Решение по делу № 33-4761/2024 от 04.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД 91RS0006-01-2023-000024-68

дело №2-897/2023                                                                                 судья первой инстанции – Атаманюк Г.С.

дело №33-4761/2024                                              докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2024 года                                                          г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Онищенко Т.С.,
судей Аврамиди Т.С., Рошка М.В.,
при секретаре Шерет Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым к Закарян Манане Арташесовне, Администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (Администрации Железнодорожненского сельского поселения) о признании недействительными постановления и сделки, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении записи о регистрации, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр), по апелляционной жалобе Администрации Железнодорожненского сельского поселения на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, 09 января 2023 года 14 марта 2023 года обратился в суд с административным иском и, с учётом предоставленных уточнений, просил:

признать недействительным постановление администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» №126 от 05 октября 2022 года;

признать недействительным договор №83 от 05 октября 2022 года аренды земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

истребовать земельный участок с кадастровым номером из незаконного владения Закарян М.А.;

обязать Закарян М.А. возвратить земельный участок муниципальному образованию Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым;

исключить из ЕГРН записи о регистрации договора аренды земельного участка №83 от 05 октября 2022 года, заключённого с Закарян М.А. /т.1, л.д. 1-9, 74-82, 148-156/.

Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемое постановление Администрации Железнодорожненского сельского поселения принято с нарушением требований статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» №66-ЗРК/2015 от 15 января 2015 года, поскольку Закарян М.А. в силу закона не имела права на предоставление ей земельного участка в аренду без проведения торгов.

Определением от 18 августа 2023 года суд перешёл к рассмотрению данного дела в порядке гражданского судопроизводства /т.1, л.д. 158-159/.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2023 года иск заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворён /т.1, л.д. 176-183/.

Признано незаконным и отменено постановление Администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым «О предоставлении земельного участка в аренду без

проведения торгов» №126 от 05 октября 2022, на основании которого с Закарян Мананой Арташесовной заключён договор аренды земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район с. Железнодорожное ул. Дружбы, 53.

Признан недействительным договор №83 от 05 октября 2022 года аренды земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: с. Железнодорожное, ул. Дружбы, 53, на основании которого земельный участок с кадастровым номером передан администрацией Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в аренду Закарян Манане Арташесовне.

Истребован из незаконного владения Закарян Мананы Арташесовны земельный участок площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

На Закарян Манану Арташесовну возложена обязанность возвратить земельный участок площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, муниципальному образованию Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в лице администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Из ЕГРН исключена запись о регистрации договора №83 от 05 октября 2022 года аренды земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, заключенного с Закарян Мананой Арташесовной.

Не согласившись с данным решением суда, глава Администрации Железнодорожненского сельского поселения – Колкунова И.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /т.1, л.д. 192-195/.

В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта на территории Республики Крым до 01 января 2025 года осуществляется без учёта особенностей, установленных статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, но в соответствии с иными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления земельных участков (статья 39.14), а также с учётом положений нормативно-правовых актов Республики Крым, в связи с чем постановление №126 от 05 октября 2022 года принято администрацией с соблюдением требований действующего законодательства и основания для признания его незаконным у суда отсутствовали.

Информация о движении дела (в т.ч. о времени и месте рассмотрения дела) размещена 16 апреля 2024 года на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в сети Интернет по адресу: vs.krm@sudrf.ru /т.1, л.д. 229/.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, что с учётом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 39.1, 39.2, 39.6, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 166-168, Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и установив, что предварительное согласование и предоставление в аренду Закарян М.А. спорного земельного участка было осуществлено администрацией в период, когда положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежали применению на территории Республики Крым, пришёл к выводу об обоснованности и доказанности заявленных требований, в связи с чем удовлетворил иск.

Судебная коллегия соглашается с таким разрешением спора, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Гражданам Российской Федерации государством гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере земельных правоотношений. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (статьи 2, 36 Конституции Российской Федерации).

Положениями статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером площадью 1500+/-14 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

26 сентября 2022 года Закарян М.А. обратилась в Администрацию Железнодорожненского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для целей личного подсобного хозяйства.

Постановлением Администрации Железнодорожненского сельского поселения №126 от 05 октября 2022 года Закарян М.А. предоставлен в аренду на 20 лет земельный участок из категории земель - земли населённых пунктов, имеющих разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), код вида разрешённого использования 2.2, кадастровый номер , площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Из мотивировочной части постановления следует, что администрация, принимая указанное решение, руководствовалась в том числе положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 39, подпункта 3 пункта 8 статьи 39.8, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки, части земельных участков.

