дело №2а-230/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Керимову Р.Г.о о взыскании пени по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми (далее истец, МИФНС) в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) обратилась в суд с административным иском к Керимову Р.Г. оглы о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 в сумме 292 рубля 93 копейки, образовавшейся в период с 02.12.2016 по 29.11.2017. В обоснование иска налоговый орган указал, что в 2015 г. ответчик являлся собственником транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>, был обязан уплачивать транспортный налог. Срок уплаты данного налога установлен до 01.12.2016. Ответчику направлялось налоговое уведомление с указанием сумм подлежащего уплате налога. В связи с истечением срока уплаты налога истец направил ответчику требование, согласно которому Керимову Р.Г. оглы предлагалось уплатить недоимку по налогу 2715 рублей и пени сумме 292 рубля 93 копейки за период с 02.12.2016 по 29.11.2017. МИФНС обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 год, а также пени. 13.04.2018 мировым судьей был выдан судебный приказ, который в последующем определением от 20.04.2018 отменен в связи с поступлением возражений должника. До настоящего времени обязанность по оплате пеней ответчиком не исполнена.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, представил суду письменное ходатайство, в котором указал, что на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В соответствии с требованиями ч.2 ст.289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью, предусмотренной пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).
В силу п.2.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п.1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абз.1 настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Пунктами 1-2, подпунктами 3, 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается: с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Согласно п.1, 3, 8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений п.1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии с положениями п.1, 3-5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст.357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы автомобили, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно представленных в материалы дела сведений, за ответчиком в 2015 г. числилось зарегистрированным транспортное средство автомобиль <данные изъяты>, гос.регистрационный знак № регион с объемом двигателя 181 л.с. (дата регистрации 07.03.2014).
Таким образом, вышеуказанное транспортное средство в спорный период (2015 год) являлось объектом налогообложения, а ответчик являлся соответственно плательщиком транспортного налога.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Статьей 2 Закона РК «О транспортном налоге» №110-РЗ от 26.11.2002 с изменениями применительно к легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. была установлена ставка транспортного налога в размере 50 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В силу пункта 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Истец представил суду копию налогового уведомления, адресованного ответчику на уплату транспортного налога за автомашину <данные изъяты>, гос.регистрационный знак № за 2015 г. в сумме 2715 рублей (уведомление №), из которого следует, что истец исчислил сумму налога, подлежащую уплате ответчиком за 2015 г. в размере следующим образом 181 л.с. х 45 руб. / 12 мес. х 4 мес.), что подтверждается его копией и списком почтовых отправлений. Налоговым уведомлением ответчику предлагалось уплатить налог за 2015 г. в срок до 01.12.2016.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 2 статьи 363 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, инспекцией направлялось требование 13.12.2016 №, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 в общей сумме 9728 рублей (включая налог на автомобили <данные изъяты>) и пени за несвоевременную уплату налога 35 рублей 66 копеек. Срок уплаты недоимки по налогу и пени установлен налоговым органом ответчику до 23.01.2017, требование направлено Керимову Р.Г. оглы 20.12.2016.
В связи с неуплатой ответчиком налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, инспекцией направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ №, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 в сумме 2336 рублей и пени за несвоевременную уплату налога 1301 рубль 06 копеек. Срок уплаты недоимки по налогу и пени установлен налоговым органом ответчику до 16.01.2018. Требование получено ответчиком через личный кабинет налогоплательщика 30.11.2017.
15.10.2018 административным ответчиком произведена оплата в сумме 292 рубля 93 копейки.
20.11.2018 МИФНС принято решение о зачете суммы 235 рублей 07 копеек в счет уплаты задолженности по транспортному налогу.
30.11.2018 МФНС принято решение о зачете 57 рублей 86 копеек в счет уплаты пени по транспортному налогу.
Заявленные административным истцом требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1-2 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу положений ч.4, 6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как отмечалось судом в решении выше в силу п.2, 3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Поскольку сумма налога, подлежащего взысканию с административного ответчика, не превышает 3000 рублей, с административным иском налоговый орган мог обратиться в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку требованием, адресованным ответчику, Керимову Р.Г. оглы предлагалось уплатить налог и пени до 16.01.2018, следовательно, последним днем окончания предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ срока являлось 16.07.2018.
В установленный п.2 ст.48 НК РФ срок, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Керимова Р.Г. оглы транспортного налога, которое было удовлетворено. В связи с поступившими от Керимова Р.Г. оглы возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 20.04.2018 он был отменен.
Согласно почтовому конверту, исковое заявление направлено налоговым органом в районный суд 17.10.2018, т.е. в пределах установленного п.3 ст.48 НК РФ срока.
Административным истцом сумма пеней рассчитана на задолженность по транспортному налогу, образовавшуюся у ответчика с 02.12.2016 по 29.11.2017, которая составила 292 рубля 93 копейки исходя из следующего расчета:
2715 рублей х 10% х 1/300 х 115 дней (с 02.12.2016 по 26.03.2017);
2715 рублей х 9,75% х 1/300 х 36 дней (с 27.03.2017 по 01.05.2017);
2715 рублей х 9,25% х 1/300 х 48 дней (с 02.05.2017 по 18.06.2017);
2715 рублей х 9% х 1/300 х 91 день (с 19.06.2017 по 17.09.2017);
2715 рублей х 8,5% х 1/300 х 42 дня (с 18.09.2017 по 29.10.2017);
2715 рублей х 8,25% х 1/300 х 31 день (с 30.10.2017 по 29.11.2017);
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения ст.289-290 КАС РФ, суд приходит к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для взыскания пеней, административным истцом в отношении ответчика нашли свое полное подтверждение представленными доказательствами, достоверность которых сомнений у суда не вызывает.
Уплаченные административным ответчиком в счет погашения задолженности 292 рубля 93 копейки (15.10.2018) и 57 рублей 86 копеек (13.11.2018) учтены налоговым органом, направлены на погашение задолженности по транспортному налогу и пени, которые в общей сумме по состоянию на декабрь 2018 составляли 2715 и 1508,55 рублей соответственно.
При обращении в суд, административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому в соответствии со ст.111, 113 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии с абз.1 пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Керимову Р.Г.о оглы о взыскании пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Керимова Р.Г.о в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, начисленные за период с 02.12.2016 по 29.11.2017 в сумме 292 рубля 94 копейки.
Взыскать с Керимова Р.Г.о в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решения изготовлено на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Р.В.Чулков