Дело № 2-61/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61/2021 по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Группа компаний «Чистый город», третьи лица: Правительство Ростовской области, Администрация города Ростова-на-Дону, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, об обязании освободить земельный участок от складированных с нарушением законодательства отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Группа компаний «Чистый город» (далее – ООО «ГК «Чистый город») об обязании освободить земельный участок от складированных с нарушением законодательства отходов производства и потребления, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов об обращении с отходами производства и потребления при обеспечении ООО «ГК «Чистый город» сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов.
ООО «ГК «Чистый город» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОК (город Ростов-на-Дону, Мясниковский район) на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа, заключенного 29 марта 2018 г. с министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области сроком на 10 лет, как с единственным участником конкурсного отбора.
ООО «ГК «Чистый город» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видом деятельности: транспортирование отходов III, IV классов опасности (срок действия бессрочно), выданную Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, от 13 мая 2019 г. серии 034 № 7647-Т.
ООО «ГК «Чистый город» с 01 января 2019 г. использует площадку временного накопления отходов (далее - ПВН), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, для складирования на срок, не превышающий 11 месяцев. ООО «Чистый мир» по договору от 01 февраля 2019 г. оказывает услуги по ее содержанию и эксплуатации.
Земельный участок находится в муниципальной собственности и передан ООО «ГК «Чистый город» на основании договора от 26 июля 2018 г. № 8777/18 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08 апреля 2016 г. № 36584, ПВН состоит на учете как объект негативного воздействия III категории.
Проверкой установлено, что твердые коммунальные отходы, накопленные на ПВН объемом 5 982,92 тыс. куб.м., с ПВН не вывозились. ООО «ГК «Чистый город», ООО «Чистый мир» договоры со специализированными организациями на вывоз и размещение ТКО, накопленных на ПВН, не заключались.
Твердые коммунальные отходы на ПВН, накопленные региональным оператором в первом полугодии 2019 года объемом 2 350,21 тыс. куб.м., по состоянию на 01 июня 2020 г. складированы на срок свыше 11 месяцев (то есть с нарушением срока), фактически размещены (хранятся) без лицензии.
ПВН специализированным объектом хранения, захоронения отходов не является, в ГРОРО не внесена, допустимый срок накопления отходов без лицензии истек.
Данное накопление отходов с нарушением установленного срока нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции Российской Федерации, что подтверждается многочисленными обращениями жителей Советского района г.Ростова-на-Дону.
Неисполнение указанных требований закона подтверждается информациями предприятия на требования Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры и результатами рассмотрения внесенного генеральному директору предприятия представления об устранении нарушений закона.
Нарушенные права неопределенного круга лиц могут быть восстановлены посредством освобождения земельного участка с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га от накопленных на нем отходов производства и потребления путем их транспортирования на объекты обработки, обезвреживания, размещения отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
На основании изложенного, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «Группа компаний Чистый город» вывезти отходы производства и потребления, складированные на площадке временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Науменко И.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Онжюль Д.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, не возражала относительно удовлетворения исковых требований, однако просила определить срок выполнения работ на основании плана производства работ – 33 месяца, а также учесть срок оформления документации, который составляет 6 месяцев.
Представитель третьего лица Правительства Ростовской области Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, полагала, что требование в части вывоза отходов подлежит удовлетворению, вопрос об определении сроков исполнения решения суда оставила на усмотрение суда.
Третьи лица: Администрация города Ростова-на-Дону, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, - в судебное заседание уполномоченных представителей не направили, извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 9 и частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Судом установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов об обращении с отходами производства и потребления при обеспечении ООО «Группа компаний «Чистый город» сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (далее – МЭОК) от 29 марта 2018 г., заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «Группа компаний «Чистый город» сроком на 10 лет, ООО «ГК «Чистый город» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОК (город Ростов-на-Дону, Мясниковский район). Региональный оператор приступил к работе 01 января 2019 г.
ООО «ГК «Чистый город» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видом деятельности: транспортирование отходов III, IV классов опасности (срок действия бессрочно), выданную Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, от 13 мая 2019 г. серии 034 № 7647-Т. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 указанного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях исполнения указанных функций 08 апреля 2016 г. между Департаментом имущественно-земельных отношений г Ростова-на-Дону и АО «Чистый город» заключен договор аренды № 36584 земельного участка, общей площадью 4,9 га, имеющий адресный ориентир: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Советский район, Северо-Западная промзона, продолжение пер. 1-й Машиностроительный, с кадастровым номером 61:44:0070108:5, для использования в целях размещения полигонов твердых отходов производства и потребления.
26 июля 2018 г. по договору № 8777/11 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка права арендатора переданы ООО «Группа компаний «Чистый город».
Начиная с 01 января 2019 г. ООО «ГК «Чистый город» использует площадку временного накопления отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, для складирования на срок, не превышающий 11 месяцев. ООО «Чистый мир» по договору от 01 февраля 2019 г. оказывает услуги по содержанию и эксплуатации площадки временного накопления отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в числе иного, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет по размещению отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены понятия: «размещение отходов» - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, накопление отходов сроком свыше одиннадцати месяцев в отсутствие специализированного объекта хранения отходов недопустимо.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что твердые коммунальные отходы, накопленные на ПВН объемом 5 982,92 тыс. куб.м., с ПВН не вывозились. ООО «ГК «Чистый город», ООО «Чистый мир» договоры со специализированными организациями на вывоз и размещение ТКО, накопленных на ПВН, не заключались.
Твердые коммунальные отходы на ПВН, накопленные региональным оператором, складированы на срок свыше одиннадцати месяцев (то есть с нарушением срока), фактически размещены (хранятся) без лицензии. Несмотря на истечение одиннадцатимесячного срока, данная площадка продолжает использоваться по назначению.
ПВН специализированным объектом хранения, захоронения отходов не является, в ГРОРО не внесена, допустимый срок накопления отходов без лицензии истек.
Данное накопление отходов с нарушением установленного срока нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции Российской Федерации
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав, в частности, отнесены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, а также иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства по правилам вышеуказанной нормы права, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ООО «ГК «Чистый город» установленного допустимого срока накопления отходов и полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора об обязании ООО «ГК «Чистый город» вывезти отходы производства и потребления, складированные на площадке временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Определяя срок транспортировки отходов производства и потребления, суд приходит к следующему.
В целях разработки организационных и технологических параметров вывоза накопленных отходов с площадки временного накопления отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, ООО «ГК «Чистый город» обратилось к ООО «Эксперт-экопроект» с заданием на разработку проектной документации.
Согласно проекту производства работ № 0501/21-ППР, выполненному экспертами ООО «Эксперт-экопроект» в соответствии с заданием на проектирование, продолжительность основного периода работ по вывозу накопленных твердых коммунальных отходов с объекта «Площадка временного накопления отходов в г. Ростов-на-Дону» на «Мясниковский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс» составляет 3 года (36 месяцев). Продолжительность подготовительного периода составляет 1 месяц. Общая продолжительность производства работ по вывозу накопленных работ составляет 37 месяцев (23-й раздел проекта).
Как следует из письма генерального директора ООО «Эксперт-экопроект» от 04 марта 2021 г. № 76, в ходе проектирования проекта производства работ по вывозу накопленных твердых отходов с объекта «Площадка временного накопления отходов в г. Ростов-на-Дону» в разделе 23 «Обоснование принятой продолжительности производства работ» допущена неточность в указании срока выполнения работ. В настоящее время данная ошибка откорректирована, срок производства работ приведен в соответствие с расчетным показателем и составляет 2 года и 9 месяцев (33 месяца).
Согласно письму исполняющего обязанности начальника отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия, действующей редакцией территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области передача отходов с площадки временного накопления, расположенной в Северо-Западной промзоне г. Ростова-на-Дону, на другие объекты размещения отходов не предусмотрена.
Ответчик выступает инвестором по созданию опорного объекта для зоны Мясниковского МЭОК, включающего объекты по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов на земельном участке общей площадью 98 га, по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, Недвиговское сельское поселение, 2,8 км западной окраины х. Веселый (кадастровый номер 61:25:0600801:371).
В настоящее время все строительно-монтажные работы по строительству 1, 2 этапов строительства Мясниковского МЭОК завершены в полном объеме, Ростехнадзором осуществляется проверка законченного строительством объекта.
Таким образом, только после получения разрешения на строительство возможен ввод объекта в эксплуатацию.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П, от 09 июля 2020 г. № 34-П).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об установлении срока вывоза отходов производства и потребления - 39 месяцев, поскольку полагает, что данный срок в полной мере будет соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61:44:0070108:5, ░░░░░░░░ 4,9 ░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 39 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2021 ░.