Решение по делу № 2-2640/2022 от 22.07.2022

Производство № 2-2640/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь                                            9 ноября 2022 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Сонник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Севастопольэнерго» к Романову ФИО5, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, СТ «Куликово поле», об устранении нарушений охранной зоны электрических сетей,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Севастопольэнерго» обратилось в суд с иском, уточненном в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит обязать ответчика за свой счет устранить нарушения охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС 17-ПС 11 (регистрационный номер охранной зоны ВЛ: 91.04.2.89) и обеспечить доступ к обслуживанию опоры № путем осуществления по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго» демонтажа ограждения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что Романов М.А. является собственником земельного участка № в границах <адрес>. Истцом проведен внеплановый осмотр охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС 17-ПС 11 в пролете оп. №16-17 в границах <адрес>, по результатам которого выявлены нарушения Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160, а именно: земельный участок огорожен капитальным забором, что затрудняет доступ к опоре №16 воздушной линии электропередачи; на расстоянии 12 м от проекции крайнего провода возведено строение. При этом, Правилами установления охранных зон закреплено, что для воздушных линий классом напряжения 110 кВ устанавливается охранная зона 20 м.

Управлением по промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя вынесено постановление от 12.04.2022 №27/2-ЭН, которым Романов М.А. привлечен к административной ответственности за нарушение порядка использования земельного участка в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства.

Поскольку ответчиком при возведении ограждения в охранной зоне ЛЭП обязанность по получению согласования с энергопоставляющей организацией не выполнена, в добровольном порядке требования ООО «Севастопольэнерго» об устранении выявленных нарушений ответчиком не исполнены, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о его проведении извещался.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В силу пункта 1, абзаца 4 пункта 2, пункта 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Положениями подпункта "а" пункта 10 указанных Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Порядок получения письменного решения о согласовании установлен пунктом 12 Правил.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Романов М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, в границах землепользования <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.08.2022.

21.09.2021 при проведении внепланового инженерного осмотра ВЛ 110 кВ ПС 17 – ПС 11 (государственный кадастровый номер охранной зоны ВЛ: 91.04.2.89) в пролете оп. №16-17, в граница <адрес>, с кадастровым номером , в охранной зоне выявлены следующие нарушения: участок огорожен капитальным забором, что затрудняет доступ к опоре № воздушной линии электропередачи. По результатам проверки комиссия пришла к выводу, что действия Романова М.А. являются нарушением пунктов 8, 8б и 10а Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160, что подтверждается актом ООО «Севастопольэнерго» от 21.09.2021.

В адрес Романова М.А. ООО «Севастопольэнерго» за исх. №12952/2-21 от 24.09.2021 направлено письмо о необходимости устранения нарушений охранной зоны электрических сетей.

Указанные выше обстоятельства стали основанием для привлечения Романова М.А. к административной ответственности за нарушение порядка использования земельного участка в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства по ст. 9.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 000 руб., о чем Управлением промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя (Севтехнадзор) вынесено постановление №27/02-ЭН от 12.04.2022.

Также в адрес ответчика ООО «Севастопольэнерго» за исх. №7075/2-22 от 13.05.2022 направлена досудебная претензия, в которой Романову М.А. предложено в добровольном порядке в срок до 01.06.2022 устранить выявленные нарушения п.п. 8, 8б, 10а Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, путем сноса капитального ограждения, возведенного в охранной зоне в границах <адрес>, непосредственно под проводами ЛЭП.

14.06.2022 проведен повторный инженерный осмотр ВЛ 110 кВ ПС 17 – ПС 11 в пролете оп. №, в граница <адрес>, с кадастровым номером , в ходе которого установлены нарушения охранной зоны, а именно: участок огорожен капитальным забором, что затрудняет доступ к опоре № воздушной линии электропередачи; на расстоянии 12 м от проекции крайнего провода возведено строение. По результатам осмотра комиссией составлен акт от 14.06.2022, где также указывается на нарушение ответчиком п.п. 8, 8б и 10 вышеуказанных Правил, а также направлено в адрес ответчика письмо о необходимости устранения нарушений охранной зоны электрических сетей за исх. №9060/2-22 от 15.06.2022.

Из материалов дела следует, что объект ВЛ 110 кВ ПС-17-ПС-11по состоянию на 12.01.2022 находится на балансе ООО «Севастопольэнерго», о чем представлена балансовая справка №316/2-22 от 14.01.2022. Как указано в паспорте воздушной линии электропередач ВЛ 110 кВ ПС-11 – ПС-17 построена и введена в эксплуатацию в 1963 году.

Как указано в уведомлении Севреестра от 09.08.2022 №КУВИ-001/2022-135206768, сведения о сооружении, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.

Заявляя исковые требования, истец ссылается на то, что воздушная линия электропередач построена еще в 1963 году, и действие охранной зоны и связанные с этим ограничения по использованию земельного участка вытекают из фактического существования линии, а не регистрации охранной зоны.

Пунктом 6 вышеназванных Правил предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7 Правил). Применительно к положениям пункта 4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, земельные участки в охранных зонах у их собственников не изымаются, а продолжают использоваться с учетом установленных ограничений.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Согласно вышеизложенным нормам права истец должен представить доказательства, свидетельствующие о предоставлении ответчику сведений о необходимости соблюдения предусмотренных ограничений. Вместе с тем, в ЕГРП сведения об ограничениях прав ответчика на земельный участок и о его расположении в охранной зоне отсутствуют.

Более того, по общему правилу, снос строения является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица, осуществившего такое строительство. При этом, устранение последствий нарушений прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица, осуществившего такое строительство либо третьих лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, с учетом требований части 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рамках настоящего дела на истце лежит обязанность доказать незаконность возведения ответчиком ограждения, нарушения прав истца, третьих лиц возведенным сооружением, в том числе обстоятельств, свидетельствующих о существующей реальной угрозе жизни и здоровью. Таких доказательств материалы дела не содержат.

Суд полагает, что истцом не представлено допустимых доказательств того, что наличие спорного строения препятствует безопасной эксплуатации линии электропередач, не позволяет сетевой организации осуществлять обслуживание линий, ремонт с использованием техники и транспорта. Факт привлечения Романова М.А. к административной ответственности за нарушение порядка использования земельного участка в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства не может свидетельствовать о том, что спорное сооружение нарушает интересы истца.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Севастопольэнерго» об обязании ответчика выполнить демонтаж ограждения на принадлежащем ему земельном участке.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований «Севастопольэнерго» к Романову ФИО6, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, СТ «Куликово поле», об устранении нарушений охранной зоны электрических сетей, – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решением суда изготовлено в окончательной форме 15.11.2022.

Судья                                 П.С. Струкова

2-2640/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Севастопольэнерго"
Ответчики
Романов Максим Александрович
Другие
СТ "Куликово поле"
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
22.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2022Передача материалов судье
22.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее