Дело № 2-8511/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Никоновой Е.С.,
с участием истицы Атаевой Л.И., действующей также в интересах третьего лица Атаевой М.Д.,
представителя ответчика Киселя Т.А.,
третьих лиц Атаева Д.М., Атаева Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаевой Л.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления незаконным в части, обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л :
Атаева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» (с учетом изменения требований) о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.09.2018 № 9/2374 в части отказа ей в заключении договора социального найма жилых помещений по адресу: ...; обязании заключить с ней с учетом Атаева Д.М., Атаева Э.Д., н/с Атаевой М.Д. договор социального найма в отношении жилых помещений по адресу: ....
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Атаев Д.М., Атаев Э.Д. и н/с Атаева М.Д. в лице ее законного представителя – Атаевой Л.И.
В судебном заседании Атаева Л.И. на иске настаивала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился.
Атаев Д.М., Атаев Э.Д. иск поддержали.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что здание общежития по адресу: ... находилось в государственной собственности ... (запись в ЕГРП от ** ** **) и было передано в оперативное управление ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ» (запись в ЕГРП от ** ** **).
Распоряжением главы Республики Коми № 639-р от 04.08.1995 Министерству образования Республики Коми было поручено ликвидировать ПУ №22.
22.08.1995 Министерством образования Республики Коми был издан приказ о ликвидации ПУ № 22.
С ** ** ** по настоящее время Атаева Л.И. работает в Государственном автономной учреждении дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» (далее – ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ»).
Согласно приказу Министерства образования Республики Коми от 14.09.1995 № 568 общежитие ПТУ № 22 по адресу: ... на период проведения ремонтных работ было принято на баланс Министерства образования Республики Коми.
Приказом Министерства образования Республики Коми от 17.01.1996 № 6 общежитие ПУ № 22 по адресу: ... было передано на баланс Коми Республиканского центра детско-юношеского туризма.
Решением Министерства Республики Коми по управлению государственным имуществом № 24 от 20.02.1996 общежитие по ... было передано в оперативное управление Республиканскому центру детско-юношеского туризма.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер.
Ранее (в 2002 году) между супругом истицы – Атаевым Д.М.о. – и Коми республиканским центром детско-юношеского туризма Министерства образования и высшей школы РК был заключен договор найма в отношении жилого помещения по адресу: ... на срок до 01.10.2002. В качестве членов семьи нанимателя спорного жилого помещения в договор были включены: его супруга – Паршукова (ныне - Атаева) Л.И., сын - Атаев Э.Д.о. и племянница – Абдуллаева З.З.к.
В последующем указанный договор на основании дополнений к нему был пролонгирован до ** ** **, до ** ** **.
** ** ** между Атаевой Л.И. и ГОУ ДОД «Детско-юношеский турцентр РК» заключен договор найма в отношении жилого помещения по адресу: ... на период до ** ** **.
Протоколом № 1 от 01.06.2004 в договор от ** ** ** внесены изменения в части периода предоставления жилого помещения, а именно: жилое помещение предоставлено на период до ** ** **. Протоколом № 2 от 02.06.2005 в указанный договор вновь внесены изменения в части периода предоставления жилого помещения, а именно: жилое помещение предоставлено на период со ** ** ** до ** ** **.
** ** ** между Атаевой Л.И. и ГОУ ДОД «Детско-юношеский турцентр РК» заключен договор найма в отношении жилого помещения по адресу: ... на период со ** ** ** по ** ** **.
Приказом Автономного учреждения Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий» № 256 от 14.09.2008 в соответствии с Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 12.03.2008 №143 о передаче в оперативное управление АУ РК «Детско-юношеский турцентр» недвижимого имущества, в том числе служебного общежития по адресу: ..., а также в связи с выявленным несоответствием нумерации помещений произведена перерегистрация всех квартиросъемщиков данного общежития, с жильцами прошедшими регистрацию заключены договора найма жилых помещений.
** ** ** здание общежития было закреплено на праве оперативного управления за автономным учреждением «Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий». ** ** ** здание общежития было передано ГУП РК «Центрагросервис». ** ** ** здание общежития было закреплено на праве оперативного управления за ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва».
На основании ордера № 60 от 11.05.2010, выданного Автономным учреждением Республики Коми «Детско-юношеский центр спорта и туризма», Атаева Л.И. была вселена в жилое помещение по адресу: ... В качестве членов семьи нанимателя спорного жилого помещения в ордер были включены: ее супруг – Атаев Д.М.о., а также их дети - Атаев Э.Д.о. и Атаева М.Д. Какого-либо указания на временное предоставление жилого помещения ордер не содержал.
** ** ** между истицей и Автономным учреждением Республики Коми «Детско-юношеский центр спорта и туризма» был заключен договор найма № 60 в отношении жилого помещения по адресу: .... Срок действия в договоре указан не был. При этом в договоре имеется указание, что он заключен в связи с перерегистрацией договора найма жилого помещения (п. 2).
** ** ** решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом здание общежития по адресу: ... передано на баланс ГАОУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма», правопреемником которого является ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ».
** ** ** Атаева Л.И. обратилась в Автономное учреждение Республики Коми «Детско-юношеский центр спорта и туризма» о предоставлении дополнительной комнаты в качестве расширения жилой площади.
