Решение по делу № 2а-611/2021 от 13.05.2021

дело № 2а-611(1)/2021

УИД 64RS0034-01-2021-001220-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года                     п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симшина Д.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кадралиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прохорова А.А. к главе администрации Саратовского муниципального района <адрес> Бабошкину И.И., временно исполняющему обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шеметову А.Н., администрации Саратовского муниципального района <адрес>, руководителю финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шерозия О.Е., финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района <адрес>, Собранию депутатов Саратовского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия,

установил:

Прохорова А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие Собрания депутатов Саратовского муниципального района <адрес> в принятии решений об отказе в выделении дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение вступившего в законную силу решения Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ; обязать Собрание депутатов Саратовского муниципального района <адрес> в течение 5 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу принять решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение вступившего в законную силу решения Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ; признать незаконным бездействие главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> Бабошкина И.А., временно исполняющего обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шеметова А.Н., администрации Саратовского муниципального района <адрес>, руководителя финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес>, выразившегося в неисполнении требований положений ст.ст. 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса РФ по исполнению вступившего в законную силу решения Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу в установленные ст.ст. 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса РФ; обязать администрацию Саратовского муниципального района <адрес> в течение 5 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в силу: представить в финансовое управление администрации распоряжение на сумму полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, направить главному распорядителю средств местного бюджета запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений: представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ; обязать руководителя финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в силу: приостановить до момента полного исполнения администрацией <адрес> требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, все операции по расходованию средств на лицевых счетах администрации <адрес>, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений; перечислить денежные средства на расчетный счет Прохорова А.А., указанный в заявлении об исполнении судебного акта, предъявленного ДД.ММ.ГГГГ в объеме, указанном в исполнительном листе серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ; обязать главу администрации Саратовского муниципального района <адрес>, временно исполняющего обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в силу: выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием администрации <адрес> в объемах, необходимых для полного исполнения администрацией <адрес> требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с главы администрации Саратовского муниципального района <адрес>, временно исполняющего обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес>, администрации Саратовского муниципального района <адрес>, руководителя финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> в пользу Прохорова А.А. судебные расходы.

В обоснование требований указано, что решением Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Саратовского муниципального района <адрес> в лице администрации Саратовского муниципального района взысканы за счет средств казны муниципального образования в пользу Прохорова А.А. убытки в размере 9 656 064,46 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 29 826 рублей, расходы по проведению экспертиз в размере 24 357,90 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Саратовским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист серии ФС . ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ был предъявлен в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес>. Однако, в течение установленных Бюджетным кодексом РФ сроков требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были. В связи с чем, административный истец был вынужден отозвать исполнительный лист без исполнения и обратиться в Саратовский РОСП УФССП по <адрес> о возбуждении исполнительного производства. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП. Однако, постановлением старшего судебного пристава Саратовского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ Прохорова А.А. было отказано в возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ Прохорова А.А. вновь предъявил исполнительный лист в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес>. До настоящего времени решение суда не исполнено в полном объеме.

Административный истец Прохоров А.А. и его представитель в суд не явились, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. Явка не признана судом обязательной.

Административные ответчики глава администрации Саратовского муниципального района <адрес> Бабошкин И.А., временно исполняющий обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шеметов А.Н., администрация Саратовского муниципального района <адрес>, руководитель финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шерозия О.Е., финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес>, Собрание депутатов Саратовского муниципального района <адрес> в суд своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление. Явка не признана судом обязательной.

Заинтересованное лицо <адрес>ное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> обратилось к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Явка не признана судом обязательной.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9, 10, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 15.11.2019 года по делу (1)/2019 было постановлено:

Исковые требования Прохорова А.А. к Саратовскому муниципальному району в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес>, третьи лица: Бурлаков С.А., Саратовское областное отделение Средне-Волжского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес> о взыскании убытков, судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с Саратовского муниципального района в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес>, за счет средств казны муниципального образования в пользу Прохорова А.А. убытки в виде реального ущерба в сумме 8 744 987 руб. 82 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 60000 руб., расходы за проведении экспертиз в размере 49000 руб.

В удовлетворении остальной части требований Прохорова А.А. отказать (л.д. 14-29).

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Решение Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части взыскания с Саратовского муниципального района <адрес> в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес> за счет средств казны муниципального образования в пользу Прохорова А.А. убытков в размере 8744987 руб. 82 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 60000 руб., расходов по проведению экспертиз в размере 49000 руб.

Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

«Взыскать с Саратовского муниципального района <адрес> в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес> за счет средств казны муниципального образования в пользу Прохорова А.А. убытки в размере 9656064 руб. 46 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 29826 руб., расходов по проведению экспертиз в размере 24357 руб. 90 коп.».

В остальной части решение Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Взыскать с Прохорова А.А. в пользу Автономной некоммерческой экспертно-правовой организации «ЭКСПЕРТ-САРАТОВ» плату за проведение экспертизы в размере 42746 руб. 50 коп.

Взыскать с Саратовского муниципального района <адрес> в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес> за счет средств казны муниципального образования в пользу Автономной некоммерческой экспертно-правовой организации «ЭКСПЕРТ-САРАТОВ» оплату за проведение экспертизы в размере 42253 руб. 50 коп. (л.д. 30-41).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба Саратовского муниципального района <адрес> в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес> - без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ Саратовским районным судом <адрес> Прохорову А.А. выдан исполнительный лист серии ФС (л.д. 42-49).

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Вместе с тем частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 65 БК РФ установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе местных бюджетов, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 6 БК РФ расходными обязательствами муниципального образования являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из местного бюджета.

В соответствии со статьей 69 БК РФ для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования, в том числе для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ).

В соответствии с п.п. 1,2, 5 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, определен ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Статья 242.5 БК РФ определяет порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, который в рассматриваемом случае не применим, поскольку должником по исполнительному листу является Саратовский муниципальный район, а не его казенные учреждения.

Согласно п.п. 4, 5, 6 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

По правилу, установленному п. 2.1 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) предусматривающих перечисление этих средств в счет оплаты судебных издержек, увеличения подлежащих уплате казенным учреждением сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также социальных выплат (за исключением выплат, отнесенных к публичным нормативным обязательствам), установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, как указано в п. 2 ст. 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 части 10 статьи 35). Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (определение Конституционного суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О).

В соответствии со ст.ст. 17,18,24,27 Устава Саратовского муниципального района Саратовской области структуру органов местного самоуправления Саратовского муниципального района составляют: представительный орган - Собрание депутатов Саратовского муниципального района; высшее должностное лицо муниципального района - глава Саратовского муниципального района; исполнительно-распорядительный орган - администрация Саратовского муниципального района, контрольно-счетный орган - контрольно-счетная комиссия Саратовского муниципального района; отраслевые (функциональные) органы администрации Саратовского муниципального района - управления.

Собрание депутатов Саратовского муниципального района является представительным органом Саратовского муниципального района.

Глава Саратовского муниципального района является высшим должностным лицом Саратовского муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Саратовского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Саратовского муниципального района.

Администрацию Саратовского муниципального района возглавляет глава Саратовского муниципального района.

Наличие в структуре администрации Саратовского муниципального района финансового органа обязательно.

Администрация Саратовского муниципального района подотчетна и подконтрольна Собранию депутатов Саратовского муниципального района и контрольно-счетной комиссии.

Финансовым органом, осуществляющим организацию исполнения судебных актов в Саратовском муниципальном районе, является финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ был предъявлен в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес> для исполнения (л.д. 50-51).

ДД.ММ.ГГГГ финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района <адрес> на имя главы Саратовского муниципального района направлено уведомление о поступлении исполнительного документа (л.д. 102-103).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Саратовского муниципального района <адрес> в адрес финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> направлена информация по исполнительному листу ФС от ДД.ММ.ГГГГ об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (л.д. 187).

В связи с формированием бюджета Саратовского муниципального района на 2020 год в конце 2019 года, отсутствием в бюджете запланированных денежных средств на погашение задолженности перед Прохоровым А.А. по соответствующему коду бюджетной классификации, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Саратовского муниципального района <адрес> направлено обращение в Собрание депутатов Саратовского муниципального района об увеличении лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований бюджета Саратовского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022, 2023 года на исполнение, в том числе, решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу (1)/2019 (л.д. 124-126).

Собранием депутатов данные изменения не были приняты. Бюджет Саратовского муниципального района <адрес> на 2021 год и плановый период 2022, 2023 года сформирован с учетом заключения Контрольно-счетной комиссии Саратовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и принят бездефицитным решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127-165, 194-202, 213-216).

Контрольно-счетная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, созданным на основании Федерального закона №6-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», одним из полномочий которого является экспертиза проектов местного бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист возвращен Прохорову А.А. без исполнения на основании его заявления об отзыве исполнительного документа (л.д. 52).

ДД.ММ.ГГГГ Прохоров А.А. обратился в <адрес>ное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> с заявлением о возбуждении исполнительного производства (л.д. 53-54).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отделения службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> на основании исполнительного листа серии ФС возбуждено исполнительное производство -ИП (л.д. 55-57).

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава <адрес> отделения службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении исполнительного производства отказано в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч.1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д. 58).

ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ был повторно предъявлен Прохоровым А.А. в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района <адрес> для исполнения (л.д. 59-60).

ДД.ММ.ГГГГ финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района <адрес> на имя главы Саратовского муниципального района направлено уведомление о поступлении исполнительного документа (л.д. 104-105).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Саратовского муниципального района <адрес> в адрес финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> направлена информация по исполнительному листу ФС от ДД.ММ.ГГГГ об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (л.д. 190).

Определением Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, Саратовскому муниципальному району в лице администрации Саратовского муниципального района <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения Саратовского районного суда <адрес> по гражданскому делу (1)/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, - до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Саратовского муниципального района <адрес> направлено обращение в Собрание депутатов Саратовского муниципального района об увеличении лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований бюджета Саратовского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022, 2023 года на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу (1)/2019 (л.д. 191).

Собранием депутатов данные изменения не были приняты. Изменения в решение о бюджете Саратовского муниципального района <адрес> на 2021 год и плановый период 2022, 2023 года сформированы с учетом заключения Контрольно-счетной комиссии Саратовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приняты решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 203-212).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Саратовского муниципального района <адрес> вновь направлено обращение в Собрание депутатов Саратовского муниципального района об увеличении расходной части бюджета муниципального района на исполнение исполнительного документа о взыскании с Саратовского муниципального района <адрес> за счет средств казны муниципального образования в пользу Прохорова А.А. убытков.

Из ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ на обсуждение Собрания депутатов Саратовского муниципального района <адрес> выносился вопрос об увеличении лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований бюджета Саратовского муниципального района в целях погашения задолженности по исполнительному листу Прохорова А.А.; данный проект был отклонен Собранием депутатов Саратовского муниципального района в связи с отрицательным заключением контрольно-счетной комиссии; в настоящее время обстоятельства, в соответствии с которыми было отклонено предложение администрации Саратовского муниципального района о планировании в бюджете района средств для погашения задолженности, в том числе, по исполнительному листу Прохорова А.А., не изменились, в связи с чем повторное рассмотрение данного вопроса на ближайшем заседании Собрания депутатов Саратовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ является нецелесообразным.

В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно п.п. 10,15 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 855 ГК РФ и учитывая, что на момент поступления спорного исполнительного листа на исполнении в финансовом органе Саратовского муниципального района находились исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, суд полагает, оснований для погашения задолженности перед административным истцом по указанному выше исполнительному листу не имелось.

Действующий механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа.

Отсутствие финансовой возможности является препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административные ответчики в рамках своих полномочий предпринимали необходимые меры к исполнению исполнительного документа в порядке календарной очередности их поступления, объективно были лишены возможности единовременно исполнить судебный акт из-за фактического отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на счете казны муниципального образования Саратовский муниципальный район на исполнение исполнительного листа.

При изложенных обстоятельствах факты незаконного бездействия административных ответчиков при исполнении решения Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и выданного на его основании исполнительного листа серии ФС не нашли подтверждения, поскольку ими были произведены все необходимые действия в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств в подтверждение оснований заявленных требований и находит требования Прохорова А.А. не подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Прохорова А.А. к главе администрации Саратовского муниципального района <адрес> Бабошкину И.А., временно исполняющему обязанности главы администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шеметову А.Н., администрации Саратовского муниципального района <адрес>, руководителю финансового управления администрации Саратовского муниципального района <адрес> Шерозия О.Е., финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района <адрес>, Собранию депутатов Саратовского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28 сентября 2021 года).

Судья:      

2а-611/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прохоров Александр Александрович
Ответчики
глава администрации Саратовского муниципального района
Руководитель финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Собрание депутатов Саратовского МР Саратовской области
Администрация Саратовского МР Саратовской области
временно исполнящий обязанности главы администрации Саратовского муниципального района Шеметов А.Н.
Другие
Саратовский РОСП УФССП России по Саратовской области
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Передреева Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
saratovsky.sar.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация административного искового заявления
13.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее