Решение по делу № 2-56/2024 от 09.01.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2024 года                                         с. Орлик

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Наханцаковой Т.Б., с участием прокурора района Аригунова Б.В., представителей ответчика Ринчиновой С.С., Ринчинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-56/2024 по иску прокурора Окинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Окинский район» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Окинского района Республики Бурятия Аригунов Б.В., обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Окинский район» и просил возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2024 года ликвидировать: несанкционированную свалку, размещенную в с. Балакта, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров;         несанкционированную свалку, размещенную в с. Шарза, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров; несанкционированную свалку, размещенную в с. Шаснур, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Окинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории 3 населенных пунктов расположены места несанкционированного размещения отходов производства и потребления. На земельных участках расположены несанкционированные свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади свыше 15 000 кв.м., компонентным составом которых являются преимущественно: пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, покрышки пневматических шин и другие продукты потребления. Проверка показала, что на указанных земельных участках на протяжении нескольких лет осуществляется размещение твердых коммунальных отходов. Указанное свидетельствует о том, что территория муниципального образования регулярно не очищается, администрацией района не приняты исчерпывающие меры по охране земель от загрязнения, предотвращения их захламления. Выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Окинкого района РБ Аригунов Б.В. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представители ответчика – администрации МО «Окинский район» по доверенности Ринчинов А.И., Ринчинова С.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора по существу не возражали, просили установить срок ликвидации свалок до 31.12.2025 года. Суду представили письменный отзыв, в котором указали, что ранее до введения новой системы обращения отходов органами местного самоуправления сельских поселений сбор и вывоз ТКО осуществлялся на свалки, расположенные на территории сельских поселений. В настоящее время вывоз ТКО на данные свалки прекращен, решается вопрос по ликвидации данных свалок, в том числе указанных в исковом заявлении. В настоящее время работы по проектированию документации по ликвидации (рекультивации) запланированы на 2024 год. Планируется внести изменение в План природоохранных мероприятий на 2024 год и плановый период 2025-2026 года после согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РБ. Администрацией района предлагается перевести отходы с несанкционированных свалок на объект размещения отходов, расположенный в м. Пета с. Орлик, согласно схеме потоков отходов. Осуществить подготовку проведения данного мероприятия возможно в летнее время, а перевозку с у. Балакта в зимнее время. Учитывая изложенное, просят предоставить срок для ликвидации несанкционированных свалок до 31.12.2025 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

На основании ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ): территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из положений пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П Конституционный Суд РФ указал, что содержащееся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование компетенции муниципального района включает в себя не только перечисление собственно вопросов местного значения муниципальных образований этого вида (часть 1 статьи 15), но и признание за органами местного самоуправления муниципального района полномочий органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях (часть 2 статьи 15), а также возложение на муниципальный район обязанностей по решению на территории входящих в его состав сельских поселений вопросов местного значения, предусмотренных городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений (части 3 и 4 статьи 14), в том числе, вопроса организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 1.2).

Конституционный суд Российской Федерации признал, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Исходя из приведенного нормативно-правового регулирования, подлежащего применению в рамках спорных правоотношений, следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные действующим законодательством, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно п. 2 ст. 4 Устава администрации МО «Окинский район» территорию муниципального района образуют межселенная территория и объединённые общей территорией, сельские поселения, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями, в том числе у. Шарза, у. Шаснур, у. Балакта.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава к вопросам местного значения муниципального образования отнесено в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате проведенной прокуратурой проверки на территории Окинского района РБ выявлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в с. Балакта, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров; в с. Шарза, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров; в с. Шаснур, Окинского района Республики Бурятия, площадью 5000 квадратных метров.

Наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории данного муниципального образования также подтверждается информацией представленной прокурору района Министерством природных ресурсов РБ.

03.11.2023 года в адрес главы администрации МО «Окинский район» Мадасова М.В. прокурором района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Из ответа первого заместителя руководителя администрации МО «Окинский район» Ринчинова А.И. на указанное представление следует, что администрацией района допущены нарушения природоохранного законодательства. Региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» оказывается услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории района. Твёрдые отходы, собранные с жителей и организаций накапливаются на объекте размещения отходов, расположенном в м. Пета с. Орлик. Ранее до введения новой системы обращения отходов органами местного самоуправления сельских поселений сбор и вывоз ТКО осуществлялся на свалки, расположенные на территории сельских поселений. В настоящее время вывоз ТКО на данные свалки прекращен, решается вопрос по ликвидации либо рекультивации данных свалок, в том числе расположенных в у. Балакта, у. Шарза, у. Шаснур. Работы по ликвидации несанкционированных свалок планировалось поэтапно начать с 2023 года с разработки проектно-сметной документации по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. В связи с отсутствием необходимых финансовых средств работы по проектированию документации по ликвидации (рекультивации) запланированы на 2024 год и плановый период 2025-2026 года.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО «Окинский район» документы на земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, отсутствуют.

Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории у. Балакта, у. Шарза, и у. Шаснур Окинского района, которые входят в состав Окинского района РБ в связи с чем, в силу положений действующего законодательства, администрация МО «Окинский район» несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельные участки.

Руководствуясь при рассмотрении дела положениями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установив, что материалами дела подтверждается наличие нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды - свалки не ликвидированы, суд приходит к выводу, что организация сбора, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района, соответственно, ответственным органом по устранению несанкционированного места накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования «Окинский район» РБ, в том числе собственность на которые не разграничена, является Администрация района. При этом, судом учтено, что со стороны администрации района не были предприняты все необходимые меры для установления лица, являющегося ответственным за организацию несанкционированной свалки, а также ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.

Бездействие администрации района, выразившееся в нарушении требований природоохранного законодательства в части непринятия мер по ликвидации свалок, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требований прокурора Окинского района РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению и возлагает обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории поселения - у. Балакта, у. Шарза, и у. Шаснур на администрацию МО «Окинский район».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом того, что ликвидация несанкционированных свалок требует значительных временных и финансовых затрат, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого администрация МО «Окинский район» обязана исполнить решение суда о ликвидации несанкционированной свалки до 31.12.2025 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Окинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Окинский район» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Окинский район» в срок до 31.12.2025 года ликвидировать:

        несанкционированную свалку площадью 5000 кв.м, расположенную на земельном участке в с. Балакта Окинского района Республики Бурятия с координатами GPS границ свалки 606969°28"48.000; 1227082°32"24.000";

        несанкционированную свалку площадью 5000 кв.м, расположенную на земельном участке в с. Шаснур Окинского района РБ с координатами GPS границ свалки 632431°18"14.000"; 1215742°21"96.000";

        несанкционированную свалку площадью 5000 кв.м, расположенную на земельном участке в с. Шарза с координатами GPS границ свалки 606969°28"48.000"; 1227082°32"24.000";

        На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья                                        А.А. Дандарова

2-56/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Окинского района Республики Бурятия
Ответчики
АМО "Окинский район"
Суд
Тункинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Дандарова Аюна Аюшеевна
Дело на странице суда
tunkinsky.bur.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее