Дело № 2а-1694/2021
УИД 35RS0010-01-2020-017456-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 08 февраля 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
с участием представителя административного ответчика Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Моховой А.Л.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Вологды к Межрайонному отделению судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее – МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация города Вологды обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование которого указала следующее. Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 23.11.2020 Администрация города Вологды обязана перечислить исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение судебного решения от 20.05.2019 о предоставлении вне очереди ФИО1, ФИО2, ФИО3 на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям города Вологды Вологодской области, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания инвалида, пользующегося креслом-коляской, расположенное в границах города Вологды Вологодской области, по норме предоставления общей площади жилого помещения. Бюджетных ассигнований в достаточном количестве для исполнения судебных решений не выделено. В настоящее время у Администрации города Вологды не имеется возможности исполнить решение суда полностью, но принимаются меры к его исполнению. Администрация просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора либо уменьшить его размер.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Вологды не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области судебный пристав-исполнитель Мохова А.Л. поддержала доводы, изложенные в отзыве, согласно которому в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения исполнительного документа отсутствуют.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Вологодского городского суда от 20.05.2019 на Администрацию города Вологды была возложена обязанность предоставить вне очереди ФИО1, ФИО2, ФИО3 на состав семьи из трёх человек по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям города Вологды Вологодской области, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания инвалида, пользующегося креслом-коляской, расположенное в границах города Вологды Вологодской области, по норме предоставления общей площади жилого помещения.
Данное решение было обжаловано, оставлено без изменения, 25.09.2019 вступило в законную силу, взыскателю был выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство №
23.11.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области Моховой А.Л. было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Вологды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 202 и пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причём, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на неисполнение решения суда, истцом не представлено.
Вместе с тем Администрацией города в адрес Главы города Вологды направлено письмо от 28.11.2019 № о включении в расходы бюджета города Вологды на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы средств в объеме 1,87 млрд. рублей для расселения аварийных домов, в том числе для обеспечения жилыми помещениями граждан во исполнение судебных актов.
Письмом от 10.12.2019 № глава города Вологды проинформировал Администрацию о том, что Вологодская городская Дума готова рассмотреть и поддержать данные предложения Администрации г. Вологды при условии поступления дополнительных доходов в бюджет города Вологды или при сокращении соответствующих расходных обязательств.
Решением Вологодской городской Думы от 19.12.2019 № «О бюджете города Вологды на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг.» на приобретение жилых помещений в целях исполнения решений Вологодского городского суда об обеспечении граждан жильем, утверждены средства в размере 1 556,5 тыс. руб.
В адрес Губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова направлено письмо Администрации г. Вологды от 16.03.2020 № с просьбой рассмотреть возможность предоставления финансовой поддержки на исполнение вынесенных решений Вологодского городского суда о внеочередном обеспечении горожан благоустроенным жильем.
Письмом от 10.04.2020 № заместитель Губернатора Вологодской области ФИО4 проинформировал Мэра г. Вологды о том, что реализация мероприятий, не вошедших в областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 – 2025 годы, на сегодняшний день возможна только за счет средств местного бюджета.
При этом суд также учитывает, что в настоящее время в Администрации города Вологды на исполнении находится 224 решения по искам о внеочередном обеспечении граждан благоустроенным жильем.
Поскольку должник в установленный срок не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства № правомерно, в соответствии с требованиями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 23.11.2020 о взыскании исполнительского сбора не противоречит требованиям части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что в настоящее время решение суда Администрацией в полном объеме не исполнено, но в рамках предоставленных ей полномочий и возможностей предпринимаются меры к исполнению решения суда.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и степени вины истца, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей. Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500(░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.02.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░