РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года г.Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,
при секретаре Масюк С.М.,
с участием помощника прокурора Фрунзенского района г.Иваново ФИО6,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Фрунзенского района г.Иваново в интересах Российской Федерации к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Прокурор Фрунзенского района г.Иваново обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2, будучи в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» официально признанная безработной, скрыла от ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» факт своего трудоустройства, в связи с чем, получила неосновательное обогащение в качестве пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62718 руб.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО2, ее представитель с иском не согласились. Указали, что ФИО2, являясь руководителем ООО «РЕСУРС», доход не получала, поскольку организация деятельность не вела.
Представитель третьего лица ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» возражений против удовлетворения требований не представила. Представила письменную позицию по заявленным требованиям.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 дистанционно обратилась за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и назначением пособия по безработице в ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости».
Приказом ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик была признана безработной в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
На основании приказа ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику ФИО2 установлена выплата пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующем порядке: в размере <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в размере <данные изъяты> руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в размере <данные изъяты> руб., доплата на детей <данные изъяты> руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в размере <данные изъяты> руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 снята с регистрационного учета в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением, что на момент обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и в период получения пособия ФИО2 являлась директором <данные изъяты>
Согласно справке ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № сумма выплаченного ФИО2 пособия составила <данные изъяты> руб.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» предложило ответчику ФИО2 в добровольном порядке погасить переплаченную сумму социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако до настоящего времени ФИО2 полученная сумма социальной выплаты на расчётный счёт ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» не поступила.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации».
В ст. 2 указанного Закона перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам закон, в частности, относит: работающих по трудовому договору, в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона); выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 этого же Закона.
Так, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным всвязис ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст.3Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнемунеосновательноприобретенное или сбереженное имущество (неосновательноеобогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось линеосновательноеобогащениерезультатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
В силу п.п. 3 и 4 ст.1109Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качественеосновательногообогащениязаработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество являетсянеосновательнымобогащениеми подлежит возврату, в том числе, когда такоеобогащениеявляется результатом поведения самого потерпевшего.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО7», положения абз.10 ст.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» признано не противоречащей Конституции Российской Федерации.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участием в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.
Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.
При этом, право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых.
Следовательно, федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать, вопреки доводам ответчика, факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными, и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также иными лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ, ответчик ФИО2 являлась руководителем (директором) и единственным участником <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует, с учетом приведенных выше норм материального права, о получении ответчиком дохода от деятельности ООО в период обращения за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и в период выплаты пособия (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 при обращении в ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и получении пособия по безработице правовых оснований для получения мер социальной поддержки не имела. Доказательств обратного суду в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку взысканная судом сумма ранее удержана с ФИО2 на основании заочного решения суда, оснований для выдачи исполнительного листа не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход городского округа г. Иваново подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
исковое заявление прокурора Фрунзенского района г.Иваново удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» выплаченную сумму пособия по безработице в размере 62718 руб.
Исполнительный лист на взысканную сумму пособия выдаче не подлежит.
Взыскать с ФИО2 в доход городского округа Иваново издержки по уплате госпошлины в размере 2081, 54 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение месяца с даты принятия в окончательной форме.
Судья Козина Ю.Н.
Решение в окончательной форме принято 15.07.2024