Решение по делу № 8а-7407/2020 [88а-7786/2020] от 11.09.2020

Дело № 3а-6/2020

№ 88а-7786/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                               21 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи, Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Тымченко А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика общественной региональной организации Республики Саха (Якутия) «Комитет по борьбе с коррупцией» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации общественной региональной организации Республики Саха (Якутия) «Комитет по борьбе с коррупцией» исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Минюста России по Республике Саха (Якутия)) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском о ликвидации общественной региональной организации Республики Саха (Якутия) «Комитет по борьбе с коррупцией» (далее – ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией») исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В обоснование заявленных требований представитель указал, что 24 сентября 2008 года Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия) принято решение о государственной регистрации ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией», о чём 6 октября 2008 года в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения. Административный истец, ссылаясь на допущенные ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» нарушения федерального законодательства, неоднократное неисполнение предупреждений Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия), непредоставление документов к проверке, указал, что данные факты свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, объектом которого является законная деятельность должностного лица органа государственного надзора (контроля). Данными действиями нарушается принцип открытости и гласности создания и деятельности общественных объединений.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия) удовлетворено. ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» (основной государственный регистрационный номер 1081400001319) ликвидирована с исключением сведений о ней из ЕГРЮЛ.

В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» 11 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 25 августа 2020 года, ставится вопрос об отмене выше указанного судебного акта по мотиву его незаконности и необоснованности и об оставлении в силе решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2020 года.

В направленном представителем Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия) отзыве относительно кассационной жалобы указано о необоснованности изложенных в ней доводов и законности принятого судебного акта.

Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения плановой документарной проверки в период с 15 февраля 2012 года по 15 марта 2012 года ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» были выявлены следующие нарушения федерального законодательства и устава организации, а именно: статей 6, 19, 20, части 2 статьи 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ), статей 3, 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ), статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктов 3.1, 4.4, 5.2, 6.1-6.11, 8.4.4, 9.5 устава ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией»: организация допускает в качестве членов организации иностранных лиц без указания на ограничения, предусмотренные статьёй 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ; допускает закрепление имущества за отделениями организации на праве оперативного управления; в уставе не предусмотрена территория, в пределах которой организация осуществляет свою деятельность; используется круглая печать с элементами изображения государственного герба Республики Саха (Якутия); используется бланк с указанием наименования, не соответствующего наименованию организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ и уставе; за проверяемый период высший орган управления (Общее собрание) не созывался, заседания постоянно действующего органа организации (Руководящего совета) не проводились; ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации не проводились, не утверждалась учётная политика, надлежащим образом не ведётся учёт членов организации.

В связи с выявленными нарушениями и их последующим неустранением в адрес ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия) неоднократно выносились предупреждения в порядке статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ», обязывающие устранить выявленные нарушения в установленный срок (предупреждения от 31 октября 2016 года, 31 июля 2017 года и 13 июля 2018 года).

17 октября 2018 года на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия) в отношении ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» в период с 1 ноября 2018 года по 29 ноября 2018 года проведена плановая документарная проверка за период деятельности организации с 1 ноября 2015 по 1 ноября 2018 годы. Однако на запрос Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия) в нарушение положений статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ необходимые документы для проверки не были предоставлены, в связи с чем не представилось возможным установить соответствие деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за проверяемый период.

По результатам анализа учётного дела были выявлены следующие нарушения положений статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ), статей 20, 29 ФЗ Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, а именно: в ЕГРЮЛ не внесены изменения в сведения о наименовании должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации; организацией отчёт об использовании имущества не публикуется и не обеспечивается доступность ознакомления с ним; в уставе отсутствуют сведения об организационно-правовой форме, не определена структура контрольно-ревизионного органа; в уставе закреплён неполный перечень вопросов, отнесённых федеральным законодательством к исключительной компетенции высшего органа организации - Общего собрания членов. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 29 ноября 2018 года.

29 ноября 2018 года с указанием на выявленные нарушения в адрес ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» направлено предупреждение, обязывающее организацию устранить их в срок до 28 февраля 2019 года. В установленный срок указанные нарушения устранены не были, в связи с чем, 12 марта 2019 года в адрес организации направлено повторное предупреждение со сроком исполнения до 30 апреля 2019 года. Указанные предупреждения на момент рассмотрения административного дела также не устранены, уведомления об их устранении Управлению Минюста России по Республике Саха (Якутия) и суду не представлены.

Направление всех вышеуказанных предупреждений и их получение руководителем организации подтверждается материалами дела. Предупреждения и акты проверок незаконными вышестоящим органом не признаны, в установленном порядке и сроки организацией не обжаловались.

Руководитель организации за невыполнение в срок требований, содержащихся в предупреждениях от 28 ноября 2018 года и 12 марта 2019 года, привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В Управление Минюста России по Республике Саха (Якутия) не предоставлены отчёты об объёмах денежных средств и иного имущества, полученных из иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2015, 2018 годы.

По факту совершения данных нарушений руководитель ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» был привлечён к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. На момент рассмотрения административного дела указанные отчёты за 2015 и 2018 годы в Управление Минюста России по Республике Саха (Якутия) не представлены.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Верховный Суд Республики Саха (Якутия), пришёл к выводу об отсутствии оснований для ликвидации общественной региональной организации, указав на отсутствие грубых или неоднократных нарушений федерального законодательства, а также на то, что ряд нарушений могут быть устранены путём внесения соответствующих изменений в устав ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией».

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции отменяя решение суда первой инстанции, ссылаясь, в том числе, на статьи 29, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ и подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», указала что, несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона, допустил иные нарушения закона после предупреждений со стороны контролирующего органа. Руководитель ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» по факту невыполнения предупреждений, непредоставления необходимых документов неоднократно привлекался к административной ответственности. Реальных мер к устранению выявленных нарушений ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» предпринято не было. До момента рассмотрения дела по существу указанные нарушения так и не устранены, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ОРО РС (Я) «Комитет по борьбе с коррупцией» к возложенным на неё законодательством Российской Федерации обязанностям. Непредоставление длительное время необходимых документов и отчётов свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за её деятельностью со стороны общества и государства.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, так как соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении приведённых норм материального права и правовой позиции, изложенной в названном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта по доводам, приведённым в кассационной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика общественной региональной организации Республики Саха (Якутия) «Комитет по борьбе с коррупцией» - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-7407/2020 [88а-7786/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Министерство юстиции Республики Саха (Якутия)
Ответчики
Общественная региональная организация "Комитет по борьбе с коррупцией"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
21.10.2020Судебное заседание
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее