Дело №2а-131/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Анненковой Т.С.,
при секретаре Чижове Н.В.,
с участием представителя административного истца Ефимова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова к Батталову И.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова (далее по тексту – ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, административный истец) обратилась в суд с административном иском к Батталову И.А.(далее по тексту – административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций в котором просит взыскать с Батталова И.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова налог на имущество физических лиц за 2014 год, 2015 год в размере 3819 рублей и пени в сумме 13 рублей 56 копеек, а всего 3832 рубля 56 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Батталов И.А. является собственником недвижимого имущества, а именно: квартиры по адресу: <адрес> (доля в праве 1/5), которое в соответствии со ст. 401 НК РФ признается объектом налогообложения. В соответствии со ст. 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ 11.08.2017 года в адрес Батталова И.А. административным истцом через личный кабинет было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество за 2014-2016 годы №47164881 от 11.08.2017 года в сумме 5119 рублей не позднее 01.12.2017 года. После получения Батталовым И.А. в порядке ст. 52 НК РФ вышеуказанного налогового уведомления, налог на имущество физических лиц уплачен не был. Так как, добровольная оплата налога не была произведена административным ответчиком в установленный законом срок, согласно ст. 69 НК РФ, в отношении налогоплательщика было вынесено требование об уплате налога на основании действующего на территории РФ законодательства о налогах и сборах №36740 от 13.12.2017 года об уплате недоимки по налогу в сумме 5119 рублей, задолженности по пени в размере 15 рублей 48 копеек, срок исполнения данного требования – 30.01.2018 года, которое 13.12.2017 года было направлено административным истцом через личный кабинет в адрес Батталова И.А. Так как данное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 03.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова был вынесен судебный приказ о взыскании с Батталова И.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова налога на имущество физических в размере 3819 рублей и пени в размере 13 рублей 56 копеек, а всего 3832 рубля 56 копеек. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова от 07.08.2018 года судебный приказ отменен по заявлению должника. После чего административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца Ефимов Е.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, как подтвержденные представленными доказательствами. Дополнительно пояснил, что Батталовым И.А. был оплачен только налог за 2016 год в размере 1300 рублей. До настоящего времени за налогоплательщиком числится недоимка по налогу на имущество за 2014 года в размере 1779 рублей, за 2015 год в размере 2040 рублей, задолженность по пени в размере 15 рублей 48 копеек. Однако в связи с тем, что в заявлении о вынесении судебного приказа и в исковом заявлении ими заявлено требование о взыскании пени в размере 13 рублей 56 копеек, он поддерживает административные исковые требования в заявленном части. Срок на подачу административного искового заявления не пропущен. Установленных Федеральным законом от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» оснований для применения к спорной задолженности «налоговой амнистии» не имеется, поскольку для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 года, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Административный ответчик Батталов И.А. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало, представил письменные возражения на административный иск, согласно которым просил в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова отказать, поскольку считает, что задолженность должна быть списана по «налоговой амнистии», административным истцом пропущен срок обращения в суд.
Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела и материалы дела №2а-2816/2018, представленного мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова по запросу Фрунзенского районного суда, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Батталов И.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
По сведениям, представленным органом осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Батталов И.А. является собственником недвижимого имущества, а именно: квартиры по адресу: г. <адрес> (доля в праве 1/5), которое в соответствии со ст. 401 НК РФ признается объектом налогообложения.
Согласно положений ч. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ 11.08.2017 года в адрес Батталова И.А. административным истцом через личный кабинет было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество за 2014-2016 годы №47164881 от 11.08.2017 года в общей сумме 5119 рублей, из которых налог за 2014 год – 1779 рублей, налог за 2015 год – 2040 рублей, налог за 2016 год – 1300 рублей не позднее 01.12.2017 года.
После получения Батталовым И.А. в порядке ст. 52 НК РФ вышеуказанного налогового уведомления, налог на имущество физических лиц уплачен не был.
При этом в силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Так как, добровольная оплата налога не была произведена административным ответчиком в установленный законом срок, согласно ст. 69 НК РФ, в отношении налогоплательщика было вынесено требование об уплате налога на основании действующего на территории РФ законодательства о налогах и сборах №36740 от 13.12.2017 года об уплате недоимки по налогу в сумме 5119 рублей, задолженности по пени в размере 15 рублей 48 копеек, срок исполнения данного требования – 30.01.2018 года, которое 13.12.2017 года было направлено административным истцом через личный кабинет в адрес Батталова И.А. В установленный срок требование Батталовым И.А. исполнено не было.
Доказательств обратного административным ответчиком суду не предоставлено.
Положением п.п. 7 п.1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Пунктом 3 ст. 44 НК РФ установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, с которыми связано прекращение обязанности по уплате налога и (или) сбора: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Однако ни одно из указанных обстоятельств в отношении Батталовым И.А. судом не установлено.
Так как данное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Согласно ч. 3.1. ст. 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
03.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова был вынесен судебный приказ о взыскании с Батталова И.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова налога на имущество физических в размере 3819 рублей и пени в размере 13 рублей 56 копеек, а всего 3832 рубля 56 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района города Саратова от 07.08.2018 года судебный приказ отменен по заявлению должника.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Исходя из изложенного, последним днем на обращение в суд по данному требованию являлось 06.02.2019 года.
Согласно почтового конверта административное исковое заявление отправлено в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова во Фрунзенский районный суд г. Саратова28.11.2018 года, поступило 03.12.2018 года, т.е. в пределах установленного ст. 48 НК РФ срока.
Таким образом доводы административного ответчика о пропуске срока на подачу административного искового заявления судом признаются несостоятельными.
Доводы административного ответчика о том, что задолженность по налогу и пени должны быть списана по «налоговой амнистии» суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании Батталовым И.А. норм права.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Пунктом 2 статьи 11НК РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Положениями пункта 4 статьи 57, пунктов 1, 3 статьи 363, пунктов 1, 4 статьи 397, пунктов 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря (по налогам за 2014 год - не позднее 1 октября) года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Следовательно, обязанность уплатить транспортный налог, налог на имущество физических лиц, за 2014 год возникает у налогоплательщика после 01.01.2015 года, и его оплата производится в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) по указанным выше налогам только за налоговые периоды по 2013 год, поскольку обязанность уплатить эти налоги за 2014 год возникла у налогоплательщика - физического лица только после 01.01.2015 года.
Обязанность по уплате налога на имущество за 2014 год для налогоплательщиков физических лиц (в данном случае и для Батталова И.А.) установлена до 01.10.2015 года. Недоимка по налогу на имущество возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок, то есть после 01.10.2015 года, а в Федеральном законе от 28.12.2017 года № 436-ФЗ безнадежной ко взысканию признается недоимка, имеющаяся у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2015 года.
Следовательно, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗна недоимку по налогу на имущество за 2014 года, имеющуюся у административного ответчика, не распространяется.
Судом установлено, что Батталовым И.А. был оплачен только налог за 2016 год в размере 1300 рублей. До настоящего времени за налогоплательщиком числится недоимка по налогу на имущество за 2014 года в размере 1779 рублей, за 2015 год в размере 2040 рублей, задолженность по пени в размере 15 рублей 48 копеек.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В связи с изложенным, требования административного истца о взыскании с Батталова И.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова налог на имущество физических лиц за 2014 год, 2015 год в размере 3819 рублей и пени в сумме 13 рублей 56 копеек, а всего 3832 рубля 56 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Батталова И.А. следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286-287 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.(░░░ 645502959708) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░░░, 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 3819 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 13 ░░░░░░ 56 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 3832 ░░░░░ 56 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ 645502959708) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 21 ░░░░░░ 2019 ░░░░.