Дело № 2-152/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 17 апреля 2023 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Е
с участием представителя ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустиковой Т.Г, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Ординского муниципального округа Пермского края Чиж Н.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в д<адрес> в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» (далее- МП «Теплоплюс») о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издан Приказ от 19.07.2007г. № 224 «О санитарно- эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Данный приказ утверждает: порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1); порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2); Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3). При проверке установлено, что на подземный источник водоснабжения в <адрес> (скважина №) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. Таким образом, водоснабжение населения <адрес> Ординского муниципального округа осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель истца Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустикова Т.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями в части возложения обязанности организовать водоснабжение населенного пункта из водоисточника, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилами и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, согласилась. Пояснила, что для получения санитарно- эпидемиологического заключения необходимо произвести экспертизу водного источника на предмет качества воды, утвердить программу производственного контроля и оборудовать водозабор для систематического контроля за качеством воды. Для выполнения этих мероприятий понадобится около <данные изъяты> тыс. рублей. С учетом увеличения истцом сроков исполнения решения, они смогут уложиться в заявленные сроки. В настоящее время они регулярно проверяют воду на предмет пригодности ее для подачи населению в питьевых целях, качество воды соответствует предъявляемым к ней нормативам.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Чиж Н.М. с иском по основному требованию согласна, поскольку обеспечение водоснабжением населения отнесено Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления. Поскольку санитарно- эпидемиологическое заключение на использование водного объекта отсутствует, его необходимо получить. С учетом уточненных сроков, не возражает против заявленных требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, к числу которых относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. ст. 10, 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, в силу части 1 указанной нормы водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Гигиенические нормативы по качеству и безопасности питьевой и горячей воды установлены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено:
Распоряжением администрации Ординского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 106-р из состава имущества муниципальной казны Ординского муниципального округа исключено недвижимое имущество, в том числе артезианская скважина № <адрес>, в связи с передачей скважины в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс» (л.д. 9-15).
Эксплуатация объектов водоснабжения осуществляется на основании договора закрепления муниципального имущества Ординского муниципального округа на праве хозяйственного ведения за МП «Теплополюс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-40,50).
МП «Теплоплюс» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Постановлением Администрации Ординского муниципального округа Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 2.1 Устава предметом деятельности предприятия является предоставление услуг населению и юридическим лицам, расположенным на территории Ординского округа, в сфере коммунально-бытового обслуживания.
МП «Теплоплюс» осуществляет деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению, имеет лицензию на добычу подземных вод для питьевого водоснабжения населения в <адрес> (л.д. 51,52-60).
Из санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 11.12.2013 года следует, что проект «Обустройство скважины № в <адрес> Ординского района Пермского края» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.111-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д. 73-84).
Согласно письму Администрации Ординского муниципального округа на подземный источник водоснабжения в <адрес> (скважина №) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (л.д.8).
Кроме того, из пояснений представителей истца, ответчика, третьего лица следует, что санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в соответствии с санитарными нормами и правилами отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на подземный источник водоснабжения в <адрес> (скважина №) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, что свидетельствует о допущенном в деятельности ответчика нарушении требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем, жители <адрес> не обеспечены холодным водоснабжением надлежащего качества, то есть, лишены права на комфортные, благоприятные и безопасные санитарно-эпидемиологические условия проживания и жизнедеятельности, поскольку не организовано водоснабжение населения в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Скважины переданы в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс», в связи с чем, оно обязано обеспечить население водой, качество которой соответствует обязательным нормативам и правилам, в том числе санитарно-эпидемиологическим.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю считает, что указанное обязательство может быть исполнено ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, учитывая материальное положение ответчика, а также принимая во внимание сроки, необходимые для проведения установленных действующим законодательством процедур, суд считает возможным установить срок для исполнения решения ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для увеличения срока исполнения решения в части возложенной обязанности, как того просил представитель ответчика, суд не усматривает. Суд полагает, что установленный судом срок с учетом приведенных выше обстоятельств является разумным и соответствует требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Возложить на Муниципальное предприятие Ординского округа «Теплоплюс» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (скважины № в <адрес>), в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3. ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Судья подпись Т.С. Вавикина
.