УИД32RS0016-01-2022-000414-21
Строка по статотчету – 2.211
Дело № 2-347/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гущиной И.Н.,
при секретаре Мироненко Н.С.,
с участием прокурора Клинцовского района Брянской области Лебедько В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области к Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о понуждении ликвидации несакционированной свалки твердых коммуниальных отходов (ТКО),
установил:
Прокурор Клинцовского района Брянской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о понуждении ликвидации несакционированной свалки твердых коммуниальных отходов (далее ТКО), ссылаясь на то, что прокуратурой Клинцовского района Брянской области проведена проверка исполнения требования федерального законодательства об отходах производства и потребления на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области. В ходе данной проверки установлено, что на территории Медведовского сельского поселения <адрес>, а именно: <адрес> имеется несанкционированная свалка отходов и потребления (платисковые и стеклянные бутылки, упаковки от промышленных и продовольственных товаров, мусор от уборки придомовых территорий и т.п.), что является нарушением требований п.1.2, п.1.3, п.2.2.9 СанПин 42-124690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Указанная свалка занимает обширную территорию и является традиционно сложившимся местом, куда население складирует бытовые отходы и мусор. Согласно п.9 ст.6 Устава Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области к вопросам местоного значения администрации сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В целях устранения указанных нарушений закона 20 апреля 2022 года прокуратурой Клинцовского района Брянской области главе Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Кужелевой М.Н. вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Истец просит обязать Медведовскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную по <адрес> в <адрес> на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области в срок до 01.09.2022г..
В судебном заседании прокурор Клинцовского района Брянской области Лебедько В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и просил удовлетворить иск.
Ответчик Медведовская сельская администрация Клинцовского района Брянской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Как следует из заявления главы поселения Кужелевой М.Н., она просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, исковые требования признает в полном объеме.
В силу ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав прокурора Клинцовского района Брянской области Лебедько В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, является соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размеще-нию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российкой Федерации (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.8 приведенного закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Судом установлено, что прокуратурой Клинцовского района Брянской области проведена проверка исполнения Медведовской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области требований экологического законодательства.
По результатам проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области имеется несанкционированная свалка, расположенная по <адрес> в <адрес>, где находятся твердые коммунальные отходы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
В силу п.9 ст.6 Устава Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области к вопросам местного значения администрации сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.1.2 СанПин 42-128-4690-88, система санитарной очитски и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно Закону Брянской области от 05.12.2014 года №80-З «О вопросах местного значениясельских поселений в Брянской области», за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, относятся к компетенции Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области и возложены на сельскую администрацию Медведовского сельского поселения Клинцовского района.
Таким образом, суд считает, что в результате бездействия Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области вышеуказанная свалка оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, что может отразиться на здоровье проживающего на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушает их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При таких обстоятельствах и учитывая, что требования прокурора Клинцовского района Брянской области направлены на защиту санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, суд полагает необходимым обязать Медведовскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Клинцовского района Брянской области удовлетворить.
Обязать Медведовскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Медведовского сельского поселения <адрес> в <адрес> в срок до 01.09.2022г..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
В окончательной форме решение принято 27 июня 2022 года.
Председательствующий судья Гущина И.Н.