Дело № 2-380/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 26 июля 2018 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестеров П.А.,
при участии старшего помощника прокурора Солнечного района Свадеба А.И.,
при секретаре Жигалюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Теплоэнергия» о возложении обязанности установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании котельной п.Горин Солнечного района Хабаровского края, оборудовать здание котельной системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
установил:
прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов коммунальной энергетики (котельные). Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья населения, снижают защищенность зданий в случае возникновения пожароопасной ситуации, а также снижают антитеррористическую защищенность объектов в случае совершения террористического акта. Просил обязать Солнечный муниципальный район Хабаровского края установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании котельной по адресу: <адрес>, а также оборудовать здание котельной системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в течении 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Прокурор Свадеба А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в иске. В дополнение суду пояснил, что администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку здание котельной в п.Горин передано администрацией ООО «Теплоэнергия», которое использует здание котельной и в ходе осуществления своей деятельности извлекает прибыль из данного имущества, а также по условиям договора аренды приняло на себя обязательства по содержанию данного имущества, по соблюдению и использованию требований пожарной безопасности при использовании имущества, а также в случае нарушения требований пожарной безопасности несет ответственность. Кроме того, расходы по установке пожарной сигнализации и оборудования для нее не заложены в бюджет Солнечного района на 2018 год, поэтому срок в 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу является не разумным. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «Теплоэнергия» Вохмина К.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась по изложенным в отзыве основаниям. При передаче администрацией Солнечного района ООО «Теплоэнергия» по договору аренды котельная п.Горин не была оборудована пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуации людей. ООО «Теплоэнергия» не располагает денежными средствами для производства указанных работ, в тарифе данные расходы не заложены. Просила иск удовлетворить.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокуратурой Солнечного района во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края осуществляются надзорные мероприятия за соблюдением законодательства в ходе подготовки топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2018/2019 гг.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что помещения котельной, расположенной по адресу <адрес>, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что подтверждается решением от проведении проверки № № от 18.06.2018 года, актом проверки от 19.06.2018.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов коммунальной энергетики (котельные) создают угрозу жизни и здоровья населения, снижают защищенность зданий в случае возникновения пожароопасной ситуации, а также снижают антитеррористическую защищенность объектов в случае совершения террористического акта.
Кроме того, пожарная безопасность котельных непосредственно связана с осуществлением прав граждан на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами по теплоснабжению в зимний период, поскольку неисполнение требований пожарной безопасности влечет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на котельных, выход из строя оборудования повлечет прекращение поставки соответствующих коммунальных услуг как населению поселения, так и на объекты социального назначения.
Согласно информации от 20.06.2018 года предоставленной на запрос прокурора отделом жилищно-коммунального хозяйства Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, здание котельной п.Горин не оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуации людей.
По договору аренды муниципального имущества № № от 14.08.2017 года котельная, расположенная в п.Горин Солнечного района Хабаровского края, передана администрацией Солнечного муниципального района во временное владение и пользование ООО «Теплоэнергия»».
В соответствии с п.2.2.4 договора аренды арендатор обязуется в течение всего срока действия договора аренды поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление регулярного нормативного технического обслуживания, текущий и капитальный ремонт, обеспечение арендованного движимого имущества необходимыми запасными частями своими силами и за счет собственных средств без права возмещения, нести расходы на его содержание, страхование, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами за возможный ущерб, причиненный арендованным имуществом в процессе его эксплуатации, а также прочие расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
В судебном заседании установлено, что на момент заключения договора аренды муниципального имущества от 14.08.2017 года здание котельной п.Горин не было оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей, сам договор не содержит условий об обязанности арендатора установить пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуации людей, таким образом, ссылки представителя администрации Солнечного муниципального района на то, что в силу договора аренды надлежащим ответчиком является ООО «Теплоэнергия», не обоснованы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Названное положение закона действует в интересах абстрактного неограниченного круга лиц, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления городского поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Солнечный муниципальный район, являясь собственником систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и водоотведения, обладая полномочиями по организации в сельских поселениях района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязан содержать сети в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений объектов ЖКХ.
При этом передача имущества в аренду эксплуатирующим организациям не освобождает Солнечный район в лице его полномочных органов от всех обязанностей собственника этого имущества.
Одновременно с этим, статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».Из положений статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях сельских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.
Согласно положению п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В свою очередь согласно п. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно ст. 2 Закона № 35-ФЗ одним из принципов предупреждения терроризма является приоритет мер предупреждения терроризма.
В свою очередь положением ст. 3 Закона № 35-ФЗ установлено, что террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
С целью профилактики проявлений терроризма и минимизации его последствий, органы и учреждения обязаны принять меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности зданий и их антитеррористической защищенности, напротив, не принятие таких мер создает угрозу жизни здоровья граждан, угрозу уничтожения муниципального и иного имущества, нарушает базовые принципы противодействия терроризму.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В силу п. 14, п.6 таблицы 3 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ) от 18.06.2003г. № 315, производственные помещения должны быть оснащены автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Во исполнение п. 3.1, п. 20 табл. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323, производственные здания должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Аналогичные требования закреплены в п.3 ст.52 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ч.2 ст.54 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст.84 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также СП89.13330.2012 п.15.23; СП 5.13130.2009 таб. 3 прил. А п.6; СП 3.13130.2009 таб. 2 п.17 – Своде правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (вместе с "Методикой расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности", "Методикой расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной", "Методикой расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом", "Методикой гидравлического расчета установок углекислотного пожаротушения низкого давления", "Общими положениями по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа", "Методикой расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения", "Методикой расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение"), утвержденном Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175).
Согласно ч.2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края является собственником котельной - муниципального имущества, относящегося к коммунальной инфраструктуре, служащего для производства и передачи и распределения тепловой энергии, расположенного в границах поселения, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Публичное образование, в собственности которого находится имущество, необходимое не только для удовлетворения личных потребностей собственника, но и для реализации и защиты прав и свобод граждан, включая право на благоприятную окружающую среду, обязано поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, осуществлять работы по его ремонту, улучшению его производственных характеристик.
Исходя из указанного, Солнечный муниципальный район Хабаровского края - как собственник здания котельной п. Горин обязан принимать необходимые меры по оснащению здания котельной п. Горин автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что обуславливает возможность прокурора в порядке ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования рассматриваемого иска в части возложения обязанности на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края по установке в здании котельной п.Горин автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда в 3 месяца является не разумным, поскольку для установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре необходимо провести ряд работ: определить стоимость работ по монтажу, выбрать схему установки, разработать проектно-сметную документацию, заключить контракт со специализированной организацией на проведение данного вида работ. Кроме того, бюджет Солнечного муниципального района Хабаровского края на 2018 год утвержден, на основании разработанной проектно-сметной документации, которой будет определена непосредственно стоимость работ по установке пожарной сигнализации и системы оповещения, данные денежные средства могут быть включены в бюджет 2019 года. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок в 1 год с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Теплоэнергия» о возложении обязанности установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании котельной п.Горин Солнечного района Хабаровского края, оборудовать здание котельной системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, удовлетворить частично.
Обязать Солнечный муниципальный район Хабаровского края установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании котельной по адресу <адрес>, а также оборудовать здание котельной системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья П.А.Нестеров
Решение в окончательной форме принято 26.07.2018