РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Визинга 06 июля 2022 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И., при секретаре Демидович Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Злобина Игоря Васильевича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Злобин И.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации в размере 500000 рублей.
В заявлении указал, что 24.07.2020, 20.08.2020, 28.08.2020, 11.09.2020 этапировался из ИВС МО МВД России «Сысольский» в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Республике Коми. В пути истец и иные перевозившиеся с ним лица были лишены возможности сходить в туалет, при этом конвоем МО МВД России «Сысольский» не делались остановки. В результате невозможности отправления естественных надобностей истец испытывал дискомфорт
Определением судьи Сыктывкарского городского суда 01.19.01.2022 осуществлен переход к рассмотрению иска в порядке административного судопроизводства, дело передано по подсудности в Сысольский районный суд.
К участию в деле заинтересованных лиц привлечены МВД по Республике Коми, МО МВД России «Сысольский», ОМВД по Прилузскому району Республики Коми.
Административный истец Злобин И.В. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Коми. В настоящем судебном заседании дал пояснения суду с использованием систем видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что остановки в пути при конвоировании были, однако его и других лиц не выводили в туалет. Его доводы могла бы подтвердить видеозапись. По его обращению прокуратурой были установлены нарушения условий его конвоирования.
Административный ответчик - Министерство внутренних дел Российской Федерации, представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо -МВД по Республике Коми направило письменные возражения о несогласии с заявленными требованиями, представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо -ОМВД по Прилузскому району Республики Коми, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель заинтересованного лица, МО МВД России «Сысольский» по доверенности Барсукова Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что конструкцией спецавтомобиля, которым перевозился истец, туалет не предусмотрен. Предусмотрены остановки для конвоируемых лиц для отправления естественных надобностей на местности. В случае наличия конфликтных ситуаций при перевозке видеозапись с видеорегистратора автомобиля не уничтожается, сохраняется. Поскольку при перевозке Злобина И.В. не было никаких конфликтов, в том числе и связанных с отказом вывести в туалет, видеозапись не сохранена.
Заслушав административного истца, представителя заинтересованного лица Барсукову Н.В., допросив свидетелей Ш., К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установлено, что обвиняемый Злобин И.В. конвоировался совместным конвоем МОМВД России «Сысольский» и ОМВД России по Прилузскому району на судебные заседания Прилузского районного суда и мирового судьи Прилузского судебного участка спецавтомобилем ОМВД по Прилузскому району ГАЗЕЛЬ №
- 24.07.2020, 28.08.2020, 11.09.2020 из ИВС МО МВД России «Сысольский» в СИЗО-2;
- 20.08.2020 из СИЗО-2 в ИВС МО МВД России « Сысольский».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп в специальных автомобилях.
Согласно Наставлению и Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.
В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Коми от 02.06.2020 № 239 «О закреплении за районами Республики Коми» Сысольский район закреплен за ФКУ Следственный изолятор № 2 УФСИН по Республике Коми, расположенном в г. Сосногорск.
Согласно представленным путевым журналам ООиКПиО ИВС МОМВД России «Сысольский», а так же рапортам о разрешении на выезд от 24.07.2020, 19.08.2020, 28.08.2020, 07.09.2020 Злобин И.В. конвоировался совместным конвоем группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания МО МВД России «Сысольский», группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Прилузскому району на специальном автомобиле ОМВД по Прилузскому району ГАЗЕЛЬ №
Расстояние от СИЗО-2 до ИВС составляет 430 км, время движения с учетом метеорологических условий, ограничения скорости движения, состояния транспортного средства составляет 7-8 часов.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Указанные законоположения предусматривают установление факта причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наличия причинно-следственной связи между противоправностью действий (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.
Обязательным условием удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий и вина (противоправность или незаконность действий, бездействия) ответчиков.
Из системного толковании приведенных норм права следует, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названного требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или нахождения в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у этого лица право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
В соответствии с п. 246 приказа МВД России от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (в редакции 1015 дсп от 25.12.2013) при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых и решению начальника (старшего) конвоя могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения территориального органа МВД России, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану подозреваемых и обвиняемых, и их изоляцию от посторонних граждан. Во время остановок начальник (старший) конвоя организует наружную охрану специального автомобиля и в случае необходимости вывод конвоируемых на оправку (по одному в сопровождении двух конвоиров). Двери камер после каждого вывода из них подозреваемых и обвиняемых должны закрываться на замки.
Указаниями МВД по Республике Коми № 1/6342 от 12.08.2020 при следования конвоя в СИЗО-2 МО МВД РФ «Сысольский» рекомендованы заезды конвоя в ИВС по Княжпогостскому району.
Из представленных путевых журналов следует, что в даты перевозки Злобина И.В. заезды в ИВС по Княжпогостскому району не осуществлялись.
Допрошенный в судебном заседании свидетель, на период конвоирования Злобина И.В. занимающий должность начальника ИВС МО МВД России «Сысольский» Ш., состоящий в группе сопровождения конвоя в даты перевозки Злобина И.В., пояснил, что как при конвоировании, так и по прибытию в ИВС от Злобина И.В. никаких жалоб на условия конвоирования не было. По пути следования по просьбе осужденных имели место остановки для отправления естественных надобностей. Остановки осуществлялись всегда, поскольку они обязательны. Отказов в остановках не было. При сдаче спецконтингента от Сысольского конвоя в СИЗО-2 дежурный опрашивает о наличии жалоб на конвой. Никаких жалоб на конвой от Злобина И.В. не поступало.
Сведений о жалобах Злобина И.В. на условия конвоирования в Журнале регистрации жалоб, обращений также не зафиксировано.
Согласно материалам дела, по жалобе Злобина И.В. от 17.08.2020 прокуратурой Сысольского района проведена проверка, 14.09.2020 внесено представление начальнику МО МВД РФ «Сысольский» по факту того, что при конвоировании административного истца 24.07.2020 не осуществлен заезд в ИВС по Княжпогостскому району во-исполнение Указания. МВД по Республике Коми № 1/6342 от 12.08.2020.
Поскольку на дату конвоирования 24.07.2020 вышеназванных Указаний не было, довод административного истца о подтверждении его требований результатами прокурорской проверки является голословным.
Каких-либо иных жалоб на условия конвоирования в даты, указанные Злобиным И.В. в иске, по делу не установлено.
Таким образом, суд считает установленным, что нарушения требований вышеназванных Наставлений и норм действующего законодательства, в части касающейся условий конвоирования Злобина И.В. допущены не были, доводы административного истца о нарушении его прав на отправление естественных надобностей в ходе рассмотрения дела не подтвердились.
Суд, оценив установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что представленными по делу доказательствами не подтверждается факт перевозки Злобина И.В. при его участии в рассмотрении уголовных дел Прилузским районным судом и мировым судьёй Прилузского судебного участка в невыносимыхусловиях, унижающих человеческое достоинство и не отвечающих требованиям безопасности, нарушающих его права и гарантированные свободы.
В связи с изложенным, основания для взыскания компенсации за нарушения условия конвоирования не имеются.
Статьей 219 КАС РФ регламентирован срок обращения с административным исковым заявлением в суд - в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно материалам дела, Злобин И.В. 4 раза конвоировался в период с 24.07.2020 по 11.09.2020 совместным конвоем МОМВД России «Сысольский» и ОМВД России по Прилузскому району, что подтверждается путевыми журналами ООиКПиО ИВС МО МВД России «Сысольский».
Таким образом, Злобину И.В. стало известно о нарушении, по его мнению, его прав, свобод и законных интересов 11.09.2020.
Административное исковое заявление Злобиным И.В. подано 24.08.2021.
Учитывая вышеизложенное, суд находит, что Злобиным И.В. пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, уважительных причин, препятствующих подаче иска в установленный законом срок, им не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины также основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст.219 КАС РФ).
Таким образом, суд пришел к выводу, что при перевозке Злобина И.В. специальным транспортом права и законные интересы его не нарушались, им пропущен срок для обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, в связи с чем основания для взыскания в пользу него компенсации отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административныеисковыетребования Злобина Игоря Васильевича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми.
Судья - М.И. Подорова
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2022.
Копия верна: судья -