Решение по делу № 2-129/2021 от 16.04.2021

УИД 10RS0007-01-2021-000295-31

Дело № 2-129/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи                                                                                                      25 июня 2021 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Васильева Д.В.,

при секретаре Геннадьевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н.Б., Прокопьевой М.Б., Шатаевой Н.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Чупинского городского поселения об установлении факта существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет,

установил:

    исковые требования заявлены по тем обстоятельствам, что истцам на праве долевой собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером Номер (по 1/3 доли у каждого из истцов). В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка истцами были осуществлены кадастровые работы и подано заявление о кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением его границ и площади. По результатам рассмотрения заявления государственым регистратором прав истцам направлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета по причине не соответствия представленного с заявлением межевого плана действующему законодательству в части предъявляемых требований к документам, которые могут быть использованы для обоснования местоположения границ уточняемого земельного участка, а именно: документ, использованный при подготовке межевого плана (план земельного участка и технического паспорта на жилой дом ...) не является картой (планом), являющейся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости или картой (планом), представляющей собой фотоплан местности и не подтверждает фактической местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет. По утверждению истцов, земельный участок с кадастровым номером Номер открыто используется ими в границах, указанных в межевом плане, более пятнадцати лет. Каких-либо возражений относительно местоположения фактических границ данного земельного участка, а также претензий со стороны правообладателей близлежащих участков, а также со стороны органов власти не поступало. Участки, смежные с участком, относительно которого заявлены исковые требований, отсутствуют. Акт согласования местоположения границ земельного участка подписан правообладателями спорного земельного участка. В связи с этим истцы просили суд признать факт существования границ земельного участка с кадастровым номером Номер, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Шитиковым В.А., на местности пятнадцать и более лет.

    Истец Прокопьева М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что согласно техническому паспорту на дом, границы участка в районе точек н1, н.9, н8 проходили до здания, изображенного на чертеже межевого плана под литером «н». В настоящее время указанным участком границ данное здание включено в спорный земельный участок. Данное здание представляет собой сарай (дровяник), ранее был построен истцами. Разрешение на строительство, иные правоустанавливающие документы на данное здание отсутствуют. Граница земельного участка по точкам н1, н2, н3, н4 существовала задолго до установления красных линий, которые были приняты администрацией поселения в ХХХХ году. Полагала возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Истцы Васильева Н.Б. и Шатаева Н.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, согласно письменных заявлений просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Представители ответчика Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В своем письменном отзыве указали, что полагают себя не надлежащим ответчиком.

    Представители ответчика администрации Чупинского городского поселения РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своих возражения просили в удовлетворении заявленного иска отказать по тем основаниям, что уточняемая граница земельного участка по точкам н1, н.2, н.3, н4 проходит по существующему сооружению – автомобильной дороге общего пользования по ....

    Представители третьих лиц администрация Лоухского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

    Представители третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В своем отзыве указали, что при разрешении заявления истцов о государственной регистрации границ уточняемого земельного участка в соответствии с представленным межевым планом было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета Номер. Поскольку установленные нарушения не были устранены заявителями, органом регистрации было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете.

    Третье лицо – кадастровый инженер Шитиков В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

    В своем отзыве указал, что кадастровые работы были проведены в соответствии с требованиями ФЗ РФ № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» и Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921. В качестве документа, подтверждающего факт существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, был использован план земельного участка, содержащийся в составе технического паспорта, ХХХХ года изготовления, на жилой дом, расположенный на утоняемом участке. На указанном плане отображено местоположение границ уточняемого участка с привязкой к объектам искусственного происхождения, сохранившимися до настоящего времени. Каких – либо требований, предписывающих при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ ранее учтенных земельных участков руководствоваться линиями градостроительного регулирования (границы территориальных зон, красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) действующее законодательство не содержит. Требования п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ о недопустимости пересечения границ территориальных зон касаются только образуемых земельных участков, но не ранее учтенных (уточняемых) земельных участков. Полагает, что кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером Номер отвечают требованиям действующего законодательства.

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.

    Заслушав истца Прокопьеву М.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

    Васильева Н.Б., Прокопьева М.Б., Шатаева Н.С. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый Номер, общей площадью хххх кв.м.

На спорный земельный участок кадастровым инженером Шитиковым В.А. составлен межевой план, который также содержит в себе акт согласования местоположения границ земельного участка, подписанный его собственниками. Сведений о согласовании местоположения границ земельного участка с иными лицами настоящий акт не содержит.

ХХ.ХХ.ХХ Управлением Росреестра по Республике Карелия кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером Номер приостановлен в соответствии пп. 2,5,7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решением заседания апелляционной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении заявления Васильевой Н.Б., Прокопьевой Н.Б. и Шатаевой Н.С. об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета было отказано.

Решением государственного регистратора прав Номер от ХХ.ХХ.ХХ в осуществлении кадастрового учета границ земельного участка с кадастровым номером Номер было отказано.

    Принимая решение о приостановлении кадастрового учета, а затем и об отказе в удовлетворении заявления истцов о проведении кадастрового учета по спорному земельному участку с кадастровым номером Номер, административный ответчик руководствовался тем, что представленный для проведения кадастрового учета межевой план содержит описание местонахождения границ земельного участка, существовавших на местности более 15 лет, на основании плана земельного участка, содержащегося в составе технического паспорта на индивидуальный жилой дома от ХХ.ХХ.ХХ Номер, который не является картой (планом), являющейся картографической основой ЕГРН, и (или) картой (планом), представляющей собой фотоплан местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом, представленный для проведения кадастрового учета межевой план существенно отличается от плана земельного участка, содержащегося в составе технического паспорта на индивидуальный жилой дома от ХХ.ХХ.ХХ Номер, что нарушает требования пп. 31, 70 Требований, и влечет по п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации приостановление осуществления кадастрового учета указанного земельного участка.

    Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 10 статьи 22 Закон № 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу пункта 7 части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе является межевой план, предоставленный в орган регистрации прав.

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 10 ст. 22 ФЗ РФ № 218-ФЗ от 13.07.2015 межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Границы таких земельных участков считаются установленными в соответствии с действующим земельным законодательством, если местоположение их границ установлены посредством определения координат характерных точек в местной системе координат (до 01 января 2017 года) либо в единой государственной системе координат и в соответствии с Требованиями к точности.

Правообладатели земельных участков, сведения о которых были внесены в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственном кадастре недвижимости как о ранее учтенных земельных участках по результатам инвентаризации земель, и такие сведения не соответствуют требованиям действующего законодательства, в настоящее время вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана по правилам Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ранее могли по правилам Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Межевой план, предоставленный истцами в Управление Росреестра по РК в качестве основания для осуществления кадастровой регистрации границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером Номер, существенно отличается от плана земельного участка, отображенного в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, инвентарный Номер, от ХХ.ХХ.ХХ, а именно строение под литерой «Н» в межевом плане включено в границы уточняемого земельного участка (за счет переноса границы участка по точкам н2, н.1, н9, н8, н7), тогда как в плане земельного участка технического паспорта жилого дома данное здание (под литерой «Д») находится за пределами данного участка. Какие – либо документы, свидетельствующие о принадлежности данного строения административным истцам, о правомерности его возведения на землях с неразграниченной государственной собственностью, в орган регистрации прав предоставлено не было.

Согласно доводов истцов Васильевой Н.Б. и Прокопьевой М.Б., данная постройка ими была возведена без получения соответствующих разрешений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к мнению, что границы принадлежащего истцам земельного участка, после его передачи, были подвергнуты существенным изменениям, и не закреплены с использованием природных или искусственно созданных объектов.

При этом суд учитывает доводы представителя ответчика администрации Чупинского городского поселения о том, что границы спорного земельного участка по координатным точкам н1, н2, н3, н4 пересекают границы земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога ..., отнесенная к 5 категории автомобильных дорог, что истцами в судебном заседании не оспаривалось.

Доводы истцов о том, что данный участок границы принадлежащего им земельного участка существует длительное время, а также доводы третьего лица Шитикова В.А. о том, что требования о недопустимости пересечения границ территориальных зон касаются только образуемых земельных участков, но не ранее учтенных (уточняемых) земельных участков, суд не принимает.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случае, если границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Статьёй 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которой не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (часть 7).

Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

    Согласно п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

    Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, земельный участок, который отнесён к землям общего пользования, не может быть выделен и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Решениями II сессии IV созыва Совета Чупинского городского поселения РК Номер от ХХ.ХХ.ХХ утверждены генеральный план Чупинского городского поселения и Правила землепользования и застройки Чупинского городского поселения Лоухского муниципального района РК.

Данные нормативные документы вступили в законную силу и являются действующими.

Правилами землепользования и застройки Чупинского городского поселения Лоухского муниципального района РК утверждено градостроительное зонирование и градостроительные регламенты на территории поселения.

Согласно карте градостроительной зоны, представленной администрацией Чупинского городского поселения, границы земельного участка по адресу: ..., пересекают зону земельного участка, на которой расположена автомобильная дорога по ....

    В связи с изложенными обстоятельствами суд приходит к мнению, что границы земельного участка с кадастровым номером Номер определены с нарушение действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Васильевой Н.Б., Прокопьевой М.Б., Шатаевой Н.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Чупинского городского поселения об установлении факта существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                                Д.В. Васильев

Решение в окончательной форме принято 28.06.2021.

2-129/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шатаева Нина Степановна
Прокопьева Марина Борисовна
Васильева Наталья Борисовна
Ответчики
Администрация Чупинского городского поселения
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
администрация Лоухского муниципального района
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Шитиков Владимир Александрович
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия
Суд
Лоухский районный суд Республики Карелия
Судья
Васильев Д.В.
Дело на странице суда
louhsky.kar.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022Дело оформлено
16.08.2022Дело передано в архив
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее