Дело № 12/1-308/2021
59RS0005-01-2021-002646-07
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 мая 2021 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,
при секретаре Сарухановой М.К.,
с участием защитника Ирундиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «УралВид» Виноградовой Н. Н. на постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 30 марта 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №-ПК в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УралВид»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми № от 30 марта 2021 года ООО «УралВид» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 №-ПК, а именно в том, что 10 февраля 2021 года в 10 часов 45 минут, при проведении осмотра территории установлено, что ООО «УралВид» допустило отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, предназначенного для нужд жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, чем нарушило п.п. 3.1, 5.2, 5.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277; п.п. 2.5., 2.6 постановления правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края.
За данное правонарушение ООО «УралВид» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Законный представитель ООО «УралВид» Виноградова Н. Н., не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке, который не оформлен в долевую собственность собственниками данного МКД, не имеет границы, которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, придомовая территория отсутствует, в связи с плотной застройкой квартала. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Кроме того, указывает, что Общество не было извещено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела коллегиальным органом.
Законный представитель ООО «УралВид» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Ирундина А.В. при рассмотрении дела жалобу поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней основаниям, указала на то, что лишены были возможности представить доказательства своей невиновности и дать пояснения по обстоятельствам дела, поскольку ни на составление протокола, ни на рассмотрение дела не извещались, извещения по юридическому адресу не направлялись, а извещение о дате и времени рассмотрения дела, направленное не по юридическому адресу, получено после рассмотрения дела.
Представитель Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника, судья приходит к следующему.
Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020г. № утверждены «Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми» (далее – Правила), которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1 Правил собственник или иной владелец (далее - Владелец) земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил.
Пунктом 5.2.1 Правил установлено, что контейнеры, бункеры, ограждения должны быть в технически исправном состоянии, обеспечивающем надлежащую эксплуатацию объекта, их поверхности не должны иметь дефектов, сколов, коррозии металлических элементов.
Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018г. №-п, утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края (далее Порядок).
Согласно п. 2.5 данного Порядка, Обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, необходимых для содержания многоквартирного дома и прилегающей территории, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации.
Месторасположение контейнерной площадки для накопления и сбора твердых коммунальных отходов, обеспечивающей собственникам помещений многоквартирного дома обращение с твердыми коммунальными отходами, устанавливается собственниками помещений многоквартирного дома или уполномоченным ими лицом в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2.6 указанного Порядка).
Положениями ч. 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермским крае» установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10.02.2021 года в 10 часов 45 минут главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Мотовилихинского района г. Перми на основании планового (рейдового) задания от 02.02.2021г. №, была обследована территория Мотовилихинского района г. Перми по адресу: <адрес>.
В результате обследования выявлено, что ООО «УралВид» допустило отсутствие места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, предназначенного для нужд жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г. Перми от 10.02.2021г. №-КП.
По факту выявленного правонарушения главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Мотовилихинского района г. Перми в отношении ООО «УралВид» составлен протокол об административном правонарушении №-КП от 09.03.2021г. по ч 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №-ПК и вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу положений ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, … осуществляют его законные представители, которыми в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо должен надлежащим образом известить указанное лицо о принятом решении.
Из положений статьи 25.15 КоАП РФ следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, как о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении, включая законного представителя юридического лица и его защитника, если юридическое лицо ведет дело с его участием.
В случае неявки лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении на составление протокола, копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня его составления направляется в адрес указанного лица, а рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, возможно лишь при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении 09.03.2021 года был составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом, как следует из материалов дела, извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено в адрес руководителя ООО «УралВид» по адресу: <адрес>, который в протоколе об административном правонарушении указан в качестве почтового адреса Общества. Вместе с тем, сведений о том, что данный адрес является надлежащим для направления почтовой корреспонденции в адрес ООО «УралВид», материалы дела не содержат.
Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 09.03.2021 года, местом нахождения и юридическим адресом ООО «УралВид» является: <адрес>.
Каких-либо сведений и документов, подтверждающих, что уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, копия указанного протокола, были направлены в адрес ООО «УрадВид», по юридическому адресу, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, в материалах дела не имеется.
Пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени составления протокола, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и о недопустимости данного доказательства, что в свою очередь, влияет на законность принятого по результатам рассмотрения такого протокола решения.
При этом следует отметить, что не соответствует требованиям КоАП РФ и рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
О том, что дело рассмотрено без надлежащего извещения законного представителя Общества свидетельствует то обстоятельство, что извещение и копия протокола об административном правонарушении, содержащая сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 30.03.2021 года, фактически получены адресатом 31.03.2021 года, то есть после рассмотрения дела коллегиальным органом.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми от 30.03.2021 года №, вынесенное в отношении ООО «УралВид» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края №-ПК от 06 апреля 2015 года «Об административных правонарушениях в Пермском крае» нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 30.03.2021 года № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УралВид» - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06 апреля 2015 года №-ПК, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых указанное постановление было вынесено.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: