Решение от 22.10.2024 по делу № 2-3543/2024 от 04.07.2024

УИД: 23RS0043-01-2024-004142-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2024 года                                            г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,

при секретаре Тесленок Т.Н., с участием представителей сторон и третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-3543/2024 по иску прокурора г.Новороссийска к администрации МО г. Новороссийск о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения просит признать незаконным постановление администрации МО г. Новороссийск от 27.12.2023 №6214 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№> в г. Новороссийске и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, обязать отменить постановление от 27.12.2023 №6214 и соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> в г. Новороссийске и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск от 06.02.2024 №2021-ПР, с возложением на Управление Росреестра по Краснодарскому краю обязанности аннулировать в ЕГРН регистрационную запись о праве собственности <ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером <№>, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером <№>, восстановить в ЕГРН сведения о предыдущем земельном участке с кадастровым номером <№> и праве собственности на него <ФИО6

В заявлении указано, что постановление администрации МО г. Новороссийск от 27.12.2023 №6214 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№> в г. Новороссийске и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, вынесено с нарушением пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, так как земельный участок был образован путем перераспределения земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании помощник прокурора <ФИО2 иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Представитель администрации <ФИО7 иск не признала, указав в своих возражениях на то, что образование самостоятельного земельного участка из земель, находившихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск и перераспределенных на основании оспариваемого постановления, невозможно по причине отсутствия к ним доступа.

Представитель третьего лица <ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать, сообщив суду, что на вновь образованном участке <ФИО6 осуществила строительство жилого дома. При этом образованный в результате перераспределения земельный участок <№> является предметов залога по ипотечному договору, заключенному <ФИО6 с ПАО «Сбербанк».

Третье лицо <ФИО5 в судебное заседание не явился.

Третьи лица Управление Росреестра по Краснодарскому краю и ПАО «Сбербанк» своих представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск удовлетворению не подлежит.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.

Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

Согласно подпункту 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного кодекса.

В соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков указаны в пунктах 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Таким образом, условием перераспределения земельных участков в рассматриваемом случае является одновременно наличие оснований для перераспределения, предусмотренных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие указанных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков. Такое толкование закона согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Также, в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).

Согласно пункту 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, и не нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, и обеспечивает возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Не достижение указанной цели при образовании участков препятствует его формированию или предоставлению.

Исходя из приведенных выше положений закона, на момент предварительного согласования предоставления участка к нему должен существовать проход (проезд). Наличие свободных земель не приравнивается к существованию организованного прохода (проезда) к земельному участку.

Из представленных суду документов видно, что 27.12.2023 г. администрацией МО г.Новороссийск вынесено постановление №6214 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№> в г.Новороссийске и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск.

В результате перераспределения образован земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 849 кв.м. по адресу: <адрес>.

06.02.2024 г. администрацией МО г.Новороссийск и прежним собственником земельного участка <ФИО5 заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> в г. Новороссийске и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, №2021-ПР, по условиям которого <ФИО5 произведена оплата за увеличение площади образованного земельного участка в сумме 61 162,84 рублей.

16.02.2024 г. осуществлена государственная регистрация права собственности <ФИО5 на участок <№>.

В тот же день <ФИО5 заключил с <ФИО6 договор дарения земельного участка <№>.

20.02.2024 г. осуществлена государственная регистрация права собственности <ФИО6 на земельный участок <№>.

12.03.2024 г. <ФИО6 заключила с ПАО «Сбербанк» кредитный договор на сумму 6 000 000 рублей, обеспеченного ипотекой, предметом залога по которому является земельный участок <№>

26.07.2024 г. Управлением архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) на земельном участке (кадастровый <№>).

<ФИО6 осуществила на участке строительство жилого дома.

22.02.2024 г. прокуратурой г.Новороссийска на постановление администрации МО г.Новороссийск от 27.12.2023 г. №6214 принесен протест, в котором содержалось требование об отмене постановления по указным в иске основаниям.

Письмом за подписью заместителя главы администрации МО г. Новороссийск от 07.03.2024 года прокуратура уведомлена об отказе в удовлетворении протеста.

В письме заместителя главы администрации МО г. Новороссийск указано, что при принятии решения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, рассматривался вопрос образования самостоятельного земельного участка с точки зрения возможности организации проезда к образуемому земельному участку. Согласно письму Управления по развитию и реконструкции автомобильных дорог от 10.11.2023 г. №21-20-2335/2023 в условиях сложившейся застройки, учитывая наличие смежных земельных участков, состоящих на государственной кадастровом учете, образуемый земельный участок фактически не обеспечен доступом (проездом), так как прилегающая местность имеет рельеф со значительным перепадом высот (балка). Выполнение работ по организации проезда к образуемому земельному участку потребует больших затрат, связанных с необходимостью вырубки зеленных насаждения и засыпку существующей балки с большим перепадом высот.

Факт отсутствия доступа к землям, находившимся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, за счет которых осуществлено перераспределение, подтверждается топографической съемкой ООО ЗКЦ «Моя земля».

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ч.2 ст.150 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Доказательства возможности образования на землях, находившихся в распоряжении муниципального образования г. Новороссийск, самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст.11 Земельного кодекса РФ, в материалах дела отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства дополнительные доказательства, объективно подтверждающие доводы, изложенные в иске, представлены не были. В связи с этим, судом в судебном заседании был поставлен вопрос о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, при обсуждении которого стороны заявили о нежелании нести расходы, связанные с проведением экспертизы.

При таких обстоятельствах, содержащийся в иске довод о том, что на момент вынесения постановления от 27.12.2023 №6214 имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренные подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, нельзя признать обоснованным.

Напротив, довод представителя ответчика о том, что отсутствие доступа исключает возможность образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, основан на нормах действующего законодательства, которые были учтены администрацией МО г. Новороссийск при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Кроме этого, суд принимает во внимание тот факт, что расположение на образованном в результате перераспределения земельном участке <№> жилого дома, исключает возможность исполнения решения суда в части требований прокурора об аннулировании записи о государственной регистрации права собственности <ФИО6 и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, восстановлении в ЕГРН сведений об исходном земельном участке <№>, без сноса указанного строения. При этом, требований о сносе жилого дома прокурором не заявлено.

Требование прокурора о восстановлении в ЕГРН записи о праве собственности <ФИО6 на исходный участок <№> также является не исполнимым, так как <ФИО6 собственником участка с кадастровым номером <№> на момент его преобразования не являлась, соответственно запись о ее праве на этот участок в ЕГРН не вносилась и не может быть восстановлена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.12.2023 №6214 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.12.2023 №6214 ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 06.02.2024 №2021-░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░6 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░6, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

2-3543/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Новороссийска
Ответчики
Администрация МО г. НОВОРОССИЙСКА
Другие
Михин Владимир Сергеевич
Морозова Екатерина Сергеевна
ПАО Сбербанк
Новороссийский отдел УФСГРКиК по Краснодарскому краю
Суд
Приморский районный суд г. Новороссийска
Дело на сайте суда
novorossisk-primorsky.krd.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее