УИД 38RS0031-01-2020-003201-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н.,
представителей административного истца Валуевой О.В., Иванилова Д.А.,
представителя административного ответчика Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Машкина А.Д.,
представителя заинтересованного лица Кузнецова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2295/2020 по административному иску Артемьева Максима Сергеевича к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2020 года № «О регистрации Барановского Константина Николаевича на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования»
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Артемьев М.С. обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, в котором просит: признать недействительным и отменить решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2020 года №№ «О регистрации Барановского Константина Николаевича на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования».
В обоснование заявленных административных требований Артемьев М.С. указал, что 10 июля 2020 года Иркутской территориальной избирательной комиссией было принято решение № «О регистрации Барановского Константина Николаевича кандидатом на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования».
15 июля 2020 года Иркутской территориальной избирательной комиссией было принято решение № «О регистрации Артемьева Максима Сергеевича кандидатом на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования».
Административный истец считает, что решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2020 года подлежит отмене, как незаконное и принятое с нарушением норм действующего законодательства. Полагает, что Иркутской районной территориальной избирательной комиссией необоснованно были признаны достоверными и действительными подписи избирателей, содержащиеся в папке ~~~, на листах номер ~~~, в связи с чем, решение избирательной комиссией было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 26-28 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Административный истец указывает, что рабочей группой были проигнорированы нарушения в отношении подписей на листах ~~~ с исправлениями неоговоренными избирателем, сборщиком.
На листе ~~~ - в ~~~ содержится явное и очевидное исправление в фамилии избирателя «~~~», имеется изменение первоначального содержания, выполненное способом дорисовки буквы «~~~» на букву «~~~». На листе ~~~ - в ~~~ содержится явное и очевидное исправление в имени избирателя «~~~», имеется изменение первоначального содержания, выполненное способом дорисовки буквы ~~~ на букву ~~~
На листе ~~~ - в ~~~ содержится явное и очевидное исправление в отчестве избирателя «~~~», имеется изменение первоначального содержания, выполненное способом дорисовки буквы «д».
Указанные выше подписи избирателей имеют очевидные исправления, в связи с чем соответствующие подписи избирателей, содержащиеся в названных подписных листах должны были быть признаны недействительными.
Рабочей группой были проигнорированы нарушения в отношении подписей на листах ~~~ с исправлениями в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, специально не оговоренные и с данными не соответствующими действительности.
На листах ~~~ - в удостоверительной надписи сборщика подписей Ч., в коде подразделения цифре ~~~ имеется изменение первоначального содержания, выполненное способом дорисовки, т.е, исправление специально не оговоренное сборщиком подписей (~~~ подписи избирателя на листе ~~~ подписи избирателя на листе ~~~).
На листе ~~~ в удостоверительной надписи сборщика подписей Ч. в адресе места жительства указаны данные не соответствующие действительности, а именно: наименование улицы - ..... Кроме этого, в коде подразделения, выдавшего паспорт имеется явное и очевидное исправление цифры «~~~» на цифру «~~~» (~~~ подписи избирателей).
На листах ~~~ - в удостоверительной надписи сборщика подписей Ч. в адресе места жительства указаны данные не соответствующие действительности, а именно: наименование улицы - .... (~~~ подписи на листе ~~~ и ~~~ подписи на листе ~~~).
Тогда как, на листах ~~~ в удостоверительной надписи сборщика подписей Ч. в адресе места жительства указана улица ...., которая проверена рабочей группой ТИК и соответствует информации указанной в ГАС «Выборы».
Таким образом, недействительными должны быть признаны ~~~ подписей в подписных листах ~~~, в связи с содержащимися неоговоренными исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и содержащие сведения, не соответствующие действительности о лице, осуществлявшем сбор подписи избирателей.
Кроме того, истец указывает, что на листе ~~~ в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
На листе ~~~ - в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
На листе ~~~ - в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
На листе ~~~ - в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
На листе ~~~ - в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
На листе ~~~ - в строке ~~~ Фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не собственноручно избирателями.
В судебное заседание административный истец Артемьев М.С. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Валуева О.В., действующая в судебном заседании на основании доверенности ~~~ от **/**/****, административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просила административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного истца Иванилов Д.А., действующий в судебном заседании на основании доверенности ~~~ от **/**/****, административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Машкин А.Д. в судебном заседании административные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения. Дополнительно указал, что у Иркутской районной территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для признания указанных административным истцом подписей избирателей недействительными. На заседании Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, проходившем 10 июля 2020 года, при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования Барановского К.Н., Иркутская районная территориальная избирательная комиссия приняла единственно возможное, законное решение, зарегистрировав Барановского К.Н. кандидатом на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования.
Заинтересованное лицо Барановский К.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Кузнецов Д.С., действующий в судебном заседании на основании доверенности ~~~ от **/**/**** возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая, что решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Барановского К.Н. на должность мэра Иркутского района законно.
В соответствии со статьей 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Артемьева М.С., заинтересованного лица Барановского К.Н.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом заключения старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований исходя из следующего.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав, провозглашенных в статье 32 Конституции, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Преамбулой данного федерального закона установлено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года).
Порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов в Иркутской области предусмотрен Законом Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ.
В соответствии со статьей 11 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования, если иное не установлено настоящим Законом.
Судом установлено, что Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 18 июля 2020 года № назначены выборы Мэра Иркутского районного муниципального образования на 13 сентября 2020 года.
**/**/**** Барановский К.Н. выразил свое согласие баллотироваться на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представив необходимые документы для регистрации, а также подписные листы избирателей в количестве ~~~ штук, сброшюрованные в ~~~ папки, всего ~~~ подписей.
Статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
На основании пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 13 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 1 статьи 56, части 9 статьи 58 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», с учетом общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской районной территориальной избирательной комиссией было принято решение от 19 июня 2020 года №, которым определено, что количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования составляет ~~~ подписей, или ~~~ процента от общего числа избирателей, зарегистрированных данного муниципального образования.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 24 июня 2020 года № установлено, что при проведении выборов Мэра Иркутского районного муниципального образования 13 сентября 2020 года проверке подлежит ~~~ процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата.
Согласно протоколу проведения случайной выборки (жребия) подписных листов была отобрана одна папка с подписями избирателей в количестве 100. Определено начать проверку подписных листов, представленных кандидатом на должность Барановским К.Н. с папки ~~~, листа ~~~, подписи ~~~, закончена папкой ~~~, листом ~~~, подписью ~~~
Рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения, правильности оформления документов, представленных кандидатами, и достоверности содержащихся в них сведений и подписей было установлено следующее:
Количество заявленных подписей избирателей ~~~
Количество представленных подписей избирателей ~~~
Количество проверенных подписей избирателей ~~~
Количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными ~~~
Количество достоверных подписей ~~~
После чего была составлена Ведомость проверки подписных листов, в которой зафиксировано ~~~ нарушение в представленных Барановским К.Н. подписных листах.
На заседании рабочей группы была выявлена неточность в адресе избирателя З. (папка ~~~, лист ~~~, строка ~~~ и на основании информации ГУ МВД России по Иркутской области, Отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» подпись признана недействительной.
Таким образом, в результате проверки подписных листов рабочей группой было признано недостоверными или недействительными 2 подписи.
10 июля 2020 года Иркутской территориальной избирательной комиссией было принято решение № «О регистрации Барановского Константина Николаевича кандидатом на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования».
Административный истец Артемьев М.С., обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указал, что Иркутской районной территориальной избирательной комиссией необоснованно были признаны достоверными и действительными подписи избирателей содержащиеся в папке ~~~ на листах номер ~~~
Порядок проверки подписных листов определен Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии российской федерации от 13 июня 2012 года №128/986-6.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа.
Основания для признания подписи, содержащейся в подписных листах недостоверной и недействительной предусмотрены положениями статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 61 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
В ходе судебного заседания судом в качестве свидетеля был допрошен эксперт ~~~ К., которая была привлечена для участия в работе Иркутской районной территориальной избирательной комиссии в целях проверки достоверности подписей в подписных лицах, представленных кандидатом Барановским К.Н. Свидетель К. суду пояснила, что при проведении проверки подписей в подписных листах, была признана недействительной одна подпись избирателя. Иные данные, содержащиеся в проверяемых подписных листах, у нее сомнений не вызвали. Свидетель К. указала, что на подписных листах ~~~ в персональных данных избирателей не имеется изменений первоначальных данных, дорисовка букв отсутствует. На листах ~~~ в цифре «3» при написании цифры произошел сброс красящего вещества, изменения отсутствуют. На листе ~~~ в указании цифры ~~~ (в указании кода подразделения) отсутствует исправление цифры ~~~ на цифру ~~~, имеет место соединительный элемент между цифрами ~~~ На листах ~~~ отсутствует указание улиц «....», «....» в данном случае имеет место особенность подчерка сборщика подписей, название улицы указано «....». На листах ~~~ фамилии, имя, отчество избирателей, дата внесения подписей внесены не одним лицом.
Суд, принимает показания свидетеля К. в качестве относимого и допустимого доказательства, в порядке положений статей 60, 61 КАС РФ. Кроме того, свидетель была предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307-308 УК РФ.
Доводы административного истца относительно неоговоренных исправлений, содержащихся на подписных листах (папка ~~~) лист ~~~ строка ~~~ в фамилии избирателя «~~~», на листе ~~~ в строке ~~~ в имени избирателя «~~~», на листе ~~~ в строке ~~~ в отчестве избирателя «~~~», суд находит несостоятельными. Суд, принимая во внимание показание свидетеля К., не усматривает исправлений в указанных данных, записи исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы.
Также суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца в части изменения первоначального содержания выполненного способом дорисовки цифры «~~~» на листах ~~~ (в указании кода подразделения) и исправления цифры «~~~» на цифру «~~~» (в указании кода подразделения), поскольку написание цифр выполнено четко и однозначно. Доводы административного истца опровергаются показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля К.
Коме того, суд приходит к выводу, что на листах ~~~ не содержатся недостоверные сведения в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, так как с учетом особенностей подчерка, однозначно читается ул. «....», а не ул. «....» и ул. «....», как указывает административный истец.
Доводы административного истца о том, что в подписных листах ~~~ фамилия, имя, отчество и дата внесения подписи внесены одним лицом, а не избирателем, также является необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, частью 3 статьи 60 Закона Иркутской области №116-ОЗ для проведения соответствующий проверок избирательная комиссия вправе образовать рабочие группы из числа своих членов, работников аппарата и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссаров, органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов.
Из разъяснений, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что проверке подписей избирателей Федеральный закон от 31 мая 20001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в российской Федерации не применяется».
Заключения привлеченных к проверке подписей в установленном порядке экспертов, изложенные в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Судом установлено, что к проверке подписных листов Барановского К.Н. был привлечен старший эксперт ~~~ К., которой были изучены все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранные для проверки, и на основании заключения, которого была признана недействительной только одна подпись избирателя (строка ~~~), иных замечаний от эксперта не поступало. Кроме того, в ходе судебного заседания свидетель К. также указала, что иные подписи и данные в подписных листах у нее сомнений не вызвали и не вызывают в настоящее время. На листах ~~~ фамилии, имя, отчество избирателей, дата внесения подписей внесены не одним лицом.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что подписные листы, содержащие подписи избирателей, в поддержку кандидата на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования Барановского К.Н. оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2020 года №№ «О регистрации Барановского Константина Николаевича на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования», суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, главой 24 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Артемьева Максима Сергеевича к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2020 года № «О регистрации Барановского Константина Николаевича на должность Мэра Иркутского районного муниципального образования» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Иркутский районный суд Иркутской области в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято **/**/****.
Судья Д.И. Столповская