Дело-№а-2/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
3 марта 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО1,
с участием заместителя прокурора <адрес> – ФИО6,
представителя административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО3,
представителя административного ответчика МКУ «Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации, МО «городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500 и о возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации, МО «городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500 и о возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.
Судья А. К. Мамаев
Дело-№а-2/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО1,
с участием заместителя прокурора <адрес> – ФИО6,
представителя административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО3,
представителя административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации, МО «городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500 и о возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500,
установил:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации, МО «городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения требований действующего законодательства при постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные в охраной зоне озера «Ак-Гель» установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000061:1499 и 05:40:000061:1500 с видом разрешенного использования: для строительства школы и детского дошкольного учреждения соответственно. Проведенной с выходом на место проверкой установлено, что территория указанных земельных участков хаотично застраивается одноэтажными постройками. Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные требования закона в части обеспечения надлежащего земельного контроля, должностными лицами администрации города не исполняются. В целях устранения выявленных нарушений закона в адрес главы Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» внесено представление об устранений нарушений закона. Однако Администрацией городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в установленный срок не приняты конкурентные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО6 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности ФИО2 административное исковое заявление не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков, привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>».
Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО3 административное исковое заявление не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности ФИО4 административное исковое заявление не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав объяснения сторон, исследовав по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные в охраной зоне озера «Ак-Гель».
Согласно Генеральному плану <адрес> на расположенных в микрорайоне «Ак-Гель» земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1499 и 05:40:000061:1500 запланировано строительство общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения соответственно.
В ходе проверки установлено, что территория указанных земельных участков хаотично застраивается одноэтажными постройками.
<адрес> в адрес Главы городского округа с внутригородским делением «<адрес>» внесено представление об устранение нарушений земельного законодательства, в котором предъявлено требование принять в порядке предусмотренном ч.4 ст.222 ГК РФ меры по сносу незаконных построек, возведенных на вышеуказанных земельных участках, рассмотрению представления с участием прокурора, привлечению виновных лиц к ответственности и сообщении в месячный срок о результатах рассмотрения и принятых мерах в прокуратуру в письменном виде.
Указанное представление поступило на адрес электронной почты администрации ДД.ММ.ГГГГ
Протест прокурора администрацией рассмотрен и ДД.ММ.ГГГГ прокурору направлено письмо за подписью первого заместителя Главы администрации <адрес>, в котором сообщалось, что с выездом на место было проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 05:40:000061:1499 и 05:40:000061:1500 и установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000061:1499 имеются 4 самовольно возведенных строений индивидуальной жилой застройки, 2 незавершенных строений и 1 металлический гараж. На земельном участке с кадастровым номером 05:40:000061:1500 имеются 16 самовольно возведенных строений индивидуальной жилой застройки и 8 фундаментов. Установить виновных лиц не представилось возможным. В связи, с чем в адрес начальника ОВД по <адрес> было направлено письмо с просьбой оказать содействия в данном вопросе. После получения данных виновных лиц администрация города примет все необходимые меры по устранению нарушения земельного законодательства.
Статьей 72 Земельного кодекса в обязанности органов местного самоуправления вменено осуществление муниципального земельного контроля (пункт 3). В случае выявления нарушения требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация об этом, а копия акта направляется в орган государственного земельного надзора (пункт 5).
Согласно пункту 6 статьи 72 Земельного кодекса в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 данной статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
Согласно пункту 9 статьи 72 Земельного кодекса в случае выявления факта размещения объекта на земельном участке, на котором в соответствии с его разрешенным использованием не допускается размещение такого объекта, в орган местного самоуправления направляется уведомление о выявлении самовольной постройки (пункт 9).
Градостроительным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесены проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений (пункт 7 части 1 статьи 8). Снос самовольных построек осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого на основании поступившего, в том числе от органа муниципального земельного контроля уведомления о выявлении такой постройки (пункты 1, 2, 4 статьи 55.32).
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, осуществление муниципального земельного контроля, осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке, о соответствии (несоответствии) параметров построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принятие решения о сносе самовольной постройки.
Также следует учитывать, что к вопросам местного значения сельских поселений, муниципальных районов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из письма начальника Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на имя начальника Управления административно – технической инспекции представленного в материалы настоящего дела видно, что по фактам самовольного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1499 и 05:40:000061:1500 были собраны материалы для принятие мер реагирования.
Таким образом, еще в феврале 2020 года Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» было достоверно известно о нарушении земельного законодательства, однако, какие-либо меры по устранению нарушения земельного законодательства приняты не были, что свидетельствует о незаконности бездействия со стороны Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>».
Доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией каких-либо конкретных мер для пресечения нарушения земельного законодательства, либо невозможности принятия таких мер, ответчиками в суд не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации, МО «городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500 и о возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства» конкретных мер по сносу незаконных строений, возведенных на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принять конкретные меры по устранению нарушений связанных с незаконным строительством на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000061:1500 и 05:40:000061:1500.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А. К. Мамаев