Решение по делу № 2а-3379/2022 от 04.02.2022

УИД 11RS0001-01-2022-001953-22 Дело № 2а-3379/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев 10 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Кузьменко Наталии Владимировны, Макеевой Риммы Александровны к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным постановления, требования, возложении обязанности,

установил:

Кузьменко Н.В., Макеева Р.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» 20.09.2021 № 9/3059 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... до 2028 года, требования от 29.12.2021 №01-07/121 к собственникам квартиры № 1, Кузьменко Н.В., Макеевой Р.А., о сносе аварийного многоквартирного дома в части срока для добровольного сноса, возложении обязанности установить срок расселения граждан до 31.12.2022, а также разумного срока сноса дома. В обоснование заявленных требований указали, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу до 2028 года и срок сноса, установленный в требованиях, нельзя признать разумным, так как проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду угрозы самопроизвольного разрушения дома, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не учитывалось администрацией при принятии постановления.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Глава администрации МО ГО «Сыктывкар», Хозяинова Н.С., в качестве заинтересованных лиц – Комитет жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар", УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», Савина Т.Н., Савин С.А., Антонова Л.А., Краева Л.Н., Мотовилов В.А., Швец Е.В., швец В.А., Ерофеев В.Н., Ерофеева Л.Н., Останин А.Г., Останина С.А., Чесноков В.В., Аксенова Е.П., Чеснокова С.А., Галинская Ю.А., Усольцева О.Е., Зайцев А.А., Исрафилова У.А., Цин Е.В., Цин Н.П., Романова К.К., Романова О.П., Маркина М.К.

Стороны и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании участия не приняли.

Макеева Р.А. и Кузьменко Н.В. являются собственниками квартиры № 1 в многоквартирном жилом доме № ...

Как следует из технического заключения по обследованию здания многоквартирного дома № ..., выполненного в 2021 году ООО «Неско», по заказу администрации МО ГО «Сыктывкар», общее состояние МКД № ... в целом оценивается как аварийное техническое состояние. МКД № ..., 1958 года постройки, двухэтажный, деревянный, брусчатый. Состояние несущих и ограждающих конструкций здания - аварийное. Физический износ здания составляет не менее 71%. Техническое состояние жилых помещений многоквартирного дома не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Учитывая срок службы здания и состояние конструкций (износ), реконструкция или капитальный ремонт здания нецелесообразны. Стоимость реконструкции (ремонта) составит примерно 100% от восстановительной стоимости здания. Восстановительной стоимостью здания называют первоначальную стоимость здания без учета его износа. Таким образом, стоимость строительства точно такого же нового здания из таких же материалов будет равна стоимости реконструкции или ремонту существующего. Ввиду значительного физического износа, а также многочисленных дефектов и повреждений объект обследования не пригоден для проживания людей. Исходя из фактического состояния здания, многоквартирный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.08.2021, на основании технического отчета по обследованию многоквартирного жилого дома, принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома ... аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы МО ГО «Сыктывкар» - руководителя администрации от 20.09.2021 № 9/3059 многоквартирный дом № ... признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком расселения граждан до 2028 года.

Всем собственникам направлены требования о сносе дома в срок до 2024 года.

Территориальный орган Службы Республики Коми строительного жилищного и технического надзора (контроля) - Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району, рассмотрев обращение Кузьменко Н.В., по вопросу возможного обрушения многоквартирной дома, расположенного по адресу: ..., признанного аварийным, в ответе от 9.03.2022, сообщила, что по результатам визуального осмотра установлено, что дом имеет неравномерную осадку, наблюдается загнивание нижних венцов дома, фасады дома (обшиты вагонкой, окрашены) - наружные и внутренние капитальные стены имеют выпучивания и прогибы, просадки, искривления наблюдается разрушение окрасочного слоя, дверные коробки и оконные рамы имеют перекосы, в подъездах наблюдается перекос и зыбкость полов, перекос лестничных маршей и площадок; стены имеют выпучивания, кровля имеет искривления относительно горизонта и прогибы; в нижней части крыши, по нижнему краю наблюдаются повреждения кровельного покрытия в виде сколов, трещин. Разрушение и загнивание карнизного свеса. В жилом помещении №1 МКД наблюдается перекос и зыбкость полов, выпучивание стен, перекос потолков. Наблюдаются деформации несущих конструкций здания, что может создавать угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме граждан. Информация о наличии деформаций несущих конструкций здания и вероятности их обрушения направлена в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для рассмотрения вопроса о незамедлительном расселении жителей МКД.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

По смыслу положений статей 57 и 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма, и расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, является обязанностью органа местного самоуправления.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом. Кроме того, в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а также физический износ, суд полагает, что установленный срок для принятия мер по отселению граждан и обеспечению сноса многоквартирного дома до конца 2028 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью, на протяжении семи лет с момента принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, а также длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.

Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и, соответственно, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного разумного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Доводы административного ответчика в обоснование изложенной позиции с указанием на большое количество домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу ранее, чем МКД № ... аварийным и подлежащим сносу, не включение спорного жилого дома в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда, время, необходимое для соблюдения ряда процедур, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, а также отсутствие денежных средств, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о разумности установленного срока для принятия мер к расселению граждан до 2028 года с учетом степени аварийности дома, представляющей угрозу его обрушения.

Приведенные административным ответчиком обстоятельства исключительности установленного срока таковыми не являются.

Принимая решение, суд исходит из того, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Одновременно суд не усматривает оснований для признания незаконными требований, направленных административным истцам, о сносе дома, в части установления срока для добровольного сноса дома, до 2024 года и возложения на ответчика обязанности по установлению нового срока сноса.

В силу ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Из системного анализа положений статьей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.

Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" в требовании собственникам жилых помещений по адресу: ... установила срок для добровольного сноса многоквартирного дома – до 2024 года. Кроме того в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.

Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.

Суд полагает, что установление органом местного самоуправления срока добровольного сноса многоквартирного дома до 2024 года не нарушает прав административных истцов и не создает им препятствий к осуществлению таковых, так как установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права истцов, являющихся собственниками жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.

Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок до 2024 года для добровольного сноса многоквартирного дома по адресу: ... не является разумным суду не представлено.

Ссылки на то, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем истцов создает угрозу для жизни и здоровья, не влечет удовлетворения требований о признании незаконными действий органа местного самоуправления в части установления срока добровольного сноса дома. В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.09.2021 № 9/3059 в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ... до 2028 года.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ..., в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Отказать Кузьменко Наталии Владимировне, Макеевой Римме Александровне в иске к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным требований о сносе дома, в части установления срока для добровольного сноса дома, возложении обязанности установить новый срок сноса.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 12.08.2022.

Судья Н.Е. Колосова

2а-3379/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьменко Наталия Владимировна
Макеева Риима Александровна
Ответчики
Комитет Жилищной Политики АМО ГО "Сыктывкар"
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Аксёнова Елена Павловна
Савина татьяна Николаевна
Романова Ксения Константиновна
Романова Ольга Петровна
Швец Владимир Анатольевич
Мотовилов Владимир Александрович
Останина Светлана Анатольевна
Цин наталия Петровна
Чеснокова Светлана Анатольевна
Савин Сергей Александрович
Останин Анатолий Григорьевич
Цин Ева Викторовна
Зайцев Александр Александрович
Швец Татьяна Владимировна
Исрафилова Ульвия Алимамедовна
Галинская Юлия Александровна
Ерофеев Вячеслав Николаевич
Усольцева Ольга Евгеньевна
Краева Людмила Николаевна
Чесноков Вячеслав Владимирович
Ерофеева Лариса Николаевна
Зайцев Александр Анатольевич
Швец Евгения Владимировна
Маркина Мария Казимировна
Антонова Людмила Александровна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.02.2022Регистрация административного искового заявления
07.02.2022Передача материалов судье
10.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2022Предварительное судебное заседание
06.05.2022Предварительное судебное заседание
08.06.2022Предварительное судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее