно сведениям из Реестра рецептов, сформированного с использованием Единой информационной системы управления льготным лекарственным обеспечением населения Красноярского края, лекарственные препараты по рецептам серии № № от 19.07.2021 года, серии № от 03.09.2021 года были получены пациенткой 06.10.2021 года, по рецепту серии № от 03.09.2021 года - 12.10.2021 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами по рецептам за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата, при этом лекарственный препарат «Лакосамид» входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который был назначен Пашнина П.А. по рецепту лечащего врача, однако своевременно она им обеспечена не была, в связи с чем была вынуждена приобрести лекарственные препараты <данные изъяты>» и «<данные изъяты> за счет собственных средств и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Красноярского края в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 2752 рубля.
Решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 2752 рубля обжаловано не было, в связи с чем предметом обсуждения судебной коллегии не являлось.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу Пашниной П.А. компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что указанные требования истца фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности компенсации ответчиком размера стоимости самостоятельно приобретенного ею лекарственного препарата.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтвержденных соответствующими доказательствами.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
С учетом представленной в дело информацией главного врача КГБУЗ КГП №14 от 07.10.2021 года (л.д. 35-36) о том, что неполучение Пашниной П.А. необходимого лечения повлекло <данные изъяты>, судебная коллегия приходит к выводу о том, что несвоевременное обеспечение Пашниной П.А. жизненно важными препаратами безусловно привело к испытыванию ею не только нравственных, но и физических страданий, в связи с чем законных оснований к отказу в удовлетворении требования прокурора о взыскании в ее пользу с ответчика компенсации морального вреда у суда не имелось.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А., судебная коллегия принимает во внимание тяжесть заболевания Пашниной П.А., неизбежно перенесенные переживания, связанные с несвоевременным приемом жизненно необходимых лекарственных препаратов, необходимостью отыскания денежных средств для самостоятельного приобретения необходимого количества лекарственных препаратов, а также ухудшение состояния здоровья Пашниной П.А., вызванного этими переживаниями.
С учетом всех вышеназванных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости судебная коллегия считает необходимым исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Пашниной П.А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить и взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного решения, в ходе рассмотрения дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 09 марта 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района города Красноярска о взыскании с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. компенсации морального вреда.
Принять в этой части требований прокурора новое решение, которым взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Пашниной П.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 02 июня 2022