Дело № 11-94/2018 (55/2-95/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 16 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Бронниковой О.П.,
при секретаре Ереминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Белоруссовой Н. Л. на решение мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 27 февраля 2018 года по иску Белоруссовой Н. Л. к ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» о возложении обязанностей исключить неправомерное начисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение,
У С Т А Н О В И Л:
Белоруссова Н.Л. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» о перерасчете начисленных коммунальных платежей. В обоснование доводов указала, что является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: {Адрес изъят}. Управляющей компанией является ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова». В 2006 г. в ее квартиру были установлены индивидуальные приборы учета воды СВ-15 (горячего и холодного водоснабжения). В соответствии с актом приемки в эксплуатацию узла учета от 14.08.2006 сроки проверки приборов учета определены для индивидуального прибора учета воды (холодное водоснабжение) до 02.05.2012, для индивидуального прибора учета воды (горячее водоснабжение) до 11.05.2011. После принятия приборов учета в эксплуатацию представители управляющей компании с регулярностью примерно раз в год проверяли состояние приборов учета путем визуального осмотра (целостность пломб, корпусов узлов), параллельно проверяя соответствие данных, представляемых истцом для расчета в управляющую компанию. Последняя проверка была проведена в 2009 г. Следующая проверка была проведена 17.05.2014г. По результатам проверки на основании пункта 81.12 введенного в Правила № 354 Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013, индивидуальные приборы учета были признаны вышедшими из строя: ИПУ ХВ с 02.05.2012, ИПУ ГВ с 11.05.2011. Соответственно управляющей компанией был произведен перерасчет коммунальных платежей, начиная с указанных дат – в течение 3 расчетных периодов – по среднемесячному объему потребления ресурсов, далее по утвержденным нормативам потребления. Считает перерасчет произведенный управляющей компанией незаконным, на основании положения ст. 543 ГК РФ, пп. 1,2 ст. 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011. Полагает, что управляющая компания обязана обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность водопроводов, относящихся к внутридомовым инженерным сетям, так и к внутриквартирному оборудованию, в том числе приборов учета потребления коммунального ресурса. Этот вывод сделан из Правил предоставления коммунальных услуг № 354. Управляющая компания не выполнив надлежащим образом свои обязанности по контролю за техническим состоянием и адекватностью измерений индивидуальными приборами учета потребленного коммунального ресурса, необоснованно возложила последствия своего незаконного бездействия на потребителя, до начислив в общей сумме 35 847,64 руб. Просит, с учетом уточнений, обязать Управляющую компанию Октябрьского района исключить неправомерное доначисление коммунальных платежей от декабря 2014 года за горячее и холодное водоснабжение/водоотведение в размере 32 223,26 руб. из коммунальных платежей, подлежащих оплате.
Решением мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 27.02.2018 в удовлетворении исковых требований Белоруссовой Н.Л. к ООО «Управляющей компании Октябрьского района г. Кирова» о возложении обязанности исключить неправомерное доначисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, истец Белоруссова Н.Л. обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с нарушениями норм материального и процессуального права. Просила решение мирового судьи от 27.02.2018 отменить.
В судебное заседание истец Белоруссова Н.Л. и ее представитель Лалетин А.Н. не явились, просят рассмотреть жалобу в их отсутствие, на ее удовлетворении настаивают.
В судебном заседании представитель ответчика Ивонина С.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласна, исковые требования не признает. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, согласно которым между ООО «УК Октябрьского района г. Кирова» и собственниками помещений многоквартирного дома {Адрес изъят} заключен договор управления многоквартирным домом {Номер изъят} от 07.12.2007г. Согласно п.п. «в» п. 4.3 Договора плата за помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в соответствии с тарифами, утвержденными органами местного самоуправления в порядке, установленном ФЗ. Управляющая компания свои обязанности выполнила в полном объеме, предоставив услуги холодного и горячего водоснабжения, в связи с чем имеет право требовать платы за услуги холодного и горячего водоснабжения по нормативу, поскольку ИПУ ХВС и ГВС кВ. 71 по {Адрес изъят} не были поверены в установленные сроки. Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации МО «Город Киров» не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся истца, его представителя, представителя третьего лица.
Заслушав представителя ответчика, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354).
Согласно п. 1 Правил № 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абз. 15 п. 2 Правил №354 "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "д, е, ж" пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пп. "д" п. 81 указанных Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Пунктом 81(12) Правил № 354 установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно п. 81(13) Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Пунктом 59 Правил № 354 установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании, как и в суде первой инстанции, установлено, что Белоруссова Н.Л. является нанимателем жилого помещения по адресу: {Адрес изъят}.
Указанное жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Из представленного истцом в материалы дела акта проверки состояния приборов учета воды от 23.11.2009 г. индивидуальный прибор учета холодной воды подлежит следующей проверке 02.05.2012 г., индивидуальный прибор учета горячей воды подлежит проверке 11.05.2011 г.
Актом проверки (ввода в эксплуатацию) состояния индивидуальных приборов учета воды от 27.05.2014 г. установлено, что в результате проверки выявлено нарушение в соответствии с п. 81.12 Правил № 354 ИПУ считается вышедшим из строя по истечении срока проверки ИПУ ХВС – 02.05.2012, ИПУ ГВС с 11.05.2011.
Факт отсутствия проверки ИПУ ХВС в период с 02.05.2012 по 27.05.2014 г., а так же ИПУ ГВС в период с 11.05.2011 по 27.05.2014 сторонами не оспаривался.
В связи с тем, что индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения на период проверки 27.05.2014 считались вышедшими из строя, ответчик производил начисления за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение по установленным нормативам.
Судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции установлено, что истец заявок в управляющую компанию на ввод приборов учета в эксплуатацию после окончания срока проверки не подавал.
Основанием для начисления оплаты за коммунальные услуги послужил тот факт, что на момент проведения повторной проверки, индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения считались вышедшими из строя, в связи с истечением срока проверки.
Акт проверки состояния учета приборов воды от 23.11.2009, которым установлены последующие сроки проверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, имелся у истца, был им представлен совместно с исковым заявлением. Следовательно, при должной осмотрительности, истец в установленные сроки мог обратится в управляющую компанию с заявлением о проведении проверки приборов учета.
Таким образом, суд первой инстанции оценив все исследованные доказательства, пришел к верному выводу о том, что на Белоруссовой Н.О., как на потребителе, лежит обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние прибора учета и своевременно предоставлять его на поверку, а поскольку она данную обязанность не выполнила, ответчик вправе был производить ему начисления в последующие 3 месяца, исходя из средних показателей индивидуальных приборов учета воды, предоставленных пользователем (истцом) за предыдущие 6 месяцев, а в дальнейшем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, действия ответчика по начислению истцу платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение по установленным нормативам требованиям закона не противоречат.
Довод истца, что в соответствии со ст. 534 ГК РФ обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, в связи с чем, последующее доначисление коммунальных платежей является неправомерным, не обоснован в связи с неверным толкованием норм права, поскольку ответчик энергоснабжающей организацией не является.
Правоотношения между управляющей компанией и потребителем по предоставлению коммунальных услуг, в том числе регламентирующие порядок оплаты, права и обязанности сторон, а так же регламентирующие порядок проведения проверок приборов учета регулируются специализированным нормативным правовым актом Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Таким образом, мировой судья дал надлежащую оценку представленным доказательствам по настоящему иску, доводы апелляционной жалобы Белоруссовой Н.Л. выводы суда первой инстанции не опровергают. Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, суд считает, что мировым судьей при рассмотрении дела выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права и принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 55 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░