Решение по делу № 33-3485/2024 от 10.07.2024

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-3485/2024

Судья Кудрявцева И.А.

Дело № 2-37/2024

УИД 21RS0025-01-2022-001994-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Молоковой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании возникшим права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Васильева Л.В. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОСФР по Чувашской Республике) о признании решений пенсионного органа от 09.12.2021 (с учетом решения от 29.11.2022), от 19.06.2023, от 19.06.2023, от 17.01.2024, незаконными, возложении обязанности по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы:

- с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»;

- с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»;

- с 17.10.2021 по 19.10.2021 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка);

- признании возникшим права на досрочную страховую пенсию по старости с 03.01.2021;

- назначении пенсии с момента возникновения права на нее.

Исковые требования мотивированы тем, что решениями ОСФР по Чувашской Республике от 09.12.2021 (с учетом решений от 29.11.2022 и от 19.06.2023), от 19.06.2023, от 17.01.2024 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды работы. С решениями ответчика истец не согласна, поскольку непредставление соответствующих сведений в пенсионные органы или ошибка руководителя в предоставлении сведений без кода педагогической деятельности не должны повлечь для истца негативных последствий, 25 лет педагогической деятельности выработано ею 03.01.2021, право на назначение пенсии возникнет через 36 месяцев после выработки 25 лет специального стажа.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Васильева Л.В., ее представитель Кручинина А.В., извещенные надлежащим образом, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали.

Ответчик ОСФР по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявления требования истца не признал, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третьи лица - МБДОУ «Детский сад № 118 Колосок» г. Чебоксары, МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» г. Чебоксары, администрация Чебоксарского района, архив администрации Чебоксарского района, ООО «Сад», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года постановлено о признании незаконными решения государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 09.12.2021 с изменением от 29.11.2022 , Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 19.06.2023 , от 19.06.2023 , от 17.01.2024 в части не включения в специальный стаж Васильевой Л.В. периодов работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка). На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии возложена обязанность зачесть Васильевой Л.В. в специальный педагогический стаж в календарном исчислении периоды работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка) и назначить Васильевой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.03.2022. Также постановлено о признании возникшим у Васильевой Л.В. права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 10.03.2022. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу Васильевой Л.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении исковых требований Васильевой Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в части признания возникшим у Васильевой Л.В. права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 03.01.2021 отказано.

С указанным решением суда не согласился ответчик ОСФР по Чувашской Республике, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды работы с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 10.03.2022. Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, автор жалобы указывает, что в спорные периоды с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 истец работала в сельскохозяйственном производственном кооперативе (в настоящее время ООО) «Сад», не относящимся к учреждениям. Сельскохозяйственные производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 №781, не поименованы, и не могут быть отнесены к учреждениям, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Отмечает, что спорные периоды работы, которые суд обязал включить в педагогический стаж Васильевой Л.В., имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (30.11.1997), соответственно их особый (льготный) характер работы подлежит подтверждению выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Однако индивидуальные сведения за спорные периоды работы истца представлены работодателем без указания льготных условий труда. Считает, что при рассмотрении данного дела суд был не вправе оценивать правильность сведений персонифицированного учета, так данный вопрос не являлся предметом рассмотрения, оценка условий труда является прерогативой работодателя, который в настоящее время не ликвидирован. Иных документов, подтверждающих льготный характер работы истца, в материалах дела не имеется.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Васильеву Л.В. и ее представителя Кручинину А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ОСФР по Чувашской Республике от 09.12.2021 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Фактическая продолжительность специального стажа определена в 21 год 25 дней. В специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», поскольку представленными документами не подтверждается выполнение работы в объеме одной ставки в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 г.; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода педагогической деятельности.

Решением ответчика от 29.11.2022 о внесении изменений в решение от 09.12.2021 в специальный стаж Васильевой Л.В. не включен период работы с 10.06.1994 по 25.07.1994 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», поскольку представленными документами не подтверждается выполнение работы в объеме одной ставки в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002. Периоды работы с 26.07.1994 по 18.05.1995 г., с 03.09.1996 по 29.11.1997 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» включены в специальный стаж. Фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 11 дней.

Решением пенсионного органа от 19.01.2023 о внесении изменений в решение от 09.12.2021 фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 11 дней.

Решением ОСФР по Чувашской Республике от 19.06.2023 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, фактическая продолжительность специального стажа определена в 23 года 10 месяцев 25 дней. При этом в специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальными сведениями не подтверждается выполнение педагогической деятельности; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – период нахождения на курсах повышения квалификации в связи с отсутствием подтверждения сохранения рабочего места и среднего заработка в соответствии с п. 5 Правил № 516.

Решением ответчика от 19.06.2023 в решение от 29.11.2022 внесено изменение, пункт 1 раздела «Периоды работы, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим причинам» изложен в следующей редакции: «С 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) – в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, фактическая продолжительность специального стажа определена в 21 год 11 месяцев 21 день.

Решением пенсионного органа от 17.01.2024 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 8 месяцев 3 дня. При этом в специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальными сведениями не подтверждается выполнение педагогической деятельности; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – период нахождения на курсах повышения квалификации в связи с отсутствием подтверждения сохранения рабочего места и среднего заработка в соответствии с п. 5 Правил № 516.

Разрешая заявленный спор и включая в специальный стаж истца периоды работы с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», суд пришел к выводу том, что совокупность представленных по делу доказательств опровергает достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного выше федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Аналогичные положения предусмотрены Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 года N 677, а также Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 года N 119, действовавшими в спорный период.

Согласно Временному положению о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119, данное положение распространялось на все типы дошкольных учреждений, учреждаемых местными Советами народных депутатов, дошкольные учреждения государственных предприятий, организаций, учреждений и колхозов, расположенных на территории РСФСР.

В соответствии с п. 4 Временного положения, дошкольное учреждение обеспечивало уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являлись: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Согласно п. 8 Временного положения, дошкольное учреждение создавалось решением местных Советов народных депутатов или решением предприятий, учреждений, организаций и колхозов (учредителей дошкольного учреждения) с последующей регистрацией местными Советами народных депутатов, на территории которых открывается дошкольное учреждение.

В разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, детские сады указаны как разновидность детских дошкольных учреждений. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанным Списком предоставлено педагогическим работникам осуществляющим деятельность в любом детском дошкольном учреждении всех типов.

Из указанных правовых норм следует, что на момент осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, законодательством была предусмотрена возможность образования на базе предприятий самостоятельных детских дошкольных учреждений (ДДУ), осуществляющих воспитание и обучение детей в возрасте до 7 лет.

Согласно представленным в дело доказательствам, детский сад №16 образованный при СХ ППК «Сад» в период работы истца осуществлял функции детского сада, что подтверждается представленными приказом о приеме истца на работу, расчетными листами, в которых указано наименование учреждения - детский сад.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для зачета в качестве педагогической деятельности периодов работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», исходя из того, что в указанный период истец выполняла работу в должности музыкального руководителя и в учреждении, предусмотренном соответствующими списками для целей пенсионного обеспечения, поскольку фактически детский сад № 16 являлся структурным подразделением Сельскохозяйственного Производственного предприятия кооператива «Сад».

Кроме того, согласно представленным ответчиком пенсионным делам на ФИО1., ФИО2., ФИО3, ФИО4., также осуществлявших работу в качестве педагогов в детском саду СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», периоды их работы в данном учреждении в бесспорном порядке включены Пенсионным органом в их специальный страховой стаж.

Доводы жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» и с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок» в ее специальный стаж, ввиду отсутствия сведений подтверждающих их особый (льготный) характер работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, исходя из следующего.

Так, из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком в периоды работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» и с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», она в отпусках без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком и т.д., не находилась, в спорные периоды работы ей начислялась заработная плата в объеме полной рабочей ставки, что подтверждается личной карточкой и расчетными листами.

Таким образом, отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего льготный характер работы, не может являться основанием для отказа во включении истцу в специальный страховой стаж оспариваемых периодов. Факт выполнения истцом работы в особых условиях труда подтвержден трудовой книжкой, справками работодателя. Обязанность правильно заполнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц лежит на работодателе, так же как и обязанность уплачивать за работника страховые взносы. Допущенные в этой части нарушения не должны ограничивать пенсионные права гражданина и нести для него негативные последствия при назначении пенсии.

Согласно справке ОСФР по Чувашской Республике от 28.05.2024г. (т.2 л.д.206) при включении в специальный стаж Васильевой Л.В. периодов работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.2000 по 13.03.2000 право на пенсию у истца возникнет с 29.06.2021 г.

В связи с включением судом первой инстанции дополнительно в специальный стаж истца периода работы с 01.01.1999 по 19.10.1999, суд правомерно назначил Васильевой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (2020 год – 1 год и 6 месяцев), с 10.03.2022.

Доводов в части несогласия с решением суда в указанной части апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2024 года.

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-3485/2024

Судья Кудрявцева И.А.

Дело № 2-37/2024

УИД 21RS0025-01-2022-001994-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Молоковой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании возникшим права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Васильева Л.В. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОСФР по Чувашской Республике) о признании решений пенсионного органа от 09.12.2021 (с учетом решения от 29.11.2022), от 19.06.2023, от 19.06.2023, от 17.01.2024, незаконными, возложении обязанности по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы:

- с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»;

- с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»;

- с 17.10.2021 по 19.10.2021 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка);

- признании возникшим права на досрочную страховую пенсию по старости с 03.01.2021;

- назначении пенсии с момента возникновения права на нее.

Исковые требования мотивированы тем, что решениями ОСФР по Чувашской Республике от 09.12.2021 (с учетом решений от 29.11.2022 и от 19.06.2023), от 19.06.2023, от 17.01.2024 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды работы. С решениями ответчика истец не согласна, поскольку непредставление соответствующих сведений в пенсионные органы или ошибка руководителя в предоставлении сведений без кода педагогической деятельности не должны повлечь для истца негативных последствий, 25 лет педагогической деятельности выработано ею 03.01.2021, право на назначение пенсии возникнет через 36 месяцев после выработки 25 лет специального стажа.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Васильева Л.В., ее представитель Кручинина А.В., извещенные надлежащим образом, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали.

Ответчик ОСФР по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявления требования истца не признал, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третьи лица - МБДОУ «Детский сад № 118 Колосок» г. Чебоксары, МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» г. Чебоксары, администрация Чебоксарского района, архив администрации Чебоксарского района, ООО «Сад», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года постановлено о признании незаконными решения государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 09.12.2021 с изменением от 29.11.2022 , Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 19.06.2023 , от 19.06.2023 , от 17.01.2024 в части не включения в специальный стаж Васильевой Л.В. периодов работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка). На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии возложена обязанность зачесть Васильевой Л.В. в специальный педагогический стаж в календарном исчислении периоды работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 128 «Василек» (служебная командировка) и назначить Васильевой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.03.2022. Также постановлено о признании возникшим у Васильевой Л.В. права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 10.03.2022. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу Васильевой Л.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении исковых требований Васильевой Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в части признания возникшим у Васильевой Л.В. права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 03.01.2021 отказано.

С указанным решением суда не согласился ответчик ОСФР по Чувашской Республике, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды работы с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок»; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 10.03.2022. Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, автор жалобы указывает, что в спорные периоды с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 истец работала в сельскохозяйственном производственном кооперативе (в настоящее время ООО) «Сад», не относящимся к учреждениям. Сельскохозяйственные производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 №781, не поименованы, и не могут быть отнесены к учреждениям, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Отмечает, что спорные периоды работы, которые суд обязал включить в педагогический стаж Васильевой Л.В., имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (30.11.1997), соответственно их особый (льготный) характер работы подлежит подтверждению выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Однако индивидуальные сведения за спорные периоды работы истца представлены работодателем без указания льготных условий труда. Считает, что при рассмотрении данного дела суд был не вправе оценивать правильность сведений персонифицированного учета, так данный вопрос не являлся предметом рассмотрения, оценка условий труда является прерогативой работодателя, который в настоящее время не ликвидирован. Иных документов, подтверждающих льготный характер работы истца, в материалах дела не имеется.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Васильеву Л.В. и ее представителя Кручинину А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ОСФР по Чувашской Республике от 09.12.2021 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Фактическая продолжительность специального стажа определена в 21 год 25 дней. В специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», поскольку представленными документами не подтверждается выполнение работы в объеме одной ставки в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 г.; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода педагогической деятельности.

Решением ответчика от 29.11.2022 о внесении изменений в решение от 09.12.2021 в специальный стаж Васильевой Л.В. не включен период работы с 10.06.1994 по 25.07.1994 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», поскольку представленными документами не подтверждается выполнение работы в объеме одной ставки в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002. Периоды работы с 26.07.1994 по 18.05.1995 г., с 03.09.1996 по 29.11.1997 в должности музыкального руководителя в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» включены в специальный стаж. Фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 11 дней.

Решением пенсионного органа от 19.01.2023 о внесении изменений в решение от 09.12.2021 фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 11 дней.

Решением ОСФР по Чувашской Республике от 19.06.2023 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, фактическая продолжительность специального стажа определена в 23 года 10 месяцев 25 дней. При этом в специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальными сведениями не подтверждается выполнение педагогической деятельности; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – период нахождения на курсах повышения квалификации в связи с отсутствием подтверждения сохранения рабочего места и среднего заработка в соответствии с п. 5 Правил № 516.

Решением ответчика от 19.06.2023 в решение от 29.11.2022 внесено изменение, пункт 1 раздела «Периоды работы, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим причинам» изложен в следующей редакции: «С 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) – в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, фактическая продолжительность специального стажа определена в 21 год 11 месяцев 21 день.

Решением пенсионного органа от 17.01.2024 Васильевой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, фактическая продолжительность специального стажа определена в 24 года 8 месяцев 3 дня. При этом в специальный стаж не включен период работы с 10.06.1994 по 19.10.1999 (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1995 по 02.09.1996) в должности музыкального руководителя в СХ ППК «Сад», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 01.01.2000 по 13.03.2000 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», поскольку работодателем индивидуальными сведениями не подтверждается выполнение педагогической деятельности; с 17.10.2021 по 19.10.2021 – период нахождения на курсах повышения квалификации в связи с отсутствием подтверждения сохранения рабочего места и среднего заработка в соответствии с п. 5 Правил № 516.

Разрешая заявленный спор и включая в специальный стаж истца периоды работы с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад»; с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», суд пришел к выводу том, что совокупность представленных по делу доказательств опровергает достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного выше федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Аналогичные положения предусмотрены Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 года N 677, а также Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 года N 119, действовавшими в спорный период.

Согласно Временному положению о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119, данное положение распространялось на все типы дошкольных учреждений, учреждаемых местными Советами народных депутатов, дошкольные учреждения государственных предприятий, организаций, учреждений и колхозов, расположенных на территории РСФСР.

В соответствии с п. 4 Временного положения, дошкольное учреждение обеспечивало уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являлись: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Согласно п. 8 Временного положения, дошкольное учреждение создавалось решением местных Советов народных депутатов или решением предприятий, учреждений, организаций и колхозов (учредителей дошкольного учреждения) с последующей регистрацией местными Советами народных депутатов, на территории которых открывается дошкольное учреждение.

В разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, детские сады указаны как разновидность детских дошкольных учреждений. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанным Списком предоставлено педагогическим работникам осуществляющим деятельность в любом детском дошкольном учреждении всех типов.

Из указанных правовых норм следует, что на момент осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, законодательством была предусмотрена возможность образования на базе предприятий самостоятельных детских дошкольных учреждений (ДДУ), осуществляющих воспитание и обучение детей в возрасте до 7 лет.

Согласно представленным в дело доказательствам, детский сад №16 образованный при СХ ППК «Сад» в период работы истца осуществлял функции детского сада, что подтверждается представленными приказом о приеме истца на работу, расчетными листами, в которых указано наименование учреждения - детский сад.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для зачета в качестве педагогической деятельности периодов работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 – музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», исходя из того, что в указанный период истец выполняла работу в должности музыкального руководителя и в учреждении, предусмотренном соответствующими списками для целей пенсионного обеспечения, поскольку фактически детский сад № 16 являлся структурным подразделением Сельскохозяйственного Производственного предприятия кооператива «Сад».

Кроме того, согласно представленным ответчиком пенсионным делам на ФИО1., ФИО2., ФИО3, ФИО4., также осуществлявших работу в качестве педагогов в детском саду СХ Производственного предприятия кооператива «Сад», периоды их работы в данном учреждении в бесспорном порядке включены Пенсионным органом в их специальный страховой стаж.

Доводы жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» и с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок» в ее специальный стаж, ввиду отсутствия сведений подтверждающих их особый (льготный) характер работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, исходя из следующего.

Так, из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком в периоды работы истца с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.1999 по 19.10.1999 музыкальным руководителем в детском саду № 16 СХ Производственного предприятия кооператива «Сад» и с 01.01.2000 по 13.03.2000 музыкальным руководителем в МБДОУ «Детский сад № 118 «Колосок», она в отпусках без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком и т.д., не находилась, в спорные периоды работы ей начислялась заработная плата в объеме полной рабочей ставки, что подтверждается личной карточкой и расчетными листами.

Таким образом, отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего льготный характер работы, не может являться основанием для отказа во включении истцу в специальный страховой стаж оспариваемых периодов. Факт выполнения истцом работы в особых условиях труда подтвержден трудовой книжкой, справками работодателя. Обязанность правильно заполнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц лежит на работодателе, так же как и обязанность уплачивать за работника страховые взносы. Допущенные в этой части нарушения не должны ограничивать пенсионные права гражданина и нести для него негативные последствия при назначении пенсии.

Согласно справке ОСФР по Чувашской Республике от 28.05.2024г. (т.2 л.д.206) при включении в специальный стаж Васильевой Л.В. периодов работы: с 10.06.1994 по 18.05.1995, с 02.09.1996 по 04.01.1998, с 01.01.2000 по 13.03.2000 право на пенсию у истца возникнет с 29.06.2021 г.

В связи с включением судом первой инстанции дополнительно в специальный стаж истца периода работы с 01.01.1999 по 19.10.1999, суд правомерно назначил Васильевой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (2020 год – 1 год и 6 месяцев), с 10.03.2022.

Доводов в части несогласия с решением суда в указанной части апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2024 года.

33-3485/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Любовь Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии
Другие
МБДОУ «Детский сад №128» Василек г. Чебоксары
архив Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
МБДОУ «Детский сад №118» Колосок г.Чебоксары
ООО Сад
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Кручинина Анастасия Вячеславовна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
10.07.2024Передача дела судье
26.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Передано в экспедицию
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее