26RS0002-01-2021-001594-73
№ 2а-18/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Аванесян О.В.,
с участием: представителя административного истца Кацадзе З.А. - Емельяновой Т.Н., административного ответчика инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянова А.Г., представителя административного ответчика УМВД России по <адрес обезличен> Пыхтиной О.И., представителя административного ответчика ГУ МВД России по СК Кузнецова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по административному иску Кацадзе З. А. к инспектору отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянову А.Г. об отмене заключения по снятию с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Кацадзе З.А. обратился в суд с административным иском к инспектору отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянову А.Г., УМВД России по <адрес обезличен>, ГУ МВД России по СК, в котором просит: отменить заключение по снятию с регистрационного учета по месту жительства по адресу <адрес обезличен>, гражданина Российской Федерации Кацадзе З. А., <дата обезличена> года рождения, составленного инспектором отдела по вопросам миграции Отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по г. Ставрополю А.Г. Севостьяновым от <дата обезличена>, как незаконное и необоснованное.
В обоснование административного иска истец указал, что <дата обезличена> он являясь гражданином Российской Федерации, с добровольного согласия собственника жилья Сидоровой Н.Е. получил постоянную регистрацию по адресу: <адрес обезличен>. Однако, <дата обезличена> его представителем было получено по почте заключение по его снятию с регистрационного учета по месту жительства, составленного инспектором отдела по вопросам миграции Отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по г. Ставрополю А.Г. Севостьяновым от <дата обезличена> Данное заключение считает незаконным и необоснованным, не соответствующим обстоятельствам дела, нарушающим его права и законные интересы как гражданина Российской Федерации, а потому подлежащим отмене по следующим основаниям: В мае месяце 2019 г. между ним. и собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес обезличен> Сидоровой Н.Е. был заключен договор аренды жилого помещения, согласно которого ему была предоставлена жилая комната для проживания с наличием в ней дивана, шифоньера, стола, стульев, вешалки для одежды. Административный истец полагает, что правоохранительные органы, в ходе вынесения своего заключения о его снятии с регистрационного учета, не располагали полными сведениями о его намерении проживания в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, т.к. сам истец не был опрошен по данному факту. Указание инспектора в заключении на объяснения собственницы дома Сидоровой Н.Е., о том, что он не проживал в ее доме, не соответствуют в действительности. Ссылка в данном заключении инспектора отдела А.Г. Севостьянова на показания соседей не могут быть подтверждением о его не проживании по указанному адресу, т.к. не имеется подтверждений, что данные соседи были знакомы с ним самим, что они хорошо знали в его лицо.
Административный истец Кацадзе З.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца Кацадзе З.А. - Емельянова Т.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Административного ответчика инспектор отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянов А.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Представитель административного ответчика УМВД России по <адрес обезличен> Пыхтина О.И. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по СК Кузнецов А.С. в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Свидетель Сидорова Н.В. в судебном заседании пояснила, что истец проживал у нее примерно месяц, потом он уехал, но некоторые его вещи остались в ее доме.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 360 КАС Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Как указано в ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела судом установлено, что
Согласно пункта 1 части 2 статья 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из данной нормы следует, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа незаконным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Таким образом, для признания постановлений (действий) судебного пристава-исполнителя незаконными, требуется обязательное наличие двух условий, это несоответствие их закону или иному нормативно-правовому акту, а также нарушение такими действиями прав заявителя. Отсутствие одного из указанных оснований является основанием для суда для отказа в удовлетворении соответствующих требований.
Суд, оценив имеющие значения обстоятельства дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая вышеприведенные положения закона, приходит к выводу, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействий) требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействиями) прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями во взаимосвязи с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что административным истцом срок для обращения в суд с настоящим административным иском пропущен, однако суд полагает возможным восстановить истцу срок для обращения в суд.
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства установлен Законом Российской Федерации от <дата обезличена> 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, а также Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 984 от <дата обезличена>.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2 Закона Российской Федерации N 5242-1).
Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (статья 2 Закона Российской Федерации N 5242-1).
Согласно оспариваемому заключению, УМВД России по <адрес обезличен> была проведена проверка правил регистрации в отношении гражданки Российской Федерации Сидоровой Натальи Евгеньевны. В ходе проверки установлено, что гражданка Сидорова Н.Е., являясь собственников домовладения по адресу: <адрес обезличен> оформила регистрацию по месту жительства нескольких граждан Российской Федерации, в том числе, Кацадзе З. А..
Из объяснений собственника гр. Сидоровой Н.Е., а также соседей гр. Новичихина В.Н., Рудневой И.Э., Федуловой О.В. установлено, что фактически гражданин Кацадзе З.А. не проживает и никогда не проживал по вышеуказанному адресу.
Согласно ст. 7 Закона <номер обезличен>, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства – на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В связи с вышеизложенным заключением УМВД России по <адрес обезличен> от <дата обезличена> регистрация по месту жительства гражданина Кацадзе З.А. признана фиктивной, с регистрационного учета по месту жительства он был снят.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от <дата обезличена> N 5242-1"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме (ст. 6 названного Закона).
В соответствии со ст. 2 указанного Закона и пунктом 3 Правил регистрации граждан по месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства признается, в том числе квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает, в том числе, в качестве собственника.
В ст. 2 указанного Закона также определено понятие фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства, под которой понимается регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении.
В ст. 7 указанного Закона определено, что снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции органом регистрационного учета в следующих случаях выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства.
Приказом ФМС России от <дата обезличена> N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 128 указанного Административного регламента снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится на основании решения органа регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован.
Кроме того, совместным Приказом ФМС России МВД России 338/587 от 0<дата обезличена> утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел РФ, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который определяет полномочия органа миграционного учета по осуществлению контроля за соблюдением гражданами РФ, в том числе собственниками жилых помещений правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом, в п. 10 указанного Административного регламента установлено, что предметом контроля является соблюдение гражданами РФ, в том числе собственниками жилых помещений Правил регистрации.
Проверка соблюдения Правил регистрации включает в себя действия сотрудников по установлению обстоятельств выполнения указанными лицами законодательства РФ в сфере регистрационного учета.
Результатом исполнения государственной функции является, в том числе, обеспечение выполнения требований законодательства РФ в сфере регистрационного учета и выявление фактов фиктивной регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства (п. 18).
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В судебном заседании не установлен факт проживания по адресу <адрес обезличен>, показания свидетеля Сидоровой Н.Е., не являются доказательством фактического проживания Кацадзе З.А. по указанному адресу, поскольку свидетель Сидорова Н.Е. является фигурантом уголовного дела возбужденного в ее отношении по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.2, ст. 322.3 УК РФ.
Поскольку выделение Кацадзе З.А. в пользование жилого помещения в доме расположенном по <адрес обезличен> для проживания не представляется возможным, вследствие ограниченности жилого помещения, истец не имеет возможности фактически проживать по месту жительства в указанном доме. Доказательств возможности проживания в вышеуказанном доме и содержание предоставленного жилого помещения не представлено.
Требования указанных нормативных актов были соблюдены при проведении проверки, оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, при осуществлении контроля за соблюдением Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в порядке, установленном Административным регламентом. Решение принято при наличии к тому оснований, и в связи с установлением фиктивного характера регистрации, ввиду фактического не вселения и не проживания административного истца в адресе регистрации, а также в виду незначительной площади жилого помещения, исходя из количества зарегистрированных по указанному адресу лиц.
По смыслу статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении таких требований при одновременном наличии двух условий: противоречии оспариваемого решения (действий, бездействий) закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов,устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными, или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, оспариваемое заключение соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, истцу ничто не препятствует в настоящее время обратиться в миграционный орган с заявлением о постановке на регистрационный учет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований Кацадзе З.А. о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Кацадзе З. А. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением к инспектору отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянову А.Г., Управлению МВД России по <адрес обезличен>, ГУ МВД России по <адрес обезличен> об отмене заключения по снятию с регистрационного учета по месту жительства от <дата обезличена>, как незаконного и необоснованного
В удовлетворении административного искового требования Кацадзе З. А. к инспектору отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по <адрес обезличен> Севастьянову А.Г., Управлению МВД России по <адрес обезличен>, ГУ МВД России по <адрес обезличен> об отмене заключения по снятию с регистрационного учета по месту жительства по адресу <адрес обезличен>, гражданина Российской Федерации Кацадзе З. А., <дата обезличена> года рождения, составленного инспектором отдела по вопросам миграции Отдела полиции <номер обезличен> УМВД России по г. Ставрополю А.Г. Севостьяновым от <дата обезличена>, как незаконного и необоснованного - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>
Судья Е.С. Данилова