№__ Дело № 2-147/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 7 февраля 2022 года дело по иску Артеева А. Ф. к администрации МОГО "Инта" о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера по категории "<....>" с датой постановки на учет 13.09.2006. В обоснование своих требований указал, что с 13.09.2006 состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории "<....>". Письмом от 27.09.2021 №__ администрация МОГО "Инта" уведомила его о том, что постановлением от 15.09.2021 №__ он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в средней полосе России в связи с тем, что в 2014 году он имел в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ____. Считает действия ответчика незаконными. Жилой дом, расположенный по адресу: ____, был приобретен им до постановки на учет как дача для семейного летнего отдыха в августе 1995 года. После развода с женой в августе 2014 года он дом подарил дочери ФИО1 В доме никто никогда постоянно не жил, никто не был зарегистрирован, он пригоден и использовался только для летнего отдыха. Жилой дом общей площадью 27,8 кв. м, жилая – 15,1 кв. м, сени, веранда, хлев, 2 туалета, колодец. Дом деревянный, одноэтажный, водоснабжение – колодец, отопление – печное, дом обеспечен электроосвещением, водопровод и канализация отсутствуют, сливная яма. Таким образом, принадлежащий ему до августа 2014 года на праве собственности жилой дом нельзя рассматривать как комфортное жилье, пригодное для постоянного проживания. Следовательно, несмотря на то, что на момент постановки его на учет 13.09.2006 он имел в собственности жилой дом, он не мог быть признан обеспеченным в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, которое благоустроено применительно к условиям населенного пункта, выбранного им для постоянного проживания.
Определением суда от 14.01.2022 в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Истец в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на требованиях настаивал. Представитель ответчика – администрации МОГО "Инта" в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать истцу в удовлетворении требований. При проверке пакета документов Артеева А.Ф. было установлено, что в 2014 году истцу на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: ____, то есть находящееся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат. Исходя из состава семьи истца следует, что Артеев А.Ф. был обеспечен <....> кв. м общей площади жилого помещения, и не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также отмечает, что несмотря на наличие с 1995 года в собственности жилого дома в ____, в заявлении от 13.09.2006 и в дальнейшем истец указывал на отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть сообщил сведения, не соответствующие действительности, что, как указывалось выше, является самостоятельным основанием для снятия гражданина с учета на получение социальной выплаты. Артеев А.Ф. не имел право состоять в списках граждан на получение социальной выплаты. Представитель третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать истцу в удовлетворении требований, указал, что решение администрации МОГО "Инта" является обоснованным и принято в соответствии с действующим законодательством. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Артеев А.Ф. состоял в списках граждан, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 13.09.2006 по категории "<....>" с составом семьи <....> человек.
27.09.2021 администрация МОГО "Инта" уведомила Артеева А.Ф. о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании постановления администрации МОГО "Инта" от 15.09.2021 №__ в связи с наличием в 2014 году в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ____.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (далее - ЕГРН) от 19.01.2022 за Артеевым А.Ф. 05.08.2014 на основании договора купли-продажи жилого дома, выданного 08.08.1995, зарегистрировано право собственности на жилой объект недвижимости по адресу: ____. Право собственности на указанный объект недвижимости прекращено также 05.08.2014.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Порядок и условия предоставления федеральных субсидий (социальных выплат) определяются федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Федеральный закон от 25.10.2002) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Пунктами 2, 3 и 4 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение от 10.12.2002) предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 21 Положения от 10.12.2002 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; выезда на место жительства: в другой субъект Российской Федерации - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; за пределы закрывающегося населенного пункта - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; подачи по месту учета заявления о снятии с учета; смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи); утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; письменного отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата (за исключением случаев, когда гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи) - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с п. 22 Положения от 10.12.2002 снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
При этом снятие граждан с учета – не право, а обязанность соответствующего органа.
Сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь в том случае, если после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации ____ от 14.03.2012 №__ установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учетная норма) в размере <....> кв. м общей площади на одного члена семьи на территории ____.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, имеет площадь <....> кв. м, и фактически находилось в собственности Артеева А.Ф. с 08.08.1995 по 05.08.2014.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение от 28.01.2006) решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 41 Положения от 28.01.2006 не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Из сообщения администрации ____ от 31.01.2022 усматривается, что сведений о пригодности (непригодности) дома для проживания, a также об аварийности дома, находящегося по адресу: ____, в администрации ____ не имеется.
Доводы истца о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: ____, не соответствует требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям, не является благоустроенным и отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, суд находит несостоятельными, в обоснование своих доводов истцом не представлено суду подтверждающих документов, судом таких документов не добыто. Кроме того, в выписке из ЕГРН назначение объекта недвижимости указано как жилое.
Поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: ____, имеет общую площадь <....> кв. м, то суд с учетом состава семьи истца – <....> человек, не находит установленным факт нуждаемости его в улучшении жилищных условий в ____, поскольку общая площадь жилого дома на день регистрации права собственности (05.08.2014) более учетной нормы, то есть истец был обеспечен жильем за пределами районов Крайнего Севера. Таким образом, имелись основания для снятия истца с учета на получение социальной выплаты в связи с наличием жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с чем требования истца подлежат отклонению.
Кроме того, при постановке на учет 13.09.2006 Артеев А.Ф. в заявлении указал состав семьи <....> человека: он и дочь ФИО1 О том, что у него в собственности с августа 1995 года имеется жилой дом, расположенный по адресу: ____, не указал, то есть сообщил сведения, не соответствующие действительности, что также является самостоятельным основанием для снятия гражданина с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Артееву А. Ф. в иске к администрации МОГО "Инта" о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера по категории "<....>" с датой постановки на учет 13.09.2006.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2022.
Судья |
И.М. Румянцева |