Дополнительным соглашением № 1 от 17.09.2012 внесены изменения в договор найма № 60 от 11.05.2010, а именно пункт 1 договора изложен в следующей редакции: «Наймодатель передает, а Наниматель принимает в срочное возмездное владение и пользование жилые помещения в служебном общежитии, расположенном по адресу: ..., в виде двух отдельных комнат жилой площадью ....м. и ....м (соответственно), общей площадью 29,2 кв.м».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2017 по делу № А29-1913/2017 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять в муниципальную собственность общежитие общей площадью ... расположенное по адресу: ....
** ** ** между Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений, ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ», администрацией МО ГО «Сыктывкар» был подписан акт приема-передачи недвижимого имущества, согласно которому администрации МО ГО «Сыктывкар» на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** по делу № А29-1913/2017 передано здание общежития по адресу: ....
** ** ** в ЕГРН была внесена запись о прекращении права оперативного управления ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ» в отношении указанного здания общежития. ** ** ** в ЕГРН было зарегистрировано право муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» на указанное здание общежития.
В настоящее время в спорных жилых помещениях зарегистрированы Атаева Л.И. (с ** ** **), ее супруг – Атаев Д.М.о. и их дети – Атаев Э.Д.о. (с ** ** **) и Атаева М.Д. (с ** ** **).
Атаевой Л.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: ... (запись в ЕГРП от ** ** **).
** ** ** Атаева Л.И. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для заключения с ней договора социального найма жилых помещений, в чем ей отказано постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.09.2018 № 9/2374 (п. 5 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № 35 от 12.09.2018) по причине предоставления документов, которые не подтверждают право на получение жилого помещения в бессрочное пользование, а также на наличие в собственности истицы жилого помещения.
Письмом № 45/147744 от 14.09.2018 Атаева Л.И. была уведомлена о принятом решении. В связи с чем, Атаева Л.И. вынуждена была обратиться в суд, и суд находит ее доводы обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В силу ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным указанным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На момент предоставления спорного жилого помещения истица жильем на территории МО ГО «Сыктывкар» обеспечена не была. Решение о предоставлении ей спорного жилого помещения принято уполномоченным лицом в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается факт вселения истицы в спорное жилое помещение на законных основаниях.
Из содержания ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ следует, что изменение статуса жилого помещения, входящего в состав специализированного жилищного фонда, осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Сам факт принятия решения о передаче объектов государственного жилого фонда в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилых помещений. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, жилые помещения теряют статус специализированных помещений, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Достоверных доказательств, подтверждающих, что после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность в установленном законом порядке принималось решение о включении его в муниципальный жилой фонд в качестве специализированного жилого помещения и сохранении ранее присвоенного статуса, суду не представлено.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997, государственному учету подлежат независимо от формы собственности, в том числе, служебные жилые помещения. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Таких обстоятельств по делу не установлено.
Таким образом, факт утраты спорным жилым помещением статуса специализированного (служебного) при передаче в муниципальный жилой фонд находит свое подтверждение, ответчиком не опровергнут.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
При этом данная норма применима к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях, как до, так и после ** ** ** (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления как до, так и после этой даты.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 № 4-П.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. Нормами ст. 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении лиц.
Как следует из обстоятельств дела, находившееся в государственной собственности Республики Коми общежитие по адресу: ... передано в муниципальную собственность в ** ** **, ввиду утраты им при этом специального статуса, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие жилые помещения в нем, приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от ** ** ** № 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Суд полагает, что отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении помещения из состава специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя занимаемого жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
До решения вопроса о передаче специализированного жилого фонда из республиканской собственности в состав муниципального имущества спор о праве истца на занимаемую комнату в общежитии никем из заинтересованных лиц инициирован не был, и в настоящее время в отношении здания применяется иное законодательное регулирование.
При этом, сам по себе факт наличия у истицы права собственности на иное жилое помещение также не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в период после регистрации указанного права и до решения вопроса о передаче специализированного жилого фонда из республиканской собственности в состав муниципального имущества, спор о праве истца на занимаемую комнату в общежитии никем из заинтересованных лиц инициирован не был, и в настоящее время в отношении здания применяется иное законодательное регулирование. Кроме того, наличие в собственности иного жилого помещения после предоставления в установленном законом порядке для проживания на период работы жилого помещения в общежитии не отнесено жилищным законодательством к основаниям для расторжения или прекращения действий договора найма помещения в общежитии.
С учетом изложенного, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению требования истицы о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.09.2018 № 9/2374 в части отказа в заключении договора социального найма жилых помещений по адресу: ....
В целях восстановления нарушенного права истицы, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность заключить с истицей договор социального найма спорных жилых помещений на состав семьи с учетом Атаева Д.М.о., Атаева Э.Д.о., Атаевой М.Д. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд находит разумным.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Атаевой Л.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.09.2018 № 9/2374 в части отказа Атаевой Л.И. в заключении договора социального найма жилых помещений по адресу: ..., комн. 317, 322.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» заключить с Атаевой Л.И. с учетом Атаева Д.М.о., Атаева Э.Д., Атаевой М.Д. договор социального найма в отношении жилых помещений по адресу: ... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
...