Решение по делу № 2а-229/2018 от 06.03.2018

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2017г

Дело 2а-229/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018г. г.Данилов Ярославская область

Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Т.Ю.Грачевой

при секретаре Анучиной К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Игнатьева Бориса Александровича к Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области. Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области об оспаривании постановления главы администрации в части выделения земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю, владения и пользования землей,

установил:

Игнатьев Борис Александрович обратился в Даниловский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области. Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области об оспаривании постановления главы администрации в части выделения земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю, владения и пользования землей. В обоснование заявленных требований указал, что до выхода на пенсию работал ветеринаром в совхозе «Антоново» Даниловского района Ярославской области.

Согласно распоряжения Исполкома Даниловского районного Совета народных депутатов Ярославской области за № 194 от 01.12.1987г. (Об использовании жилых домом и участков в сельской местности) Игнатьеву Б.А., как специалисту 28.12.1987г. директор совхоза выделил деревянный дом в <адрес>, а также приусадебный земельный участок площадью 0,30 га. и дополнительный земельный участок в <адрес> для выращивания кормовых культур в размере 1,0 га., что подтверждается договором от 07.01.1988г.

Обратившись со своими документами в различные гос. органы Игнатьев Б.А. узнал, что согласно Росреестра является собственником двух земельных участков: 70,4 сотки для ведения личного подсобного хозяйства - стоимостью 493292, 80 руб. кадастровый ; - 29,6 соток под сенокошение - стоимостью 6985,6 руб. (кадастровый ) Проконсультировался в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО получил неожиданный ответ: вместо 30 соток под дом и 1 гектара под выращивание кормовых культур и вместо 70,4 соток под дом и 29.6 соток под сенокошение (согласно данных Росреестра от 2017г.) не ознакомившись со всеми документами, Игнатьеву Б.А неправомерно оформили землю под деревенский дом площадью 1 гектар, стоимостью уже более 700 тысяч рублей, что значительно увеличит размер налога на землю.

Свидетельство от 16.11.1992г. о праве собственности на землю, владение, пользование выдано гр. Игнатьеву Б.А. согласно решения Главы администрации Покровского сельсовета Даниловского района за от 10.11.1992г. Название постановления от 10.11.1992г. гласит "О выдаче свидетельств о праве собственности на землю, владение, пользования землей граждан, имеющим ранее выделенные участки земли на территории Покровского сельского Совета. Игнатьеву Б.А. незаконно объединили выделенные согласно договора от 07.01.1988г. два участка 0,30 га.- под приусадебный участок и 1.0 га.- под сенокошение, под кормовые культуры в один участок -1,0 га. под приусадебный участок.

Просит суд признать Постановление Главы администрации Покровского сельского Совета от 1992г. в части выделения земельного участка площадью 1,0 га. гражданину Игнатьеву Борису Александровичу в собственность в <адрес> - незаконным. Признать свидетельство о праве собственности на землю, владения и пользования землей от 16.11.1992г., выданного на основании вышеуказанного Постановления - незаконным: Выдать Игнатьеву Борису Александровичу на основании распоряжения Исполкома Даниловского районного Совета народных депутатов Ярославской области за от 01.12.1987г. (Об использовании жилых домов и участков в сельской местности) и его приложения - в виде договора от 07.01.1988г. между директором совхоза и гр. Игнатьевым Б.А. два свидетельства о праве собственности на землю, владения, пользования землей: первое -на земельный участок 0,30 га.- для ведения приусадебного хозяйства, второе - на земельный участок 0,70 га - для выращивания кормовых культур, т.е. сенокошения.

В судебном заседании административный истец Игнатьев Б.А. и его представитель Смирнов В.С. исковые требования уточнили, просили признать постановление главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г в части выделения земельного участка площадью 1,0 га гражданину Игнатьеву Б.А. в собственность в <адрес> (п.29) незаконным. Признать оба экземпляра свидетельства о праве собственности на землю, владения и пользования землей от 16.11.1992г выданных на основании вышеуказанного постановления незаконными. Признать за Игнатьевым Б.А. право собственности на земельные участки расположенные в <адрес> ЯО, площадью 0.3 га ( с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства), площадью 0,70 га ( с видом разрешенного использования для сенокошения) на основании распоряжения исполкома Даниловского районного Совета народных депутатов ЯО за от 01.12.1987г (Об использовании жилых домов и участков в сельской местности) и его приложения в виде договора от 07.01.1988г. между директором совхоза и гр. Игнатьевым Б.А. Обязать администрацию ответчика – Администрацию Даниловского муниципального района ЯО, Администрацию Даниловского сельского поселения ЯО выдать правоустанавливающие документы Игнатьеву Б.А. на земельные участки расположенные в <адрес> ЯО площадью 0,3 га ( с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства), площадью 0,70 га ( с видом разрешенного использования для сенокошения).

Дополнительно пояснили, что в нарушение договора от 07.01.1988г. о выделении двух земельных участков с разным разрешенным использованием - выделили один. Свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользование землей под от ДД.ММ.ГГГГг., выданное гр. Игнатьеву Борису Александровичу составлено в двух экземплярах, которые содержат разную информацию и не могут быть признаны как законный документ для выделения в собственность земли. В нарушение ст.64 Земельного Кодекса РСФСР 1991г. - земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома предоставляются в меньшем размере с выделением остальной и участка за пределами жилой зоны населенного пункта, предоставляются в первую очередь для сельскохозяйственных нужд, а не для обслуживания дома. Не вручен план земельного участка с указанием границ земельного участка.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области Семенов М.Б исковые требования не признал, пояснил, что не являются правопреемниками администрации сельского поселения. Полагают, что сменить вид разрешенного использования возможно без обращения в суд в административном порядке, предоставив межевание, что истцом не сделано, кроме того истец пропустил срок обращения для защитой своего права в суд. Новые свидетельства на землю не уполномочены выдавать ни администрация района, ни поселения. В настоящее время земельный участок имеет кадастровый на 1 гектар, что соответствует постановлению от 10.11.1992г.

В судебном заседании представитель соответчика Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области Казимирова О.А. исковые требования не признала, пояснила, что поддерживает позицию Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области. Просила отказать в удовлетворении иска, в связи с пропуском срока для обращения в суд. Игнатьев был согласен с 1992г. с видом разрешенного использования, после того как повысился налог на землю обратился, в его случае ставка будет с этими видами разрешенного использования 0,3 %, разница в кадастровой стоимости земельного участка. По изменению вида разрешенного использования Игнатьеву Б.А. предлагалось в досудебном порядке урегулировать спор, разъясняли, что он должен обратиться в многофункциональный центр и изменить разрешённый вид использования. Кроме того, администрация не является правопреемником Покровского сельского совета. Игнатьеву Б.А. выдано свидетельство на землю, владения, пользования землей на основании постановления Покровского сельского совета, на обратной стороне свидетельства схематично указаны земельные участки, это 70 соток при доме и 30 - сенокос. Согласно перечня ранее учтенных земельных участков по состоянию на 1 июля 2003г. у Игнатьева Б.А. 70 соток при доме и 30 соток - сенокос. В конце прошлого года в администрацию поступил запрос из Росреестра о фактически выделенных участках, ответили согласно постановления № 22 один участок 1 га. Игнатьеву неоднократно поясняли, что можно размежевать землю на нужное количество участков, а также сменить разрешенное использование во внесудебном порядке.

Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в
судебное заседание явку сове представителя не обеспечил, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании постановления главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г. «О выдаче свидетельств о праве собственности на землю, владения, пользования землей граждан, имеющим ранее выделенные земельные участки земли на территории Покровского сельского Совета» выделен земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения приусадебного хозяйства д.Ахматово Игнатьеву Борису Александровичу 1 га в собственность д.Ахматово.

На основании вышеуказанного постановления Игнатьеву Б.А. выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 16.11.1992г. участок для обслуживания жилого дома и ведения приусадебного хозяйства д.Ахматово в собственность 1 га.

В экземпляре свидетельства, хранящегося в Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области все данные идентичны свидетельству, хранящемуся у Игнатьева Б.А. кроме разбивки 1 га на 0,65 пашни, 0,02 -многолетних насаждений, 0,30 - сенокосов, 0,03 - прочих угодий и на обратной стороне свидетельства от руки имеется схема земельного участка с указанием построек. Указано, что обмер земельного участка произведен специалистом Покровского сельского Совета в присутствии Игнатьева Б.А. 26.06.1993г.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ вправе отказать в удовлетворении административного иска.

По смыслу приведенных законоположений достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что срок обращения в суд административными истцами пропущен и оснований для его восстановления не имеется.

При этом на административных истцов процессуальным законом (ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ) возложена обязанность не только по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении их прав, но и связанная с этим обязанность доказать соблюдение срока обращения в суд за защитой нарушенного права либо наличие уважительных причин для его восстановления.

В данном случае свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 16.11.1992г. выдано на основании постановления главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г.

Игнатьев Б.А. обратился с заявлением в администрацию Покровского сельского совета Даниловского района об оформлении документов на право собственности на земельные участки ранее выделенные в д.Ахматово Покровского сельского Совета в размере 1 га для ведения приусадебного хозяйства 16.11.1992г.

С этого момента не обращался с требованием оформить земельные участки в соответствии с договором от 07.01.1988г. между директором совхоза и гр. Игнатьевым Б.А. на два участка: первый - на земельный участок 0,30 га.- для ведения приусадебного хозяйства, второй - на земельный участок 0,70 га - для выращивания кормовых культур, т.е. - сенокошения.

Кроме того, Игнатьев Б.А. имел на руках свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 16.11.1992г., где указан один земельный участок площадью 1 га.

Оснований для восстановления срока Игнатьеву Б.А. по требованиям о признании Постановления Главы администрации Покровского сельского Совета от 1992г. в части выделения земельного участка площадью 1,0 га. гражданину Игнатьеву Борису Александровичу в собственность в <адрес> - незаконным и признать свидетельства о праве собственности на землю, владения и пользования землей от 16.11.1992г., не имеется.

В данном случае фактически Игнатьев Б.А. оспаривая постановления главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г и свидетельство собственности на землю, владения, пользования землей от 16.11.1992г., не согласен с видом разрешенного использования земельных участков.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) ЗК РФ.

Согласно пунктам 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо, при отсутствии такого проекта. - в соответствии с утвержденной схемой расположения участка.

Как предусмотрено п. п. 1,8 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения указанного соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

На основании п.8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

В данном случае не представлена схема расположения земельных участков, не возможно определить местонахождение земельных участков.

Игнатьев 04.12.2017г. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области с заявлением о кадастровом учете двух земельных участков, находящихся в собственности Инатьева Б.А. с кадастровым номером площадью 2960 кв.м. и с кадастровым номером площадью 7040 кв.м. по адресу: <адрес> просил представить документы, на основании которых были поставлены на кадастровый учет эти участки, в связи с тем, что в сведениях имеются разночтения в размерах площади и назначениях земельных участков, просил обосновать кадастровую стоимость.

Филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» рассмотрев обращение Игнатьева 21.12.2017г. сообщили, что в ЕГРН содержаться сведения о земельных участках с кадастровыми номерами . расположенными по адресу: <адрес> видом разрешенного использования - для сенокошения и для ведения личного подсобного хозяйства. Категория земель - земли населенных пунктов, площадь. - 2960 кв.м. и 7040 кв.м. Данные сведения были внесены на основании перечня ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала

Согласно Перечня ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала д.Ахматово Покровского сельского округа о состоянию на 01.07.2003г., представленного Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района сведения филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» о земельных участках Игнатьева Б.А. идентичны.

30.01.2018г. филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» в дополнение к письму от 21.12.2017г. сообщили Игнатьеву Б.А., что согласно данных ЕГРН объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> 10000 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов, видом разрешенного использования «для обслуживания жилого дома и ведения приусадебного хозяйства внесен с присвоением кадастрового номера . Земельные участки с кадастровыми номерами сняты с государственного кадастрового учета, на основании решения об исправлении технической ошибки от 26.01.2018г. как дублирующие характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером , даны разъяснения по кадастровой стоимости земельного участка - 700700руб.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу положений ч. 9 ст. 38 названного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» сведения в ЕГРН внес на основании постановления главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г. где указан один земельный участок площадью 1 га.

Игнатьев Б.А. самостоятельно вправе выбирать вид разрешенного использования в административном порядке, без обращения в суд.

В виду отсутствия оснований для признания постановления главы администрации Покровского сельского Совета от 10.11.1992г и свидетельства собственности на землю, владения, пользования землей от 16.11.1992г. и выдаче новых свидетельств на землю в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Игнатьева Бориса Александровича к Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области об оспаривании постановления главы администрации в части выделения земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю, владения и пользования землей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца в Ярославский областной суд через Даниловский районный суд.

Судья Т.Ю. Грачева



2а-229/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Игнатьев Б.А.
Ответчики
Администрация Даниловского муниципального района Ярославской области
Другие
Смирнов В.С.
Администрация Даниловского сельского поселения
ФГБУ "ФКП Росреестра по ЯО"
Суд
Даниловский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
danilovsky.jrs.sudrf.ru
06.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
07.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2018[Адм.] Судебное заседание
12.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.04.2018[Адм.] Судебное заседание
26.04.2018[Адм.] Судебное заседание
27.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.05.2018[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.05.2018[Адм.] Судебное заседание
01.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее