Каякентский районный суд РД
Судья Магомедов А.Ю.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2018 г. по делу N 33а-1306, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.,
судей – Хираева Ш.М., Гомленко Н.К.
при секретаре – Абакаровой Р.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе ОМВД России по Каякентскому району на решение Каякентского районного суда от 18 декабря 2017 года по делу по заявлению прокурора Каякентского района к ОМВД России по Каякентскому району о признании незаконными действий, выразившихся в перекрытии транспортного сквозного движения в сел. Новокаякент, в районе здания отдела МВД России по Каякентскому району, путем установки на проезжей части 4 шлагбаумов, будки охраны и противотаранного устройства, признании незаконным бездействия администрации МО «сельсовет Новокаякентский» в устранении незаконного ограничения движения автотранспорта в районе здания ОМВД России по Каякентскому району, возложения обязанности демонтировать незаконно установленные препятствия 4 шлагбаума, будку охраны, противотаранное устройство и все их конструктивные элементы, преграждающих свободное движение транспортных средств и пешеходов по улице Хизриева, в районе здания ОМВД России по Каякентскому району,
установила:
Прокурор Каякентского района обратился в суд с вышеназванными требованиями, указав, что прокуратурой района в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в МО СП «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района проведена проверка соблюдения действующего земельного законодательства, а также законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части обеспечения свободного проезда по внутрисельским дорогам, в ходе которой выявлены грубые нарушения указанного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в с. Новокаякент, Каякентского района, в районе здания ОМВД России по Каякентскому району (далее - ОМВД), расположенного по адресу: И. Хизриева, 21, с двух сторон полностью перекрыто транспортное сквозное движение путем установки ОМВД на проезжей части 4 шлагбаумов, будки охраны и противотаранного устройства (далее - Препятствий), то есть введено незаконное ограничение движения автотранспорта, в том числе автомобилей специального назначения.
При этом, никаких законных оснований для ограничения автомобильного движения по улице И. Хизриева, в районе здания ОМВД, не имелось и не имеется.
В данном случае, при установке Препятствий органом местного самоуправления МО СП «сельсовет Новокаякентский» решение не принималось, оно с органами ГИБДД не согласовывалось.
Установление вышеуказанных перекрытий дороги осуществлено на земельном участке, находящемся на землях общего пользования, без получения разрешительной документации.
Между тем, МО СП «сельсовет Новокаякентский» после установки ОМВД Препятствий, 29.09.2017 вынесено постановление № 28 «О даче разрешения ОМВД для установки шлагбаума и противотаранного устройства перед зданием ОМВД по улице И. Хизриева 21», не создавая препятствий для прохода и проезда жителям с. Новокаякент.
В связи с тем, что указанное постановление было вынесено с нарушением норм федерального законодательства, 05.11.2017 оно было отменено постановлением главы МО СП «сельсовет Новокаякентский» (постановление № 39)
Таким образом, 4 шлагбаума, будка охраны и противотаранное устройство на улице И. Хизриева 21, в районе здания ОМВД установлены с нарушением требований законодательства в области регулирования дорожного движения, создавая тем самым препятствия для свободного проезда по указанной улице.
Действия ОМВД по незаконной установке 4 шлагбаумов, будки охраны и противотаранного устройства нарушают конституционное право неограниченного круга лиц на свободу передвижения, создают препятствия гражданам для проезда по дороге общего пользования, в том числе автомобилей специального назначения (пожарных, скорой помощи) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Указанное подтверждается как постоянно поступающими в прокуратуру района устными обращениями граждан и письменным заявлением Мусаева Б.М.. проживающего в с. Новокаякент, по улице И. Хизриева, в районе здания ОМВД, поступившего 27.11.2017 г.
Решением Каякентского районного суда от 18 декабря 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены частично, судом постановлено: «Признать незаконными действия отдела МВД России по Каякентскому району выразившиеся в перекрытии транспортного сквозного движения в с. Новокаякент Каякентского района, в районе здания отдела МВД России по Каякентскому району, расположенного по адресу И.Хизриева, 21, путем установки на проезжей части 4-х шлагбаумов, будки охраны и противотаранного устройства.
Обязать отдел МВД России по Каякентскому району Республики Дагестан демонтировать 4 шлагбаума, будку охраны и противотаранное устройство и все их конструктивные элементы, преграждающие свободное движение транспортных средств и пешеходов по ул. И.Хизриева, с.Новокаякент, Каякентского района Республики Дагестан, в районе здания ОМВД.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать».
На указанное решение ОМВД России по Каякентскому району подана апелляционная жалоба, в которой заявителем ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается, что действиями ОМВД России по Каякентскому району по установке перекрытия не нарушаются конституционные права неограниченного круга лиц на свободу передвижения, не создают препятствия гражданам для проезда по дороге общего пользования, в том числе автомобилям специального значения (пожарной, скорой помощи) в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Не принято во внимание, что ни во время установки перекрытия, ни после никаких претензий со стороны прокуратуры, администрации или граждан проживающих на улице И.Хизриева не поступало, а поступило спустя 5 лет после установки, что свидетельствует о нарушении всех сроков подачи административного иска (ст. 219 КАС РФ), что в соответствии с ч. 8 КАС РФ пропуск срока без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Здание ОМВД России по Каякентскому району по ул. И.Хизриева, 21 с. Новокаякент, Каякентского района является зданием особой важности, в отношении которого возможно совершение террористических актов. В связи с этим в ОМВД России по Каякентскому району организован и реализован комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности и обороноспособности здания отдела. На сегодняшний день также существует угроза, связанная с антитеррористической направленностью, в связи с чем снятие перекрытия проезжей части ослабит антитеррористическую защищенность здания.
Дело рассмотрено согласно ст. 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ОМВД России по Каякентскому району Адаменко Д.В., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Магомедова А.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.ст. 13 и 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 ФЗ № 196 - ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» временные ограничение или прекращение движения транс-портных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 257.
Частью 1 ст. 22 Закона № 196 - ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами, и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Кроме того, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-93, утверждённым Постановлением Госстандарта от 11 января 1993 г. № 221. Указанный стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населённых пунктов. Названные требования ГОСТа не предусматривают установку железобетонных плат, шлагбаумов и колючей проволоки на улицах населённых пунктов. ГОСТ Р 52289-2004, Национальный стандарт Российской Федерации, Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утверждённый приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст, также не содержит положений, позволяющих устанавливать подобные ограничения.
Анализ действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения, показал, что имеется возможность установки шлагбаума в целях перекрытия проезжей части автомобильной дороги и прекращения движения транспортных средств (участников дорожного движения) через переезд, иных случаев установки шлагбаума на проезжей части улицы законодательством также не предусмотрено.
Таким образом, шлагбаумы, будка охраны и противоторанное устройство по ул. Хизроева в сел. Новокаякент установлены с нарушением требований законодательства в области регулирования дорожного движения, создавая тем самым препятствия для свободного проезда по указанной улице.
Статьёй 28 ФЗ № 257 определены права пользователей автомобильными дорогами, основным из которых является - свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков авто-мобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регламентированы ст. 30 ФЗ № 257.
Согласно указанной норме закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов "авто-мобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог, в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов и обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (ч.ч. 3,4 ст. 30 ФЗ № 257).
Таким образом, суд обосновано пришел к выводу, что установление временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в компетенцию ОМВД России по Каякентскому району не входит, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Действия ОМВД России по Каякентскому району по незаконной установке шлагбаумов и противотаранного устройства нарушают конституционное право неограниченного круга лиц на свободу передвижения, создают препятствия гражданам для проезда по дороге общего пользования, в том числе автомобилей специального назначения, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций: пожарных, скорой помощи, полиции.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011г. № 3-Ф3 «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
Одну из основ конституционного строя составляют права и свободы человека и гражданина и их качественное обеспечение со стороны государства. Однако, установив, незаконные препятствия для свободного проезда по дороге общего пользования, ОМВД России по Каякентскому району нарушаются права и законные интересы граждан. Таким образом, установка шлагбаумов, будки и противотаранного устройства, не является в соответствии с вышеназванным Федеральным законом «О полиции» способом сохранения общественного порядка и безопасности.
Кроме того, как правильно установлено судом, при установке противотаранного устройства, шлагбаумов и охранной будки органом местного самоуправления сел. Новокаякент решение не принималось, и оно с органами ГИБДД не согласовывалось.
Установление вышеуказанных перекрытий дороги осуществлено на земельном участке, находящемся на землях общего пользования, без соответствующего отвода и получения разрешительной документации.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Не принятие мер по разрешению указанных вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Доказательств, позволяющих судебной коллегии прийти к иному выводу, материалы дела не содержат.
Нарушений норм процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению незаконного решения, районным судом не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Каякентского районного суда от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по Каякентскому району - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи