66OS0000-01-2020-000198-78 Дело № 3а-311/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 19 октября 2020 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Икрянниковой М.О.,
с участием представителей:
административного истца и заинтересованных лиц (Лебедева Анатолия Владимировича и садоводческого некоммерческого товарищества «Посёлок Лебедево») – Камышана Никиты Викторовича,
административного ответчика (Правительства Свердловской области) – Григорьева Всеволода Владимировича,
заинтересованного лица Бердникова Дмитрия Владимировича – Казакова Дмитрия Владимировича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ячменёва Александра Ефимовича об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 29 апреля 2020 года направлено названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на имеющийся отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровые стоимости обозначенных земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, в связи с чем, просит установить кадастровые стоимости равными рыночным.
Правительство Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (административные ответчики), а также заинтересованные лица – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, садоводческое некоммерческое товарищество «Посёлок Лебедево», Лебедев Анатолий Владимирович и Бердников Дмитрий Владимирович никаких возражений против установления кадастровых стоимостей земельных участков равными их рыночным стоимостям не сообщили.
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (административный ответчик), а также заинтересованное лицо – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП утверждён средний уровень кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам Свердловской области. Строка 34 таблицы 2 устанавливает для городского округа Верхняя Пышма удельный показатель кадастровой стоимости дачных объединений в размере 464 руб. 24 коп.
На основании и с использованием положений обозначенного нормативного правового акта, а также указанного значения кадастровой стоимости, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области актами определения кадастровой стоимости рассчитывались кадастровые стоимости рассматриваемых земельных участков по состоянию на 18 и 19 марта 2013 года.
В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> рассчитана и установлена по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 1679317 руб. 92 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> установлена по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 1092273 руб. 12 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> установлена по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 413704 руб. 80 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> установлена по состоянию на 19 марта 2013 года в размере 95752553 руб. 76 коп.
На момент рассмотрения данного административного дела, обозначенные земельные участки принадлежат на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) административному истцу и Лебедеву Анатолию Владимировичу; записи регистрации в ЕГРН от 27 ноября 2019 года.
Полагая, что такие кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административный истец ссылается в обоснование своих требований на отчёт об определении рыночной стоимости, в котором указано, что, по мнению оценщика, по состоянию на даты оценки, вероятные рыночные стоимости земельных участков составляли:
– с кадастровым номером <№> – 581000 руб.;
– с кадастровым номером <№> – 378000 руб.;
– с кадастровым номером <№> – 143000 руб.;
– с кадастровым номером <№> – 8907000 руб.
Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровых стоимостей данных земельных участков.
При подготовке к судебному заседанию от административного истца поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для достоверного определения рыночных стоимостей; предложена кандидатура эксперта.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Определением суда от 16 июля 2020 года по рассматриваемому делу с целью установления действительных рыночных стоимостей была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночных стоимостей.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 01 сентября 2020 года поступило заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночные стоимости земельных участков составляли:
– с кадастровым номером <№> – 632142 руб. по состоянию на 18 марта 2013 года;
– с кадастровым номером <№> – 632142 руб. по состоянию на 18 марта 2013 года;
– с кадастровым номером <№> – 632142 руб. по состоянию на 18 марта 2013 года;
– с кадастровым номером <№> – 11393195 руб. по состоянию на 19 марта 2013 года.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночных стоимостях оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночных стоимостей с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в экспертном заключении.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и по результатам проведённой экспертизы нашла своё подтверждение надлежащим доказательством рыночная стоимость вышеназванных земельных участков; именно в таких размерах, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости рассмотренных объектов.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ячменёва Александра Ефимовича об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 632142 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 632142 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2013 года в размере 632142 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2013 года в размере 11393195 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 29 апреля 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 28 октября 2020 года.
Судья |
М.В. Старков |