Дело № 5-81/2024
25RS0008-01-2024-000713-46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Дальнереченск 09 июля 2024 г.
Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Ляшко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬАТП»,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 15 минут по <адрес> ООО «ДАЛЬАТП» осуществляло перевозку пассажиров на транспортном средстве «YUTONG ZK6118HGA» государственный регистрационный знак № под управлением водителя П. (путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ООО «ДАЛЬАТП», в то время как указанное транспортное средство не оснащено работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и месте фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА ГЛОНАСС» в Федеральную службе по надзору в сфере транспорта, кроме того указанное транспортное средство, принадлежащего лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем), не внесено в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности, чем нарушены требования пп. «а», «д» п.8 Положения «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1616 от 07.10.2020 г.; п.1, п.2,п.3, п.6 Правил оснащение транспортных средств категорий М2,М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2216 от 22.12.2020 г.; Приказа Минтранса России от 07.10.2020 г. № 413 «Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортировании твердых коммунальных отходов, подлежащий оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.211 г. « О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона № 386-ФЗ от 30.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – старший государственный инспектор отдела автодорожного и автотранспортного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ РОСТРАНСНАДЗОРА ПО ДФО» Г., не прибыла,
Представитель ООО «ДАЛЬАТП» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о получении судебной повестки 02.07.2024г. Неявка представителя юридического лица не является препятствием к рассмотрению настоящего дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Часть 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11.23, 11.32, 12.31.1, 12.32.1 и 19.7.9 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию 2 к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение о лицензировании).
В силу п. 39 данного положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Подпунктом "а" пункта 8 Положения предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять лицензионные требования по использованию для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем).
Подпунктом "д" пункта 8 Положения предусмотрено, что лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно п. 3 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216 (далее Правила), транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей, в том числе требованиям, указанным в подпункте "б" данного пункта, который предусматривает, что спутниковая навигация должна обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при ее осуществлении субъект перевозочной деятельности обязан соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Как следует из материалов дела, в результате проведенного рейда должностными лицами Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ РОСТРАНСНАДЗОРА ПО ДФО» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 15 минут по <адрес> ООО «ДАЛЬАТП» допустило осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно осуществляло перевозку пассажиров на транспортном средстве «YUTONG ZK6118HGA» государственный регистрационный знак № под управлением водителя П. (путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ООО «ДАЛЬАТП», в то время как указанное транспортное средство не зарегистрировано в ГАИС ЭРА ГЛОНАСС, и не включено в реестр лицензий ООО «ДАЛЬАТП», т.е. в нарушение требований подпункта "д" пункта 8 Положения о лицензировании, подпункта "б" пункта 3 Правил к лицензируемому виду деятельности допущен автобус, не оснащенный в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Местом совершения административного правонарушения суд считает место нахождения юридического лица: <адрес>.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и виновность ООО «ДАЛЬАТП» в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 25.65А/2024 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5), актом постоянного рейда № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), протоколом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), протоколом опроса водителя П.(л.д. 14), протоколом истребования документов (л.д. 15-16), фототаблицей (л.д.17-21), выписками из реестра лицензий (л.д. 22-31), справкой (л.д.32), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ДАЛЬАТП).
В рассматриваемом случае юридическое лицо, являясь лицензиатом транспортного средства, обязано соблюдать при осуществлении предпринимательской деятельности установленные законодателем требования, доказательств принятия лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни должностному лицу, выявившему административное правонарушение, ни в районный суд, доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств невозможности соблюдения обществом требований пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2020 года N 2216, пп. "д" п. 8 Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года N 1616 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В данном случае состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, вмененный ООО «ДАЛЬАТП» является формальным, следовательно, в данном случае не требуется наличие факта наступления каких-либо негативных последствий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «ДАЛЬАТП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11.23, 11.32, 12.31.1, 12.32.1 и 19.7.9 настоящего Кодекса.
Оснований для освобождения ООО «ДАЛЬАТП» от административной ответственности суд не находит.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения; имущественное и финансовое положение юридического лица; отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Санкция ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ составляет наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере 200 000 рублей либо приостановление деятельности.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО «ДАЛЬАТП» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 марта 2021 года по настоящее время по категории "малое предприятие".
С учетом изложенного, требований ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, с учетом того, что общество является малым предприятием, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению до ниже низшего предела, но не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Оснований для административного приостановления деятельности ООО «ДАЛЬАТП» суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14.1.2, 29.10, 29.11, 30.1-30.3, 32.12 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ДАЛЬАТП» (ОГРН 1212700002195, ИНН 2721249911, юридический адрес <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (сто тысяч) рублей.
Сумму административного штрафа следует перечислить по следующим реквизитам: наименование получателя УФК по Приморскому краю (МТУ Ространснадзора по ДФО) ИНН 2540261603, КПП 254001001, банк получателя: Дальневосточное ГУ Банка России // УФК по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 010507002, лицевой счет 04201F19670, КБК 101 1 16 01141 01 0102 140, ОКТМО 05701000, счет 40102810545370000012,03100643000000012000, УИН 10620332240000080656.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.В. Ляшко