Решение по делу № 33а-6418/2019 от 17.10.2019

Судья Порохина О.Г.             дело № 33а-6418/2019 (№ 2а-315/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 октября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России на решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 августа 2019 года, которым

признано незаконным бездействие ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России" в части не принятия мер по переводу Асафова С.Б. в другое исправительное учреждение по медицинским показаниям.

Обязано ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России" направить необходимый пакет документов в отношении Асафова С.Б. в Федеральную службу исполнения наказания для решения вопроса о переводе Асафова И.Б. в другое исправительное учреждения по состоянию здоровья.

Признано незаконным бездействие ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России" в части неоказания надлежащей квалифицированной медицинской помощи Асафову С.Б. по имеющимся заболеваниям с период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В остальной части требования Асафова С.Б. к ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России" оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Зыряновой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Асафов С.Б. обратился в суд с иском к филиалу МЧ № 5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными. В обоснование иска указал, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил лечение в филиале МЧ - 5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. <Дата обезличена> врачебной комиссией было вынесено заключение о том, что у него имеются медицинские противопоказания для отбывания наказания в климатических условиях г. .... В связи с этим им было направлено обращение с просьбой сообщить, в какой срок будут рассмотрены документы для перевода в исправительное учреждение другого региона, на которое он получил два ответа противоречащие друг другу. В одном ответе сообщено о том, что документы о направлении его в учреждение другого региона на рассмотрении, в другом - что необходимо ехать в больницу для решения вопроса о наличии медицинских противопоказаний для отбывания наказания в климатических условиях г. .... Полагает, что сотрудники МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России затягивают время для его отправления в другой регион, кроме этого, состояние его здоровья за это время значительно ухудшилось. В связи с данными обстоятельствами просил признать действия (бездействие) ответчика в части внесения заведомо ложных сведений в официальный документ относительно состояния его здоровья - незаконными; признать действия (бездействие) ответчика в части затягивания времени по переводу в другое исправительное учреждение по медицинским противопоказаниям - незаконными; признать действия (бездействие) ответчика в части неоказания надлежащей квалифицированной медицинской помощи по имеющимся заболеваниям - незаконными.

В судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, административный истец на исковых требованиях настаивал, указанные в их обоснование доводы поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 и заинтересованных лиц ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми с требованиями истца не согласилась.

Судом принято приведённое решение.

В апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России просит об отмене вынесенного решения суда в части удовлетворённых требований, указывая на то, что необходимость проведения дополнительных обследований обусловлена тем, что их результаты имеют значения для дальнейшей тактики лечения и ведения пациента, кроме того это исключило бы возвращение материалов на перевод для доработки. Полагают, что Асафов С.Б. сам затягивает решение вопроса о его переводе в другое учреждение по медицинским показаниям. Ссылаясь на заключение экспертизы, указывают, что административный истец получал необходимую медицинскую помощь.

В судебном заседании представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Зырянова Н.В. на доводах жалобы настаивала.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства, дело рассмотрено в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Пунктом 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со статьёй 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В частности, частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, административный истец Асафов Сергей Борисович, являясь осужденным, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.

С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Асафов С.Б. проходил стационарное обследование и лечение в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России". В период нахождения в медицинском учреждении врачебной комиссией были установлены медицинские противопоказания для отбывания наказания в климатических условиях г. ..., а именно согласно заключению врачебной комиссии от <Дата обезличена> Асафову С.Б. установлен диагноз: ..., что в соответствии с Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года является противопоказанием к отбыванию наказания в районах ....

<Дата обезличена> начальником ФКУЗ МСЧ - 11 было утверждено Заключение по результатам рассмотрения документов на осужденного Асафова С.Б., согласно которому Заключение ВК филиала "Больница" МСЧ-11 от <Дата обезличена> признано необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что Асафову С.Б. не был проведены исследования на ...). Медицинским работникам филиала МЧ-5 было поручено направить Асафова С.Б. в филиал МЧ-... МСЧ-11 для проведения указанных дополнительных обследований.

На дополнительные обследования Асафов С.Б. (...) был этапирован в филиал МЧ-... МСЧ-11 в <Дата обезличена>, истцу был проведен ... <Дата обезличена>, ... проведено не было.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В порядке, определённом пунктом 123 утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 124 названных Правил в исправительном учреждении осуществляется медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на охрану здоровья (статья 18) и право на медицинскую помощь (статья 19).

Статья 26 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. Ею предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим на момент осуществления оспариваемых действий (бездействия) Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утверждённым приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 года, пунктом 2, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Организация медицинской помощи, в частности, осужденным, а также контроль качества её оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинским управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения.

Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.

Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормативными правовыми актами (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 8 Порядка организации медицинской помощи организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.

В соответствии с пунктом 13 Порядка для оказания медицинской помощи в Учреждении (СИЗО, Исправительном учреждении и т.д.) организуется медицинская часть, которая является его структурным подразделением. Учреждение исполняет функции.

Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении (пункт 14).

Задачами медицинской части, согласно пункту 15 Порядка, в том числе являются оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи, организация и проведение медицинских осмотров.

В соответствии со статьёй 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

В рамках рассматриваемого дела, с целью установления возможности правовой оценки оспариваемых Асафовым С.Б. действий (бездействия) административного ответчика применительно к установленным требованиям закона, судом первой инстанции по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, по результатам проведения которой на основании представленного заключения ГБУЗ РК "..." <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлено, что Асафову С.Б. в настоящее время установлен диагноз "...", что в соответствии с Приказом Минздрава РФ № 346, Минюста РФ № 254, является противопоказанием к отбыванию наказания в г. .... Дополнительное обследование, рекомендованное Асафову С.Б. врачебной комиссией (...), не повлияет на установленную стадию ...: контроль ... позволяет оценить степень поражения ..., а ... - уточнить степень ..., а также оценить эффективность лечения. Независимо от результатов этих исследований, стадия ..., установленная Асафову С.Б., не изменится.

Положив в основу заключение экспертов, из которого следует, что у Асафова С.Б. имелось заболевание, являющееся противопоказанием для отбывания наказания в виде лишения свободы в районах ..., а также что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> при наличии длительно сохраняющихся жалоб на нарушение ..., нарушение ... не проведено неврологическое обследование пациента, не установлен диагноз "... ...", не назначено лечение по указанному диагнозу, суд пришёл к правильному выводу о бездействии административного ответчика в части непринятия мер по переводу Асафова С.Б. в другое исправительное учреждение по медицинским показаниям, а также в части неоказания надлежащей квалифицированной медицинской помощи по имеющимся заболеваниям в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, и обоснованности в указанной части заявленных требований.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и являются верными, согласуются с установленными на основании оценки доказательств обстоятельствами, с которой судебная коллегия соглашается.

Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств судом не может быть принято во внимание.

Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимость дообследования была вызвана тем, что материалы на перевод возвращались в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на доработку, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку материалы по Асафову С.Б. на перевод не направлялись, а, соответственно, и не возвращались. Сам факт наличия заболевания, являющегося противопоказанием для отбывания наказания в районах ..., достоверно подтверждён заключением экспертизы, которая в том числе, содержит выводы о том, что дополнительное обследование никаким образом не могло повлиять на необходимость принятия решения о переводе по медицинским показаниям, который был необходим, исходя из имеющегося у Асафова С.Б. заболевания.

Диагноз, препятствующий отбыванию наказания в условиях ..., Асафову С.Б. установлен в <Дата обезличена>, вместе с тем до настоящего времени вопрос о его переводе в другое исправительное учреждение по медицинским показаниям не решён.

Доводы жалобы о том, что лечение Асафову С.Б. оказывалось, в том числе и по последствиям острого нарушения ... после установления такого диагноза, также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку согласно выводам экспертов при наличии жалоб ... обследование Асафову С.Б. не проведено, что повлекло за собой не установление соответствующего диагноза и не назначение лечения, при наличии к тому оснований.

Отказывая в удовлетворении требований Асафова С.Б. о признании незаконными действий о внесении заведомо ложных сведений в официальный документ относительно состояния его здоровья, а именно в письмах ФКУЗ МСЧ-11 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которые были направлены ему в ответ на его обращения, суд исходил из того, что в данных ответах истцу даны разъяснения по вопросам медико-санитарного обеспечения, и указанными ответами на обращения административного истца его права и законные нарушены не были.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в этой части правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, регулирующий спорные правоотношения, дал правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-6418/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Асафов Сергей Борисович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по РК
МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по РК
Другие
Воронцова Яна Викторовна
ФСИН России
ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
28.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее