Дело № 2-316/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Венедиктовой Е.А., при секретаре Федоровой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макшанова В. Г. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о компенсации морального вреда,
Установил:
Макшанов В.Г.17.01.2018 года обратился с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что он в 2015 году и 2016 году периодически содержался в ФКУ СИЗО-1 г.Читы в камере № в которой условия содержания не соответствовали требования Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так в камере № имелось 10 спальных места, а фактически в ней содержалось от 15 до 25 человек. В результате переполненности камеры, он содержался в бесчеловечных условиях, не располагал спальным местом и личным пространством, в результате чего переживал физический дискомфорт, испытывал чувства неудобства, страха, неполноценности, ощущал дискомфорт. Указанные обстоятельства нарушали права истца и причиняли ему нравственные и физические страдания. В связи с чем, просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Истец Макшанов В.Г., содержащийся в местах лишения свободы, о дате судебного заседания извещен надлежаще. При подготовке дела к слушанию истцу разъяснены его права и обязанности, в том числе право на ведение дела через представителя. Истец к судебному заседанию представителя не направил, дополнений, пояснений не поступало.
Учитывая, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предоставляет лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, безусловное право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел и не возлагает на суд обязанность обеспечить явку осужденного в судебное заседание, так же как и ведение судебного заседания посредством конференцсвязи с осужденным, при этом позиция истца подробно изложена в исковом заявлении, иных дополнений не направлено, суд находит возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Забайкальскому краю Кмит Н.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения, доводы которых поддержала, просила в удовлетворении иска отказать, заявила о пропуске срока исковой давности.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапов С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал позицию представителя СИЗО-1, просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. (ст. 21 Конституции РФ).
В продолжение закрепленных выше конституционных принципов Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", (далее по тексту ФЗ №103), установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23). Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 15 ФЗ N 103 предусмотрено установление режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Обеспечение режима возлагается на администрацию учреждения, которая несет установленную законом ответственность за неисполнение и ненадлежащие исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Жизнь и здоровье гражданина, согласно ст. 150 ГК РФ относятся к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Бремя доказывания отсутствия нарушений закона и обеспечения надлежащих условий содержания под стражей возложено на ответчика.
В судебном заседании материалами дела установлено, что Макшанов В.Г. <данные изъяты> года рождения, содержался под стражей в СИЗО 1 УФСИН России по Забайкальскому краю в камере № в 2015 году, прибыл 11.04.2015 года, убыл 28.07.2015 года, сведения о нахождении истца в СИЗО-1 в период 2016 года отсутствуют.
Приказом МВД России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила)
В силу п. п. 40, 41 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Учитывая, что истец находится в местах лишения свободы и, выступая в защиту своих прав, является наименее защищенной стороной спора, по правилам ст. 57 ГПК РФ судом оказано содействие в собирании и истребовании доказательств.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что в период содержания истца в СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в указанный в иске периоды имело место нарушение прав истца ненадлежащими условиями содержания под стражей.
Данный вывод суда подтверждается материалами дела, в том числе данными книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-1, справкой предоставленной по запросу суда, письменными возражениями ответчика, не опровергнутыми допустимыми и достаточными доказательствами.
Так, из представленных стороной ответчика документов в судебном заседании установлено, что в период содержания истца в камере № в период июля 2015 года периодически превышался установленный лимит содержания (13 дней), что влекло отсутствие спальных мест по количеству содержащихся в ней лиц, несоблюдение санитарных норм площади, из расчета 4 кв.м. на человека, что не соответствует вышеперечисленным нормам законодательства, а также Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС.
В соответствии с Конституцией РФ, а также ФЗ №103, лицам, содержащимся под стражей, не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания, запрещается создание условий, имеющих целью причинение физических или нравственных страданий лицам, содержащимся в данных учреждениях.
Утверждение представителя ФКУ СИЗО-1 о том, что санитарная норма в камерах, где содержался истец, была превышена в связи большим числом лиц, содержащихся под стражей, не может служить основанием для нарушения прав истца.
Нарушение приведенных правовых норм привело к нарушению права истца на надлежащее материально-бытовое обеспечение, что само по себе уже предполагает причинение истцу нравственных страданий, а вина государства заключается в не обеспечении надлежащих условий содержания под стражей.
Таким образом, поскольку в результате пребывания Макшанова В.Г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в условиях, не соответствующих требованиям ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", были нарушены его личные неимущественные права, гарантированные законом, он имеет право на компенсацию морального вреда, который подлежит компенсации за счет средств казны РФ.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание период содержания Макшанова В.Г. в ненадлежащих условиях, степень перенесенных им нравственных страданий, объем и характер нарушенного права, степень вины ответчика в причинении вреда, отсутствие доказательств наступления для истца негативных последствий от указанных фактов ненадлежащего содержания, иные заслуживающие внимания обстоятельства, находит разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в сумме 1 000 рублей
Учитывая, что моральный вред был причинен истцу ненадлежащим содержанием в подведомственном ФСИН России бюджетном учреждении (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю), а ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и одновременно главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, необходимых для обеспечения надлежащих условий содержания в следственных изоляторах лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, именно ФСИН России в силу закона обязана выплатить истцу компенсацию морального вреда от имени Российской Федерации за счет казны.
Доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, в связи с чем, в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность них не распространяется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Макшанова В. Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны РФ в пользу Макшанова В. Г. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Венедиктова