При этом, подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон №131-Ф3), к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно статье 12.1 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2025 года на территории Республики Крым нормативными правовыми актами Республики Крым могут быть установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым устанавливается законом Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (Закон №66-ЗРК/2015).

Согласно статье 1 Закона № 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.

    Статьёй 3 Закона №66-ЗРК/2015 установлены особенности предоставления земельных участков гражданам, согласно которой земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона, а также в безвозмездное пользование гражданам в порядке, установленном статьёй 7 настоящего Закона.

    Частью 3 указанной статьи закреплено, что гражданам для иных целей, кроме перечисленных в части первой настоящей статьи, земельные участки предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

    Категории граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, перечислены в статье 4 Закона № 66-ЗРК/2015, последние также имеют право на предоставление земельных участков, в аренду без проведения торгов (части 1, 3 указанной статьи).

    Абзацем 2 части 1 статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015 установлено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства вступают в силу с 01 января 2025 года (в редакции Законов Республики Крым от 29 сентября 2015 года №140-ЗРК/2015, от 25 декабря 2019 года №30-ЗРК/2019, от 14 декабря 2020 года №136-ЗРК/2020, от 29 сентября 2022 года №315-ЗРК/2022).

Таким образом, положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым до 01 января 2025 года применению не подлежат, предоставление земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по заявлению граждан, не отнесённых Законом №66-ЗРК к льготной категории, может быть осуществлено только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно по результатам проведения торгов, проведённых в форме аукциона.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании изложенных положений закона, в связи с чем отклоняются судебной коллегией, как необоснованные.

Статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в установленном данной статьёй порядке либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла пунктом 4, 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, только если в течении 30 дней со дня опубликования извещения заинтересованные лица не подали заявлений о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трёх экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.

При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьёй 39.17 настоящего Кодекса.

Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования Железнодорожненское сельское поселение, спорный земельный участок находится в зоне Ж-1, к основным видам разрешённого использования, которой относится в том числе индивидуальное жилищное строительство (код. 2.1.), ведение личного подсобного хозяйства (2.2.).

В соответствии с оспариваемым постановлением, в аренду передаётся земельный участок с кодом вида разрешённого использования 2.2.

            Согласно Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540, наименование вида разрешённого использования с кодом 2.2. – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

    Вместе с тем, принимая оспариваемое постановление, Администрация руководствовалось подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6, статьёй 39.18 ЗК РФ, а также нормами Закона №66-ЗРК/2015, без учёта особенностей, установленных абзацем 2 части 1 статьи 18 Закона №66-ЗРК/2015, а также в нарушение указанных требований Земельного кодекса Российской Федерации.

    В силу части 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Списки очерёдности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, формируются и ведутся органами местного самоуправления сельских поселений по месту жительства граждан, категории которых установлены статьёй 4 Закона №66-ЗРК/2015 (пункт 1.2. Порядка).

    При этом, Закарян М.А. не относится к категории лиц, перечисленных в статье 4 Закона №66-ЗРК и не была включена в списки очерёдности органом местного самоуправления.

    Защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права, законного интереса либо пресечение угрозы его нарушения.

    По общему правилу, закреплённому в пункте 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.

    В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

    Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами следует понимать интересы неопределённого круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

Невозможность осуществления права неопределённого круга лиц на равный доступ к участию в торгах на право аренды земель муниципальной собственности и нарушение интересов муниципального образования на передачу в пользование имущества по наиболее высокой цене свидетельствует о нарушении публичных интересов, что в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 является признаком ничтожности договора аренды земельного участка.

Несоблюдение администрацией Железнодорожненского сельского поселения императивных требований закона о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), при принятии решения о передаче в аренду без проведения торгов земельного участка гражданину, который в силу закона не имел такого права, приводит к ограничению доступа к участию в торгах иных претендентов, чем нарушаются принципы конкурентности торгов и тем самым не обеспечиваются права публичного собственника имущества на его максимально эффективное использование.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что спорный договор аренды земельного участка является ничтожной сделкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В связи с признанием договора аренды недействительным обосновано применил соответствующие последствия недействительности сделки в форме возврата земельного участка арендодателю (собственнику) и в виде исключения из ЕГРН сведений о регистрации договора аренды земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведённой судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года №566-О-О, от 18 декабря 2007 года №888-О-О, от 15 июля 2008 года №465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведённых положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.

Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению судом первой инстанции определены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность вынесенного решения.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции сторон, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешён верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 22 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-4761/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Бахчисарайского района
Ответчики
Закарян Манана Арташесовна
Администрация Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Онищенко Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
04.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее