г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2024-007220-64
Дело№ 2-5950/2024 (№33-5875/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 12 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2024 года, которым постановлено:
требования ФИО1 (...) к ОСФР по Республике Коми (...) об обязании установить фиксированную выплату к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности - оставить без удовлетворения,
заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения истца ФИО1 и представителя ответчика ОСФР по Республике Коми Фроловой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми об обязании установить фиксированную выплату к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. В обоснование требований указал, что 08.12.2023 обращался к ответчику с заявлением о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с тем, что в период с 23.10.2020 он прекратил осуществление работы в качестве арбитражного управляющего и возобновил работу с 06.04.2021. Решением ответчика от 15.12.2023 и письмом от 18.01.2024 в выплате ему было отказано, в связи с тем, что он, как член СРО арбитражных управляющих, не был исключен из числа ее членов. С данными доводами он не согласен. Наличие членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих является разрешением на деятельность в качестве арбитражного управляющего и возможности быть утвержденным арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. В его случае, он мог выполнять работу в качестве арбитражного управляющего и прекратить данную деятельность после вынесения соответствующего решения арбитражного суда.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представители ответчика с требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не верно применены нормы материального права.
В суде апелляционной инстанции истец на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 5).
По смыслу приведённой нормы, основанием для индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии является прекращение осуществления пенсионером деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ арбитражные управляющие являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.
По смыслу части 5 статьи 430, части 5 статьи 432 НК РФ плательщики страховых взносов, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе арбитражные управляющие управляющие), осуществляют уплату страховых взносов до прекращения соответствующей деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 83 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями части 4.1 статьи 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Из взаимосвязанных положений части 5 статьи 83, части 2 статьи 84 НК РФ следует, что снятие арбитражного управляющего с налогового учёта осуществляется налоговым органом на основании сведений, предоставленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти о прекращении членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с 28.01.2004 является получателем страховой пенсии по старости.
08.12.2023 истец обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о перерасчете размера пенсии – индексации пенсии в связи с прекращением трудовой деятельности.
Решением ОСФР по Республике Коми от 15.12.2023 истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, необходимых для перерасчета.
Разрешая спор, суд руководствовался приведёнными выше нормами права и пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку перерыв в осуществлении деятельности арбитражного управляющего, как на то ссылается истец, не является основанием для признания права на индексацию фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает, так как из приведённого правового регулирования следует, что период, за который плательщик обязан к уплате страховых взносов, в силу статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», признаётся периодом осуществления профессиональной деятельности, независимо от фактического выполнения таким плательщиком своих профессиональных обязанностей.
По информации Управления Росреестра по Республике Коми ФИО1 зарегистрирован в Ассоциации «...» с 03.08.2004 и по настоящее время. Сведениями о подаче ФИО1 заявления о приостановлении либо о прекращении деятельности в качестве арбитражного управляющего в период с 23.10.2020 по 06.04.2021 Управление Росреестра по Республике Коми не располагает. Истец не оспаривал, что после 06.04.2021 он осуществлял деятельность арбитражного управляющего, что свидетельствует о том, что его членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих не прекращалось. Указанные обстоятельства подтверждаются и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета о работе истца в качестве арбитражного управляющего, в которых значатся периоды его работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Таким образом, в период с 23.10.2020 по 06.04.2021 истец являлся обязанным к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и соответственно, признавался лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, вследствие чего не имел права на индексацию фиксированной выплаты к страховой пенсии в порядке статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы истца о неосуществлении фактической деятельности арбитражного управляющего в период с 23.10.2020 по 06.04.2021 основаны на ошибочном толковании норм права и отмену решения суда не влекут.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора юридически значимые обстоятельства установлены судом верно, нормы материального права применены правильно, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 16 сентября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: